В Москве прошла конференция "Роль иностранного языка в школе, где процветает грамотность"
Международный проект "Школа, где процветает грамотность" -один из ведущих проектов Международной ассоциации чтения и Русской ассоциации чтения - был начат в 1998 году. Сегодня в проекте принимают участие школы Великобритании, Ирландии, Люксембурга, Финляндии, Швеции, Норвегии, Греции, Бельгии и России. Целью данной программы провозглашено создание модели "идеальной" в современных условиях школы. В процессе совместной работы учителя и ученые из разных стран смогут делиться своими профессиональными наработками, обсуждать с коллегами больные вопросы преподавания, устанавливать партнерские отношения с зарубежными школами и таким образом обогащать общеевропейский педагогический опыт. Сегодня в России три школы имеют почетное звание "Школа, где процветает грамотность". В Москве это гимназия N 1531 и частная школа "Надежда", а в Санкт-Петербурге - школа N 700 с углубленным изучением иностранных языков. Представлению опыта этих "грамотных" школ была, по сути, посвящена конференция "Роль и место иностранных языков в школе, где процветает грамотность", состоявшаяся в октябре в Москве в рамках выставки "Мир без границ" (ВВЦ).
Открывая конференцию, президент Московского отделения Международной ассоциации чтения, вице-президент Русской ассоциации чтения и научный руководитель проекта Наталья Сметанникова напомнила коллегам, что еще в 1986 г. в Страсбурге было решено отказаться от продвижения английского языка и языка эсперанто как единого языка Европы. Таким образом, языковой мульткультурализм должен стать основой новой идеологии чтения.
В ходе конференции прозвучала тревожная нота: сейчас учителя иностранного языка стараются как можно больше внимания уделять развитию у детей коммуникативных навыков, незаслуженно забывая о роли письменной речи и чтения. Согласно анкетированию, проведенному в школе N1531, большинство ребят писать тексты на иностранном языке не любят, однако хотели бы усовершенствовать этот навык. По словам завуча гимназии, вице-президента Московского отделения МАЧ Светланы Ушаковой, чаще всего в работах учащихся нарушается логичность изложения материала. Эта проблема усугубляется еще и тем, что ученики очень неохотно исправляют свои ошибки - редактируют текст.
Для решения этих проблем учителя стараются использовать в своей работе различные методики: свободные письма, сочинения, рассказы, а при чтении используют схему анализа героя. Таким образом, ребята учатся писать как читатель и читать как писатель. Специалисты подчеркивают, что умение делать записи во время чтения - это общеучебное умение, но многие учителя об этом забывают.
Новый подход к решению проблемы чтения предполагает позиционирование чтения не как особого высокоинтеллектуального занятия, а как общедоступного и общераспространенного способа социализации, приобщения к культуре и, наконец, доступного удовольствия. В связи с этим особо важной становится работа с отстающими детьми. Учитель английского языка частной школы "Надежда", ответственный секретарь Московского отделения МАЧ Елена Овчинникова поделилась с коллегами опытом работы со слабоуспевающими учащимися, который может пригодиться как в обучении английскому, так и на уроках родного языка. Елена Овчинникова посоветовала своим коллегам при работе со слабоуспевающими учениками использовать такие стратегии, как "ключевые слова", "думай вслух", "скажи это своими словами". Любопытно, что еще двадцать лет назад подобные методики применяли для работы только с одаренными детьми.
Работа по приобщению детей к чтению на иностранном языке порой дает неожиданные результаты. Так, после прочтения "Ромео и Джульетты" и "Джейн Эйр" на английском ребята захотели перечитать эти и другие произведения уже знакомых авторов на русском языке. А иногда и к произведениям русских классиков школьники приходят после прочтения английского перевода.
В частной школе "Надежда" на кафедре английского языка появилась библиотека, где представлены книги шести уровней сложности самых разных жанров. Любую из этих книг ребенок может взять домой и прочитать. По словам учителя английского языка Елены Марусич, дети читают с азартом, между классами развернулось настоящее соперничество. Чтобы следить за своими результатами, ребята стали вести читательские дневники, составлять таблицы и графики - им очень важно видеть свои достижения и успехи своих друзей: это помогает учащимся становиться активными читателями книг на иностранных языках. На конференции неоднократно подчеркивалось значение школьных библиотек в деле обеспечения равного доступа детей к информации и качественному образованию. Международный опыт показывает, что влияние семьи не имеет значения, если в школе есть хорошая библиотека с грамотным подбором книг и свободным доступом к книжным и мультимедийным фондам.
Обсуждение проблем чтения в рамках международных проектов помогает осознать как сущность проблем, так и наметить пути их решения. По словам Веры Чудиновой, ничего удивительного нет в том, что в России нишу детско-юношеского чтения прочно заняли книги о Гарри Поттере. У российских подростков просто нет выбора: то, что в Германии называется социально-критической литературой для юношества, в российском книгоиздании просто не существует. Родители и специалисты убеждены, что поддерживать чтение необходимо на государственном уровне: так, как это происходит во многих странах мира.
Например, в Великобритании выработана национальная стратегия грамотности, и особое внимание в ней уделено развитию культуры чтения у младших школьников. Осуществляется эта программа в основном через учителей и систему библиотек. В США Библиотека Конгресса ежегодно выдвигает оригинальные идеи, проводит РR-акции в поддержку книг. Во Франции регулярно устраивается конкурс читающих городов. Некоторые положительные изменения происходят и в России. "Французскую" идею поддержали в Екатеринбурге - там уже не первый год проводится фестиваль в поддержку чтения. А в Нижегородской области началась четырехлетняя программа развития чтения, и главная роль в ней отведена библиотекам. По мнению специалистов, существенный вклад в решение проблемы детского чтения могут внести и издательства, устраивая различные конкурсы, акции, праздники, учреждая премии.
Не секрет, что дети копируют круг чтения взрослых, и стоит ли удивляться, если старшеклассницы увлекаются дешевыми любовными романами, а юноши - очередными шедеврами про "убийство лысого в подвале"? Сделав выводы, учителя стали более серьезно подходить к выбору книг для себя. Теперь в одной из "грамотных" школ учителя организовали клуб любителей чтения: там коллеги собираются, обсуждают прочитанное, составляют список наиболее популярных авторов и произведений, следят за последними книжными новинками.
Проблемы детского чтения решают и с помощью мультимедиа-средств. Вера Чудинова напомнила коллегам, что Интернет - это не только чаты и форумы, но и электронные библиотеки, сайты, предоставляющие реальный шанс одаренным детям из провинции участвовать в международных проектах, возможность создавать собственные образовательные ресурсы. Станет ли Всемирная сеть способствовать интеллектуальному развитию ребенка или будет нести в себе деструктивное начало, зависит от того, есть ли рядом квалифицированный педагог. Интернет без учителя -развлечение; Интернет с учителем - неисчерпаемый источник информации и возможностей. Уже несколько лет действует проект "Международная цифровая детская библиотека", она включает в себя лучшие детские книги на разных языках. Разработан этот проект именно для детей (не учителей или родителей) - с соответствующим дизайном, подбором иллюстраций и фотографий. Популярны и российские проекты "Библиогид" в Интернете и "Лучшие детские писатели" на CD.
Таким образом, при четко выработанной национальной программе, свободном доступе учащихся к библиотечным и мультимедийным фондам школы и положительном примере со стороны взрослых читателей проблема детского чтения вполне может быть решена.
***
Международная ассоциация чтения (International reading association) была образована в 1954 г. с целью улучшения обучения через повышение качества чтения и дальнейшее его использование в процессе воспитания, образования, а затем и всей профессиональной, социальной и личной жизни. Сегодня IRA насчитывает более 350000 индивидуальны); членов во всем мире, имеет представительства более чем в 100 странах, свыше 1250 местных отделений и более 100 национальных ассоциаций.
В марте 2004 г. у МАЧ появилось представительство в России - Русская ассоциация чтения. Это добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, основная цель которого - объединение специалистов и любителей чтения для содействия развитию культуры, грамотности и образования через улучшение качества чтения. Возглавляет российское отделение Борис Бирюков (сайт: www.RRRA.org.narod.ru).
***
Руководители отделений
Московское отделение:
Сметанникова Наталья Николаевна, e-mail: bestt@gagarinclub.ru
Адрес: 119571, г. Москва, ул. Академика Анохина, дом 62
Контактный тел.: (095) 931-47-63 (секретарь МО Гаврилова Татьяна)
Ушакова Светлана Вячеславовна, тел.: (095) 287-67-25. 129085, Москва, ул. Годовикова, дом 4, гимназия N 1531.
Овчинникова Елена Николаевна, 127560, г. Москва, ул. Плещеева, дом 8-а, СОШ "Надежда".
С.-Петербургское отделение:
Галактионова Татьяна Гелиевна, e-mail: tatyana@soros.spb.ru
Тел: (812)580-32-69
Бородин Сергей Михайлович, e-mail: sevareadu@mail.ru
Секретарь регионального отделения Гавря Надежда Егоровна,
e-mail: sch1531edu@jmtu.net.ru. Тел: (095) 287-25-71.
Информацию об IRA можно найти на сайте www.reading.org