Фестиваль искусств "Балтийские сезоны" попрощался с калининградскими зрителями до следующего лета
Пожалуй, лучшего спектакля для закрытия фестиваля искусств "Балтийские сезоны", чем постановка московского театра "Ленком" "...Sorry", придумать трудно. От весьма благополучного театра, попасть в который даже сегодня - огромная Проблема, от знаменитых и всеми любимых звезд кино, в таланте которых никто не смеет сомневаться, калининградцы ждали потрясения, которого хватило бы на целый год. Зная репертуар "Ленкома" как свои пять пальцев, с уверенностью могу заметить, что ".. .Sorry" - далеко не самый кассовый спектакль. Постановка живет 12 лет и, сказать по правде, слегка устарела. К примеру, в Москве увидеть ее на афишах можно уже не каждый месяц. Впрочем, калининградский зритель списывает со счетов все минусы пьесы, любуясь игрой кумиров - Инны Чуриковой и Николая Караченцова.
Итак, действие комедии Александра Галина "...Sorry" разворачивается в интерьере московского больничного морга. Мы видим преуспевающего героя. Он теперь Шика Давидович, говорящий с сильным ближневосточным акцентом, который в исполнении Николая Караченцова не всегда звучит достоверно. Экзотическая ночь в морге после венчания пробуждает в нем воспоминания о том, как он когда-то был богемным Юркой Звонаревым. Теперь герой приехал за своей бывшей подругой, ныне санитаркой Инной Рассадиной, чтобы вытащить ее из морга на просторы земного шара. Голое чувство вины слишком скучно для бывшего литератора, поэтому его действия обрамляются фиктивным венчанием в церкви, роскошным свадебным нарядом для Инны, чтением вслух своей новой прозы и швырянием денег очумевшему медперсоналу. И чем больше он чудит, тем сильнее влюбляется в него поэтесса из морга. Николай Караченцов и Инна Чурикова демонстрируют такой слаженный актерский дуэт, что, когда они пьют и поют, а потом еще и танцуют, начинаешь верить в счастливый финал пьесы. Однако поутру они проснулись и поняли, что Рассадина не в силах уехать с Шикой, у которого в Иерусалиме, оказывается, есть богатая жена. И как ни просит Инну Звонарев расстаться с покойницкой и улететь с ним в Израиль, она отвечает ему: "Правильнее будет потерпеть мне здесь".
Самый искушенный театрал не в силах адекватно воспринимать трехчасовой диалог героев, даже если на сцене говорят и танцуют такие звезды, как Чурикова и Караченцов. И как бы ни крепились зрители, но к концу второго акта некоторые представители сильного пола слегка похрапывали на задних рядах. И все же калининградцы оказались благодарными зрителями, подарив артистам овации, цветы и много слов благодарности.
Караченцов забыл про юбилей
В 17.30 в пятницу, перед спектаклем "...Sorry", завершившим фестиваль искусств в Калининграде, было запланировано интервью со звездами театра "Ленком" Инной Чуриковой и Николаем Караченцовым. К назначенному времени у служебного входа в храм Мельпомены уже толпилось множество народу. Ждать артистов пришлось недолго. Впрочем, как и положено именитым гостям, появился дуэт с 10 - минутным опозданием. Организаторы встречи предупредили заранее - на все про все 15 минут. Потом артисты поспешат в гримуборные готовиться к началу спектакля. Впрочем, и этого времени хватило, чтобы вдоволь насладиться общением со столичными звездами.
- Николай Петрович, не так давно Вы отметили юбилей. Для Вас это, в первую очередь, грустный праздник или наоборот? Расскажите, как все прошло.
Н.К. - Обычно день рождения я отмечаю очень скромно: заказываю столик в ресторане, собираются только близкие друзья. А вообще в таком возрасте уже не следишь за этим праздником. Так что если бы не юбилей и не огромное внимание к моей персоне, я бы, наверное, и не вспомнил об этой дате. Праздник отметил в моем втором доме - театре "Ленком", где сначала мы сыграли спектакль "Юнона" и "Авось", а потом коллеги и друзья преподнесли мне сюрприз, разыграв капустник. Кстати, в тот вечер в зале присутствовали только свои люди, билетов на спектакль не продавали. Этот юбилей, вернее, то, как он прошел, был самым дорогим подарком в моей жизни. Помню, когда я вышел на сцену, то весь зал встал, хотя это был не конец спектакля. У меня был небольшой шок, ноги стали подкашиваться.
- Во многих интервью Вы называете театр "Ленком" вторым домом. Подтверждение тому - более 35 лет работы в стенах на Малой Дмитровке. В то время, когда многие артисты кочуют из театра в театр, вы преданны Марку Захарову.
И.Ч.- Нет лучшего дома, куда можно перебраться. Я счастлива, что нашла такого умного, талантливого и ироничного художественного руководителя, как Захаров, которому веришь, с чьими убеждениями почти всегда соглашаешься.
Н.К. - На сегодняшний день, наверное, никто из нас не сможет назвать более модного, ажиотажного, популярного театра, чем "Ленком". Руководит им долгое время один из самых талантливых режиссеров страны - Марк Захаров. Он смог собрать мощную труппу, каждый его спектакль -новое открытие в искусстве, нет ощущения: это я уже видел. И потом, актеры переходят из театра в театр не от хорошей жизни. Просто сидишь без ролей год, два, а у женщин вообще год затри идет. К примеру, замечательная актриса Таня Догилева ушла из "Ленкома" именно по этой причине, - она долго не получала ролей от Захарова.
- Фраза Шекспира "Весь мир - театр, а люди в нем актеры" знакома каждому. В жизни играть приходится?
Н.К. - Если артист переносит свою профессию за пределы сцены - это плохой актер. Нужно беречь организм. Сложившийся стереотип о том, что актер и в жизни такой же, как и в театре, противоречив. Многим кажется: комик появился в компании, сейчас всех развеселит. А он, напротив, сидит угрюмо в стороне. У Чарли Чаплина, кстати, был мерзкий, отвратительный характер. Далеко не подарок был и Аркадий Райкин. И это не потому, что они были плохие или хорошие люди, нет. Просто организм должен беречь себя.
И.Ч. - Это зависит от человека. Кому-то нравится играть, притворяться, обманывать, а другие не видят в этом смысла. Зачем? Какая выгода? Я, к примеру, как мне кажется, веду себя очень скромно. (Смеется). И не потому что берегу себя, а просто хочется быть самой собой.
- Вы очень постоянны в жизни - один театр, одна семья. Такое среди артистов случается редко. Есть секреты?
Н.К. - Лучше, чем поэт, никто не скажет, поэтому в таких случаях я всегда цитирую слова: "Терпеть, прощать и понимать, а потом осознавать, что это невозможно потерять". Всегда нужно понимать, что семья - самое дорогое в твоей жизни.
- В последнее время в театральной жизни появляются антрепризные спектакли. На Ваш взгляд, это способ зарабатывания денег или все же реализация актерских возможностей?
И.Ч. - По собственному опыту ничего плохого не могу сказать об антрепризе. Для меня это возможность сыграть с другими актерами, не работающими в "Ленкоме". На сегодня я играю два таких спектакля - один с Геннадием Хазановым - "Смешанные чувства" и другой - "Старая дева", где я работаю с Зинаидой Шарко. Антреприза бывает разная. Есть, конечно, не очень качественные спектакли, раз у зрителей сложилось определенное мнение об антрепризе. Как мне кажется, все зависит от задач, которые перед собой ставит коллектив.
Н.К. - Я полностью согласен с Инной Михайловной. В антрепризе появляется шанс сыграть те роли, которых у тебя не было и, может быть, не будет в собственном театре. Но играть их ты должен не хуже, а в сто раз лучше.
- Спектакль "...Sorry" и ему подобные, построенные на протесте, на Ваш взгляд, сегодня не потеряли актуальность?
Н.К. - "Юнона" и "Авось", к примеру, был революцией в театре того времени. Кто бы мог подумать тогда, что со сцены театра имени Ленинского комсомола будут звучать молитвы и стихи Андрея Вознесенского - это был удар по морде власти. Сегодня прошло время, и спектакль воспринимается по-иному. Для молодого поколения это просто мюзикл. То же самое произошло и со спектаклем "...Sorry". Многое, что было актуально в 1992 году, ушло на второй план. А вот вечная тема любви, предательства, верности и ненависти будет всегда волновать сердца зрителей.
Галина ВИННИЦКАЯ.