Чтобы сделать ледяное изваяние более двух метров высотой, скульптор должен работать 20 часов
Труд ледовых скульпторов востребован не только в новогодние праздники, но и в течение года. Ледяных дел мастера изготавливают по заказу ресторанов тающие чаши и статуи лебедей и рыб. А также в погоне за зимой ездят по всему миру на конкурсы ледяных скульптур. В нашем материале мы расскажем об особенностях "ледяных технологий".
Скульпторы с топором
В современной истории России первый масштабный ледовый дворец был построен в январе 1987 года в Москве - тогда подобные сооружения изо льда были в диковинку даже для столичных жителей. Более привычными были скульптуры из снега, хотя красоту и изящество прозрачных изваяний горожане оценили по достоинству. Организаторы московских зимних праздников решили не ограничивать себя в масштабах и в 1999 году возвели самую высокую ледяную скульптуру в России - копию колокольни Ивана Великого высотой 18 метров. Это недолговечное сооружение было занесено в Книгу российских рекордов "Диво". Постепенно традиция создавать масштабные ледяные композиции прижилась и в российских регионах, каждый уважающий себя город стремился построить к Новому году на главной площади прозрачные замки.
А еще через год московские ледяные скульпторы набрались смелости и начали выезжать на международные фестивали в Финляндию, Японию и США.
О существовании специальных инструментов для обработки льда они лишь догадывались, умело работая по льду... топорами. Чем и шокировали зарубежных коллег, особенно японцев, которые выделялись среди других участников суперпрочными и суперострыми стамесками из особой стали для изготовления ледяных скульптур. Стоимость профессионального набора таких стамесок - не одна тысяча долларов. Они делаются на заказ из стали высочайшего качества. Чем выше качество стамески, тем меньше ошибок при "отшлифовке" ледяной скульптуры. Главный рабочий инструмент ледяного скульптора должен быть таким острым, чтобы его след не оставлял мелких царапин, из-за которых лед теряет прозрачность. От топора лед "мутнеет", и его приходится сглаживать специальным электрофеном, чтобы, подтаивая, он обрел былую прозрачность.
Лед как сверхпрочная материя
Материал для ледяных скульптурных композиций добывается на замерзающих озерах и реках с чистой водой. В столице таких мест немного, поэтому нередко лед приходится везти из провинции. А если на дворе стоит необычайно теплая зима, ледяных скульпторов выручают огромные промышленные холодильники объемом до 100 куб. метров. Хотя изготовить "правильный" лед - дело не быстрое и не дешевое. Стандартный "рабочий" куб искусственного льда, с которым легко работать, составляя большие композиции, должен быть длиной 1 м, шириной 50 см и высотой 25 см. Он весит 125 кг и постепенно замораживается в течение недели: при температуре -16 градусов в металлические емкости наливается водопроводная вода. Особенной прозрачности от этого скульптурного материала добиваются так - неоднократно сливают мутную воду, которая обычно застывает в последнюю очередь.
Тающие блюда и официанты
На профессиональных состязаниях скульпторы стремятся удивить жюри точными копиями известных архитектурных сооружений -например Большого театра или храма Василия Блаженного. Кстати, в 2000 году по заказу крупнейшей российской телекомпании для съемок фильма о русских самодержцах был воссоздан фрагмент "Ледяного дома" времен Анны Иоанновны. Спустя два года "прозрачный дворец" площадью 60 кв. м был построен к Новому году по заказу одного подмосковного ресторана. А в канун 2003 года ледяных скульпторов даже пустили поработать в Кремль. Для государственного новогоднего приема президента РФ на Соборной площади было установлено 30 ледовых скульптур.
Нередко скульпторов просят изготовить бюст к дню рождения любимой или любимого, а нынче особенно популярен символ наступающего года - Петух, но чаще фантазии ограничиваются новогодней атрибутикой - елкой, Дедом Морозом со Снегурочкой.
Но среди скульпторов встречаются особенные выдумщики. Например, однажды изо льда вырезали... официанта, который к тому же наливал гостям горячительные напитки из ледяной бутылки. Для этого в плече ледяной скульптуры просверлили отверстие, вставили в него прозрачный шланг, а постоянно обновляемую емкость со спиртным хитроумно спрятали внутри изделия.
Шведский лед
Шведы - нация изобретателей, подарившая миру динамит и подшипник, сепаратор и застежку "молнию", шведскую спичку и компьютерную мышку. Они держат мировое первенство по количеству патентов на душу населения. Но даже эта изобретательная нация поражается находчивости группы энтузиастов с севера страны, начавших осваивать новую отрасль промышленности - ледяную. Все началось с ледяной гостиницы, которую каждый год местные умельцы - архитекторы, дизайнеры и скульпторы -сооружают в городе Юуккасярви. В этом дворце Снежной королевы все изо льда - от сводов до картин, кроватей и стаканов в баре. Ночь в сияющих чертогах, проведенная в спальном мешке, стоит около 200 долларов. Утром мужество гостей отеля вознаграждается особым местным кушаньем - горячим черничным киселем, а желающие могут отогреться в сауне.
Климат в этих краях суровый: снег ложится уже в октябре, а таять начинает только весной. Гостиница работает до начала мая, и все места в ней забронированы заранее. Паломники едут со всего света, особенно много японцев. Кстати, семейные пары из Страны восходящего солнца едут на север Швеции, чтобы полюбоваться северным сиянием: японцы верят, что женщина, увидевшая это чудо, обязательно родит мальчика.
Каждый сезон гостиница приносит рекордную прибыль - около шести миллионов долларов. Шутки зажиточных шведских южан над северянами, у которых, говорят, вместо денег в кармане - кусок льда, давно прекратились. Лед оказался твердой валютой.
Ежегодное сооружение гостиницы качественно развило искусство обработки льда у местных жителей, и они стали мировыми законодателями моды в создании ледовых скульптур. Недавно скульпторы из Юуккасярви привезли две золотые награды с международных чемпионатов по ледовым скульптурам, которые проходят на Аляске, в Японии, Финляндии.
***
КСТАТИ
Последние годы конкурсы ледовых скульптур проводятся в большинстве российских городов, в том числе и в вотчине российского Деда Мороза - Великом Устюге. С 20 по 24 декабря гости и жители города увидели воплощенных во льду персонажей русских народных сказок и былин. В смотре-конкурсе участвовали не только мастера, но и любители ледового творчества: коллективы учебных заведений, творческие мастерские, студии, дизайнерские бюро. За лучшие скульптурные композиции были установлены премии: первая - в размере 15 тыс. рублей, вторая - 12 тыс. и две третьих - по 8 тыс. рублей.
***
СПРАВКА
История российской ледовой скульптуры богата традициями. Вспомните "Ледяной дом" Анны Иоанновны, воздвигнутый в честь 10-летия ее восхождения на престол и свадьбы шута князя Голицына с калмычкой Бужениновой. Строительство этого дома описал современник ледовой затеи Георг Вольфганг Крафт: "Самый чистый лед, наподобие больших квадратных плит, разрубали, архитектурными украшениями убирали, циркулем и линейкою размеривали, рычагами одну ледяную плиту на другую клали и каждый ряд водою проливали, которая тотчас замерзала и вместо крепкого цемента служила. Таким образом, через краткое время построен был дом, который был длиною восемь сажен, шириною две сажени с половиною, а вышиною вместе с кровлею в три сажени. Напереди перед домом стояло шесть ледяных точеных пушек. Из оных пушек неоднократно стреляли, в том же ряду у ворот стояли два дельфина. Сии дельфины с помощию насосов огонь от зажженной нефти из челюстей выбрасывали, что ночью приятную потеху представляло".
Зрители особенно были поражены ледяным слоном, выточенным изо льда "в надлежащей его величине". Рядом с животным стояли два ледяных же персиянина, а еще один восседал у него на спине. Слон мог, как живой, "кричать". Эти звуки производил трубой затаенный в нем человек...
***
ИЗ ДОСЬЕ
В разных странах мира ежегодно национальными ассоциациями ледовых скульпторов организовывается множество различных международных и национальных фестивалей и конкурсов. Старейший международный фестиваль принимает ледовых скульпторов в японском городе Саппоро, где он проводится с 1964 года.
Десять лет назад по инициативе Всемирной ассоциации ледовых скульптур (она была организована по инициативе США) в Файербенксе (Аляска) начали ежегодно проводить чемпионат мира по ледовым скульптурам на открытом воздухе. А три года назад в Европе был организован чемпионат мира по ледовым скульптурам в закрытых помещениях (ее организатором выступила Национальная американская ассоциация ледовых скульпторов). Это состязание с тех пор ежегодно проводится в разных городах Европы. В начале декабря этого года мастера ледовых композиций завершили мировое первенство в Любеке (Германия).