В новый год мы вошли с двухвостой кометой, а Рождество встретили наводнением
Губернатор Петербурга поздравила горожан с Рождеством и пожелала, чтобы рождественская радость сохранилась в наших сердцах на весь грядущий год и принесла надежду на непременное возрождение нашего прекрасного города.
Как праздновали Рождество в старом Петербурге, можно узнать на выставке, открывшейся в Петропавловской крепости. Выставка посвящена 300-летию превращения этого праздника в светский, с балами и маскарадами. Тогда же был введен обычай устанавливать елку, и через некоторое время украшенная елка стала непременным атрибутом петербургского Рождества и Нового года. А вот Дед Мороз стал появляться на новогодних мероприятиях лишь в начале прошлого века, причем первое время его называли также и Святым Николаем, то есть Санта-Клаусом. На выставке представлены даже рецепты праздничных блюд, а также рождественские открытки, елочные украшения - всего более 200 экспонатов из фондов Музея истории Санкт-Петербурга.
Российский этнографический музей встретил Рождество фестивалем вертепных театров, на котором было представлено более десяти спектаклей. Как известно, вертепом называется в том числе и кукольный театр в большом, специально оборудованном ящике, где ставятся пьесы в первую очередь на рождественский сюжет с Богоматерью, волхвами, царем Иродом и другими персонажами этой истории и Вифлеемской звездой.
Вот такое знамение...
В предновогодние ночи можно было наблюдать, помимо звезд, прилетевшую к нам комету, обнаруженную американским астрономом-любителем Дональдом Мачхольцем и названную в его честь. И никто из наблюдателей не вспомнил о том, что, по народным суевериям, появление в небе кометы ничего хорошего не предвещает. А далее последовал шторм на Балтике с высотой волн до 18 метров, ураган в Европе, многодневный зимний дождь в Петербурге и затопление низинных площадей на балтийском побережье от Петербурга до Дании и Швеции.
Некоторые наблюдатели списывают эти неприятности на год Петуха - задиристого и беспощадного, вспоминая попутно, что в год Петуха в Петербурге были убиты император Павел и "наше все" Пушкин, а также восстали декабристы. Но на самом деле год Петуха наступит только 9 февраля, так что виновата все же комета.
Комета Мачхольца имеет такой большой период обращения вокруг Солнца, что больше мы ее не увидим и новых неприятностей она нам не доставит. Зато астрономы NASA обнаружили в космосе 400-метровый астероид, который через 25 лет пройдет вплотную к Земле, а может быть, и столкнется с ней. Если это столкновение, не дай Бог, произойдет, оно будет сопровождаться катаклизмом, сопоставимым со взрывом полумиллиона тонн гексогена.
Мы поедем, мы помчимся...
Петербургу вновь не удалось догнать нынешнюю столицу: 1 января подорожал проезд не только в нашем, но и в московском общественном транспорте, который тем не менее остается убыточным. Нынешнее повышение цен - не более чем поправка на инфляцию, поэтому немедленного улучшения работы транспорта ожидать не приходится. Можно утешиться тем, что пока российское метро все равно гораздо дешевле прочего: лондонская подземка каждый раз изымает из кошелька пассажира 1,6 фунта стерлингов, нью-йоркская - 1 доллар, парижская - 1,3 евро.
А вот изменение цен на пригородные поезда одни называют повышением цен, а другие понижением, потому что цена проезда по городу возросла, а по области - понизилась. Так что добро пожаловать в Ленобласть!
Правительство России дало "добро" на строительство платных автомагистралей, и теперь нет никаких препятствий для разработки предпроектной документации первой в России платной скоростной трассы, каковой, естественно, будет магистраль Москва - Петербург. Для строительства автомагистрали с выходом на Хельсинки будет использована земельная полоса, отведенная под строительство высокоскоростной железной дороги между столицами, то есть автомобильная и железная дороги пролягут бок о бок. В Ленинградской и Московской областях движение будет восьмиполосным и шестиполосным на остальном отрезке.
На скоростной линии Москва - Петербург будут работать 60 пассажирских поездов, сделанных совместно с германской компанией Siemens. Первый образец должен появиться к концу 2007 года. Поезда смогут развивать скорость до 350 километров в час. Следующая партия поездов с немного меньшей максимальной скоростью выйдет на линию Москва - Хельсинки. Компания Siemens согласна полностью передать российской стороне технологию изготовления таких поездов с целью размещения их производства в России.
На границе между городом и деревней теперь будет легче проехать. Еще в канун Нового года открылся, хоть и с двухнедельным запозданием, переезд на пересечении проспекта Косыгина с железнодорожными путями у станции Заневский пост. А вчера открыта для движения вся Октябрьская набережная. Участок до проспекта Большевиков был сдан в августе, а теперь введен в эксплуатацию участок до нового вантового моста. Таким образом, появилось два новых подхода к строящейся кольцевой дороге. Развитие транспортной инфраструктуры, по словам губернатора Петербурга, приближает нас к достижению главной цели - созданию в нашем городе европейских стандартов жизни.
На пути к званию столицы туризма
30 мая откроется новый туристический железнодорожный маршрут Берлин - Калининград - Петербург и обратно. На линии будет работать поезд класса "люкс", пробный рейс которого состоялся в прошлом году. Поезд проследует также через Таллин, Ригу и Вильнюс, причем программа предусматривает остановки в балтийских столицах и двухдневное пребывание в Петербурге. Стоимость тура составит 1,5 тыс. евро, продажи нового тура начнутся в марте на Международной туристической бирже в Германии.
В начале 2005 года выйдет на маршрут новый поезд "Нижний Новгород - Москва - Санкт-Петербург". Состав будет укомплектован новыми пассажирскими вагонами двух типов - межобластные сидячие и спальные с двухместными купе. Допустимая скорость их движения - до 160 км/ч.
Кому-то повезло встретить Новый год в Таллине, но это были последние пассажиры паромной линии компании "Таллинк" в этом сезоне. Паром "Фантазия", следующий через Хельсинки, перевез начиная с апреля около 160 тыс. пассажиров. Линия была не слишком рентабельна из-за малой загрузки парома, а тут еще наш Морской вокзал решил с нового года удвоить портовые сборы и пригласил финскую сторону на переговоры по этому поводу. Последовал отказ, что, должно быть, очень удивило и не на шутку огорчило администрацию вокзала, поскольку изначально предполагалось, что линия будет работать круглый год. Под это Морской вокзал взял кредит и оборудовал специальный погранично-таможенный пункт пропуска грузовой техники стоимостью 2,7 млн долларов. Руководство Морского вокзала не теряет надежды возобновить переговоры с компанией "Таллинк", однако паром "Фантазия" уже сдан в аренду на один из средиземноморских маршрутов.
В начале февраля завершится навигация и для грузопассажирского парома "Георг Отс", который в 2004 году перевез 7,5 тыс. пассажиров и 2 тыс. автомобилей между Калининградом и Петербургом. Возобновится движение парома, вероятно, в начале мая.
Госдума все же намеревается принять на днях поправки к закону о въезде в Россию, отменив порядок безвизового пребывания у нас круизных туристов из тех стран, которые не пускают без виз российских туристов. Валентина Матвиенко направила думцам письмо, где отмечено, что принятие этих поправок приведет к глубокому кризису въездного туризма. Вместо Петербурга круизные суда будут останавливаться в других портах, что приведет к потере по крайней мере 200 млн евро в год.
В качестве других негативных факторов, отражающихся на турпотоке, туроператоры называют угрозу терроризма и рост цен. В то же время из-за уменьшения числа "новогодних" туристов гостиницы вынуждены демпинговать, снижая цены в несколько раз по сравнению с разгаром сезона. Появились и голоса в пользу регулирования цен на туристические услуги - как на рынке энергоносителей - ради формирования стабильного потока приезжих.