Семилетие Jazz.ru
В Москве отпраздновали день рождения интернет-портала www.jazz.ru. В течение двух дней на сцене Центрального дома журналистов выступили исполнители и коллективы из разных городов России, представляющие самые разные грани современной импровизационной музыки.
Интернет-портал www.jazz.ru был создан программистом Петром Ганнушкиным в декабре 1997-го: там появлялись страницы, посвященные отечественным исполнителям (на сегодняшний день подобных страниц на портале более ста), статьи о концертах, расписание клубов. С октября 1998-го на сайте начал выходить еженедельный журнал "Полный джаз" - де-факто единственное периодическое издание об импровизационной музыке на русском языке. Корреспонденты рассказывают о концертах в российских городах и за границей, плюс к тому анонсируются интересные события, публикуются интервью и рецензии на новые диски, а также аналитические статьи и размышления самих музыкантов.
Ведущему концерта, главному редактору сайта Кириллу Мошкову, удалось доказать два чрезвычайно важных и жизнеутверждающих тезиса. Во-первых, в России существует множество ярких представителей совершенно различных джазовых направлений. Во-вторых, выдающиеся российские исполнители могут находиться не только в Москве, Петербурге и за рубежом, но и во многих городах из тех, что принято называть провинцией. На концерте выступили не только звезды двух столиц - басист Алекс Ростоцкий и пианист Андрей Кондаков, - но и музыканты из Курска, Новосибирска, Архангельска, джаз-роковые коллективы из Калуги и Самары, певица из украинского Краматорска.
Первый коллектив - трио 55-летнего пианиста Леонида Винцкевича - сыграл три номера, в каждом из которых сплетались различные настроения: уравновешенные и деликатные рояль и саксофон органично соседствовали с беснующимися ударными.Подобное соединение, казалось бы, далеких друг от друга областей можно было наблюдать во время выступления темпераментного трио "Второе приближение" пианиста Андрея Разина, певицы Татьяны Комовой и контрабасиста Игоря Иванушкина. Музыканты то углублялись в медитативные переливы, то пускали в ход богатый набор ударных инструментов, то выдавали яростный вокализ на пулеметной скорости. Публике был также представлен ансамбль молодых отечественных музыкантов, стажировавшихся в США. Как сказал координатор этого проекта, "чтобы американцы поняли, что такое джаз!" Главными действующими лицами не вполне сыгранного коллектива по идее должны были бы считаться саксофонисты: неистовый Алексей Круглов и веселая Анна Королева. Однако они, пожалуй, чересчур увлеклись театральными эффектами - интереснее было слушать ритм-секцию, и в особенности серьезного и глубокого пианиста Дмитрия Братухина.
Отдельно следует упомянуть эксцентричного новосибирского пианиста и философа Романа Столяра, который появлялся на сцене в течение обоих дней фестиваля. В первый из них он исполнил несколько плавных и объемных фортепианных пьес-размышлений, а во второй - монументальную сюиту "Семиджазия", сочиненную специально к празднику. Музыкант импровизировал на рояле, синтезаторе, мелодике, блок-флейте и окарине, а также читал текст, напоминающий музыковедческий анализ этой самой сюиты.