Фестиваль "Возвращение" -встреча с родными пенатами
Приятно осознавать, что многие артисты, покинувшие Россию, все чаще выступают на родине. Приятно, что все реже приходится сожалеть о потере кумиров из виду, они могут теперь возвращаться если не насовсем в родные пенаты, то во всяком случае на отечественную сцену в рамках регулярных гастролей. Восемь лет назад одними из тех, кто понял, как важно сохранить творческие силы в России, стали молодые - двадцати с небольшим лет - музыканты, авторы и создатели фестиваля камерной музыки "Возвращение".
Это были выпускники Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных, продолжившие обучение в различных колледжах и высших школах в Европе и США. Авторами идеи выступили скрипач роман Минц, обосновавшийся в Лондоне, и гобоист Дмитрий Булгаков, уехавший в Германию. Решив с пользой использовать рождественские каникулы, позволявшие им навестить родных в Москве, они, обнародовав свою гражданскую позицию, предпочли домашним посиделкам публичное музицирование. Со временем Минц и Булгаков организовали и возглавили фонд развития культуры "Возвращение", он добавил к ежегодным фестивалям, ставшим неотъемлемой частью музыкальной жизни столицы, и другие проекты. В прошлом году, выйдя за фестивальные рамки, фонд провел абонементную серию концертов "Возвращение. Портреты" в Доме музыки, в нынешнем сезоне продолженную в Рахманиновском зале Консерватории. Смысл серии - представить героев "Возвращения" в развернутых сольных программах (27 февраля такой рецитал предстоит Р.Минцу).
Четыре концерта фестиваля в Рахманиновском зале всегда проходят в одни и те же числа, окружающие православное Рождество. И это всегда эксклюзивные тематические вечера, всегда звучит интересная и по большей части абсолютно неизвестная музыка. В этом году в первый день "возвращенцы" затронули весьма щекотливую тему: может ли музыка служить свидетельством душевного недуга композитора и может ли в форме и содержании произведения отразиться история болезни его создателя. В программе, получившей название "Анамнез", звучали сочинения, написанные Бетховеном, Вольфом, Дюпарком, Сметаной, Шуманом и недавно ушедшим из жизни Дитером Натовым в периоды психических расстройств и депрессии.
Открыл вечер фортепианной сонатой Бетховена британец Чарльз Оуэн, ставший для аудитории "Возвращения" желанным гостем еще несколько лет назад, кстати, благодаря Бетховену. А завершился концерт блестящим исполнением "Сказочных повествований" Шумана для кларнета, альта и фортепиано (Евгений Варавко, Максим Рысанов и Александр Кобрин).
"Возвращенцы" всегда улавливают идеи, витающие в воздухе. Так, второй концерт фестиваля - "Брамс" (и его влияние на современников) - нечаянно предвосхитил грандиозный праздник, подготовленный Московским международным домом музыки (20 января там начался крупный монографический фестиваль "Иоганнес Брамс"). В число "брамсианцев" попали композиторы А.Дитрих, Б.Шольц, А.Дворжак, Э.Донаньи, К.Райнеке -кроме чеха, композиторы "второго эшелона", как оказалось, они писали очень приятную музыку. "Особенно если ее сыграть как подобает", - считают "возвращенцы". Примером может служить "Серенада" Донаньи для струнного трио, ее мастерски преподнесли Роман Минц, Максим Рысанов и Кристина Блаумане (известное в Британии "АSСН-трио").
В третий вечер ("Трудности перевода") музыканты "рассуждали" о том, что такое транскрипция, имеет ли право один композитор каким-либо образом преобразовывать сочинение другого и что из этого получается. Гвоздем программы стала "Симфония для струнных и духовых" Дмитрия Шостаковича - Рудольфа Баршая (переложение Квартета N3), которую корифеи фестиваля сыграли с оркестром "Гнесинские виртуозы" Михаила Хохлова, заслужив овацию.
Закрытие фестиваля согласно традиции - это всегда "Концерт по заявкам" самих участников. И это хитпарад корифеев "Возвращения", среди них Минц и Булгаков, Рысанов и Блаумане, Кобрин и Варавко, а также альтист Илья Гофман, виолончелист Борис Андрианов, пианисты Екатерина Апекишева и Яков Кацнельсон и многие другие. Финальной точкой нередко бывает произведение, написанное специально по заказу фестиваля. Так было и в этот раз. Разучить и исполнить с россиянами свой самый свежий опус приехал из Ирландии экстравагантный Брайан Ирвайн. Он представил искрометное, исполненное юмора и пропитанное энергетикой джаза сочинение "Птица... Сапог... Часы", созданное под впечатлением работ не менее эксцентричного скульптора-кинетика Эдуарда Берсудского. 11 инструменталистов самоотверженно преодолели этот сложнейший (прежде всего по ритму) Рубикон, явно получив невиданную порцию адреналина и выплеснув его в зал.