Главная >> 5 >> 18

Цвета Африки российскими красками

Один из самых популярных в Тунисе художников родом из Дагестана


В начале февраля в Тунисе начнутся судебные слушания по иску российского художника Махача Магомедова к известному тунисскому акварелисту Лиману. Магомедов утверждает, что Лиман выпустил открытки с репродукциями его работ, выдав их за свои. Оригиналы работ Лиман купил у российского художника в прошлом году, и в качестве доказательства Магомедов их использовать не сможет. Но у него осталась античная ваза, изображенная на картинах, и тунисский адвокат сказал, что ее будет вполне достаточно для восстановления справедливости.


- Они просто подумали, что Махач уедет в Россию и о плагиате никто не узнает, - предполагает приятель художника, тунисский филолог Мохамед Дербель.


Мы сидим и пьем чай с листочками свежей мяты в любимом кафе приятелей "Миди" на рю де Палестайн.


- Да нет, просто они пираты. Все они знают, что я уже десять лет живу и рисую в Тунисе; когда покупали мои работы и долго торговались, я понял, что они обо мне все знают. Странно это, вот в Ливии было бы понятно, а здесь - страна-то цивилизованная, - говорит Махач, крупный мужчина, больше похожий на тяжеловеса, чем на художника, в основном работающего капризной акварелью.


Собственно, в своей "первой" жизни он занимался пляжным волейболом, даже выигрывал чемпионаты России. Параллельно учился на факультете художественной графики педагогического университета в Махачкале, но не окончил. Теперь он профессиональный художник, один из самых покупаемых в Тунисе, а в его школу живописи имени Александра Рубцова при Российском центре науки и культуры в Тунисе ходят учиться десятки жен и дочерей высокопоставленных тунисских чиновников и бизнесменов. Сам Махач тоже "постоянно учится" у Рубцова, знаменитого во всем мире русского художника, основоположника современной тунисской живописи. В России только четыре ранние работы Александра Рубцова - в Эрмитаже и музее Академии художеств в Санкт-Петербурге. Сотни их в музеях и частных собраниях Франции и музеях Туниса. На мировые аукционы они попадают редко, стоят сотни тысяч долларов. Петербуржец Рубцов оказался в Тунисе во время путешествия по Северной Африке в апреле 1914 г. и не смог вернуться на родину из-за Первой мировой. А после 1917-го навсегда остался в этой стране и прославился на весь мир своими акварелями и портретами. За портреты тунисской знати уже в 1924 г. получил высшую награду - бейский орден отличия. Умер Рубцов в Тунисе в 1949-м, похоронен в русской части кладбища Боржель.


- Он очень тонкий человек был, очень образованный. Когда на него завистники нападали, что он портреты пишет, а ислам это запрещает, он отвечал, что в Коране нет запрета изображать лица. Есть запрет поклоняться изображениям. И соответствующие подтверждения приводил из древних исламских теологов. Коран великолепно знал, со всеми разночтениями.


Сам Махач портретов почти не пишет. Он пишет сценки из захолустной тунисской жизни, живописные дворики тунисских городков и пестрые картины свадебных праздников бедуинов. Работает по собственным фотографиям, писать этюды при сорокаградусной жаре тяжело, а зимой цвет и свет уже не те. Фотографий понравившегося закоулочка делает не меньше сотни. А с фольклорных декабрьских фестивалей в городе Дуза каждый год привозит по тысяче фото.


- Да, кстати, Махач, я что пришел, - говорит Мохамед Дербель, - вот, смотри, в газете "Ле Прессе" большую статью нашел, что Василий Кандинский нарисовал в Тунисе несколько десятков работ в 1904 - 1905 годах. Они сейчас в музеях Парижа, Мюнхена и в нью-йоркском Гуггенхайме.


- Здорово, что они это нашли и написали. А то, что здесь можно делать шедевры, я сразу понял, когда только приехал. Здесь уникальные цвета можно найти, уникальный свет.


ТУНИС - МОСКВА