Главная >> 5 >> 18

У ТИШИНЫ ЕСТЬ СОЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Настоящий праздник гитарной музыки состоялся в Норильске. Таланты и их поклонники встретились в стенах Городского центра культуры. Участвовать в концерте пригласили бывшего норильчанина, красноярца Константина МИРОНОВА.


Назывался вечер "Три страницы гитарной музыки". Он стал своеобразным отчетом, демонстрацией достижений тридцатилетней творческой жизни лучших музыкантов Норильска.


Первая волна гитаристов - Александр Демченко и Геннадий Григорьев, выпускники Норильского музыкального училища 1974 года. Один из них открыл первый в Заполярье класс игры на гитаре в музыкальной школе N1, другой стал руководителем такого же класса в Талнахе.


Представителями второго поколения норильских гитаристов являются Василий Ковальчук и Константин Миронов. Константин Викторович - доцент, преподает игру на гитаре в Красноярской государственной академии музыки и театра, а также является редактором журнала "Классическая гитара в Сибири", пишет музыку, издает сборники нот, выпускает свои компакт-диски, концертирует по стране и за рубежом.


Геннадий Александрович за тридцать лет преподавательской деятельности воспитал немало талантливых учеников. Но самой яркой звездой среди них, несомненно, является Василий Бигус. Вася в начале своего музыкального пути стал лауреатом корпоративного конкурса "Дорога в Завтра", который проводит компания "Норникель". Затем были одна за другой три победы на конкурсе в Красноярске, успех на международных конкурсах в Германии и Украине, в Белгороде, Санкт-Петербурге и Челябинске, на всероссийских конкурсах в Братске и Тихвине.


Ансамбль "Тирандо" любители гитарной музыки знают давно и ценят. С годами состав коллектива менялся - квинтет, трио. Недавно одна из участниц Татьяна Кухлевская поступила в Санкт-Петербургскую академию культуры и искусств. Сегодня в "Тирандо-ретро" играют Василий Бигус, Светлана Пермякова и Геннадий Григорьев.


Итак, главных действующих лиц музыкальной феерии мы представили. Открыл вечер гитарной музыки Константин Миронов. Он перенес слушателей в эпоху Ренессанса и барокко. Итальянскую, французскую, шотландскую музыку XIV-XVI столетий сменили произведения XVI-XVIII веков. Казалось, что на сцене под чудные звуки танцуют изысканные дамы и кавалеры, неслышно скользя по паркету. Их причудливые наряды и фантастические парики мелькают в огнях свечей. А вот гитара запела проникновенно, призывая отрешиться от мирского и задуматься о душе... Благодарные зрители провожали гитариста громкими аплодисментами.


Василий Бигус блестяще исполнил свою программу, в которую входили вариации на тему Моцарта, на тему русского романса "Ямщик, не гони лошадей", зажигательная испанская музыка. Высокая техника исполнения, глубокое понимание произведений позволили музыканту передать всю полноту мелодии, заворожить слушателей то надрывной ямщицкой песней, то огненным южным перезвоном, полным страсти. И те наградили гитариста бурными аплодисментами.


Представитель среднего поколения норильских музыкантов Тарас Котенцов исполнил "В ожидании известий" Виницкого.


"Тирандо" поклонники встретили очень тепло. Геннадий Александрович не только руководит ансамблем, но и является автором аранжировок. Вивальди, Кориа, Легран, русские романсы в исполнении Геннадия Григорьева, Василия Бигуса и Светланы Пермяковой покорили зал. Благодарные зрители устроили настоящую овацию, вызывая на бис своих любимых музыкантов.


Еще одна музыкальная страница в истории Норильска только открыта, ее "пишут" юные исполнители - воспитанники Григорьева, учащиеся Талнахской школы искусств. Волнуясь, на сцену ГЦК поднимались Анна Агузарова, Алена Чагина, Анастасия Харитонова, Софья Сметанина.


В приподнятом настроении, полные ярких впечатлений расходились после концерта зрители. Этот праздник гитарной музыки состоялся в нашем городе благодаря его инициатору - Геннадию Григорьеву.


К сожалению, Геннадий Александрович весной покидает Заполярье. Закончив Норильский музыкальный колледж, в будущем году поедет поступать в высшее учебное заведение и Василий Бигус. Но мы надеемся, что славные традиции норильской гитарной школы продолжат другие музыканты, что эстафету подхватят наши "звездочки".


***


А накануне концерта в Городском центре культуры Константин Миронов давал мастер-класс для профессионалов и любителей, для людей всех возрастов, увлеченных гитарной музыкой. Разговор шел о звуке, о новых тенденциях в постановке руки, в посадке музыканта и многих других тонкостях и хитростях мастерства. Если в начале встречи собравшиеся с уважением слушали гостя, то спустя некоторое время начали задавать вопросы и беседа заметно оживилась. Константин Викторович теоретическую часть тут же подкреплял практикой. Гитара звучала призывно, напевно, страстно, нежно, ярко, тепло, строго, торжественно...


Улучив свободную минутку, я попросила гостя сказать несколько слов о себе, о своем увлечении, о цели приезда в наш город.


- Родился я в Эстонии, в Норильск приехал уже подростком. И в этом городе долгими, темными вечерами стал учиться игре на гитаре (смеется). А если честно, не могу объяснить, что побудило меня взять гитару в руки. Тогда этот инструмент стал популярным и многие учились игре именно на нем. Гитара стала для меня и хобби, и работой, любовью на всю жизнь.


Конечно, первый мой инструмент был самый простой, купленный в магазине рублей за 15-17. Люди ведь как выбирают первую гитару? Как мебель: чтобы была недорогая и красивая. Это уже много позже появилась возможность приобретать гитары известных зарубежных мастеров. В Норильск, например, я приехал с испанским инструментом.


У каждой гитары - свой голос. Как русская речь отличается от любого другого говора, так и гитары, сделанные нашими мастерами, звучат более матово, испанскими - тепло, японскими - холодно и т.д. У русских людей и слух таков, что нам хочется слышать в музыке мягкие романсовые звуки, басы. На Западе же гитаристы играют более сбалансированно, ровно. А чтобы разрешить это противоречие в "игровых" школах, мы, гитаристы, изучаем старинную музыку, воспитываемся на этой эстетике. Ведь нашей, русской гитарной истории всего лет 100, а западной - более 500.


Кстати, за рубежом нет разделения инструментов на струнные, народные и прочие, а есть сам инструмент как таковой. Например, гитара и все, что с нею связано, фортепиано - и все для него. И такой равноправный подход правилен. Ведь гитара очень сложный инструмент. Многие музыканты, к сожалению, не понимая всей специфики, критикуют ее.


Гитара - инструмент тишины. Появилась она несколько веков назад на Западе. Готические храмы, просторные и высокие, с прекрасной акустикой, позволяли этому инструменту звучать по-особому. Да и люди тогда умели слушать тишину, а не грохот, как наши современники. Гитара - камерный, сольный инструмент, и чем громче на ней играешь, тем хуже она звучит. Вот такой парадокс.


Поклонников гитарной музыки очень много во всем мире. И в нашей стране тоже. Но есть и некоторые минусы в отношении к ней. Так, например, игра на гитаре многими тесно связывается с пением. Помню, в одной из первых передач "Поле чудес" участвовал игрок, написавший в своем резюме, что он играет на гитаре. Ведущий попросил принести инструмент в студию.


Мужчина взял гитару в руки, ударил по струнам и... запел. В создание такой ассоциативной связи внесли свою лепту и барды. А вот то, что на гитаре можно исполнять классические произведения, знают далеко не все люди, любящие этот инструмент.


Но вернемся к биографии. После окончания школы продолжил учебу на материке. Однако по семейным обстоятельствам пришлось вернуться в Норильск. Год работал в первой музыкальной школе, вел кружок гитарной музыки при Дворце культуры. В те годы в Норильске был образован клуб любителей гитары, прошел фестиваль гитарной музыки.


Накопил денег, купил себе два хороших инструмента и поехал поступать в Красноярскую государственную академию музыки и театра. Позже там же закончил аспирантуру. Сейчас преподаю в академии игру на гитаре, пишу музыку, гастролирую с концертами по стране и за рубежом, участвую в конкурсах. В будущем году буду отмечать 25-летие творческой деятельности, четверть века назад я впервые вышел на сцену.


Последний раз приезжал в Норильск семь лет назад. Вместе с балалаечником Владимиром Авериным выступали перед земляками. За предоставленную возможность вновь встретиться с норильчанами я благодарен Геннадию Григорьеву, руководству ГЦК, администрации города.


Этот концерт, который задумал и воплотил в жизнь Геннадий Александрович, не совсем обычный. В Норильске завершается определенный этап в классической гитарной музыке. С отъездом Григорьева, представителя первого поколения норильских гитаристов, город потеряет талантливого музыканта, педагога, воспитавшего достойных учеников. Василий Бигус, гитарист, которого уже знают в России, вскоре тоже уедет на материк. Это третье поколение. Себя же причисляю ко второму, "промежуточному", звену. Отношение к творчеству, к искусству в Норильске всегда было на высоте. Как профессионал понимаю, что значит для музыканта хороший инструмент, и говорю большое спасибо Фонду Михаила Прохорова, который выделил средства на приобретение для Василия гитары знаменитого испанского мастера Контрераса (отца).


Как сложится история, что будет дальше, трудно сказать. Профессия музыканта уже сейчас не очень престижна. Учатся этому многие, а вот делом всей жизни музыку выбирают единицы. И все же надеюсь, что традиции, в том числе норильские, заложенные корифеями, будут продолжены молодежью.


Снимки из архива семьи БИГУС.