Главная >> 5 >> 18

Частица веры нашей, русской

Православный храм для русских эмигрантов больше, чем культовое строение


Шарлеруа, 60 километров к югу от Брюсселя. Третий по населению город Бельгии. Некогда цитадель на границе с Францией и мировой стеклодувный центр. Природа одарила край залежами угля, который активно рубали здесь в прошлом столетии. Из-за этого бельгийцы до сих пор называют город и его окрестности "Пэи нуар" ("Черная страна"). В начале XX века этот регион считался одним из самых бедных в Бельгии. На шахтах работали в основном эмигранты итальянцы и русские...


В районе с красивым названием Монтинье-сюр-Самбр в хитросплетении рабочих кварталов и деревенских улочек затерялся здешний оплот русской эмиграции православный храм Святой Троицы. В предпоследнее воскресенье служба была особой: храм освятили в честь его 80-летия и окончания капитальной реконструкции. Божественную литургию совершал сам архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон.


"Здравствуйте" и на французский манер "Бон жур" доносилось у входа с самого раннего утра. Многие прихожане приезжали задолго до начала службы, чтобы как следует осмотреть обновленный иконостас, поставить свечку, поздороваться с настоятелем Павлом, поболтать в конце концов со знакомыми.


Сегодня у нас побывали 132 человека, рассказывает настоятель Свято-Троицкого прихода протоиерей Павел Недосекин. Своими силами завершили двухлетний ремонт, заново отстроили стены и крышу. По весне установим колокольню. Я особенно привязался к Свято-Троицкому храму еще и потому, что его история по-своему красива, сложна и уникальна. Сохранился архив русской эмиграции в Шарлеруа, в том числе материалы Союза русских участников войны 1914 года. А ведь когда-то в этих помещениях находился обычный гараж на две машины...


После Октябрьской революции 1917 года здесь обосновались лишь несколько русских семей. Переломным стал 1923-й, когда власти Бельгии разрешили принимать на работу на шахтах эмигрантов. В Шарлеруа начали приезжать в основном из Болгарии бывшие солдаты и офицеры Корниловского полка. Во многом переселению способствовала дочь генерала Корнилова Наталья Лавровна Шапрон. Она договорилась с дирекцией одной из шахт о предоставлении работы приезжим. Благодаря ее стараниям русские эмигранты получали от бельгийского правительства визы и небольшой кредит на переезд. Почти все корниловцы были одинокими людьми: либо холостяки, либо оставили семью в России. Жили буквально на чемоданах, надеясь вернуться.


Ездить в Брюссель в православную церковь Святителя Николая для бедных эмигрантов было далеко, да и дорого. Решили устроить свою. Местное католическое духовенство пошло навстречу и бесплатно предоставило школьный класс при женском монастыре. С фондом для обустройства храма решили так: ежемесячно каждый член прихода отчисляет в него дневной заработок. Буквально все от престола до подсвечников корниловцы изготовили своими руками. Иконы писали тоже свои умельцы. Основали сравнительно многочисленный церковный хор. Из Чехии прибыл настоятель протоиерей Иаков Ктиторев, который совершил первое богослужение в праздник Рождества Христова. Церковная жизнь прихода стала налаживаться.


Однако в 1927-м Парижское епархиальное управление неудачно назначило в Шарлеруа священника Иоанна, только что перешедшего в православие из католиков. И тогда сестры монастыря немедленно попросили освободить помещение. Пришлось переселяться в арендованный русской общиной заброшенный склад. Но и в таких условиях жизнь храма не затухала. В маленькой церкви молились генералы Деникин, Кутепов, Миллер. Городские власти приглашали прекрасный церковный хор на различные духовные и светские фестивали.


Церковь с трудом пережила экономический кризис 30-х. Многие русские эмигранты лишились работы. Безработным иностранцам тогда не полагалось никаких пособий от государства. Жили впроголодь. Чтобы свести бюджет храма, отец Димитрий снизил себе жалованье с 1200 до 600 франков.


А самое тяжелое испытание выпало на общину с началом гитлеровской оккупации Бельгии в мае 1940 года. В день захвата Шарлеруа иеромонах Кирилл Шимский (в то время настоятель храма) приветствовал оккупантов, приплясывая на улице. Не скрывая своих германофильских симпатий, Кирилл самолично перевел приход в ведение Берлинского архиепископа Серафима, в проповедях неоднократно восторгался Гитлером. Люди перестали ходить в церковь, а в декабре 1940 года попытались открыть новый храм. Тогда отец Кирилл пожаловался оккупационным властям. Прихожан начали просеивать через гестапо. Самых активных "антигитлеровских подстрекателей" отправили в тюрьму. К счастью, в 1942-м иеромонаха Кирилла перевели в Лейпциг. После войны храм вновь наполнился молящимися: в Бельгию начали прибывать перемещенные лица из числа насильно угнанных из России для работ в Германии. Депортированных охотно принимали на шахты. Одно время в Шарлеруа и его окрестностях проживало до тысячи русских семей.


Но с конца 40-х пошел мощный отток верующих: русские потянулись в Америку. Да тут еще хозяин здания неожиданно поднял цену за аренду. Средств, собранных среди прихожан, едва хватило на приобретение гаража. Его переделали под храм и освятили в декабре 1957 года. До 2002-го православная община Шарлеруа находилась под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Откликнувшись на объединительный призыв Алексия II, приход Святой Троицы перешел в состав РПЦ Московского патриархата и постановлением Священного Синода от 25 марта 2003 года включен в состав Брюссельско-Бельгийской епархии.