Главная >> 5 >> 18

Цыганочка для Рязанова

В Великом Новгороде завершился фестиваль кинокомедии "Улыбнись, Россия!"


Пять лет назад, когда кризис нашего кино был в саном разгаре, режиссер Алла Сурикова придумала фестиваль комедии. Придумала и осуществила, помня, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Кому как не режиссеру-комедиографу -автору блестящих фильмов "Человек с бульвара Капуцинов" , "Чокнутые" , "Суета сует" , "Будьте моим мужем" - сделать веселый фестиваль с самыми серьезными и далеко идущими последствиями, и место нашлось замечательное - прекрасная русская провинция, в частности, одна из ее жемчужин - Великий Новгород.


Актеры и коллеги-режиссеры любят приезжать к Суриковой. Здесь уже побывали Армен Джигарханян и Георгий Данелия, Михаил Ульянов и Николай Караченцов и другие. В этом году отпраздновали маленький юбилей - фестивалю стукнуло пять лет! Традиций нарушать не стали. Так же вручали "Кривые зеркала" , чествуя классиков жанра - живых и ушедших. Награду за вклад в развитие отечественной комедии за своего легендарного отца Андрея Миронова получила Мария Миронова.


Конкурсные картины традиционно оценивали зрители, голосуя бюллетенями. В этом году они вывели в лидеры картины "Национальная бомба" Вагифа Мустафаева и "Даже не думай-2" Руслана Бальтцера. К детям, к большому их удовольствию, приезжал Борис Грачевский с новыми выпусками "Ералаша" , а еще им очень понравились "Чудеса в решете" Михаила Левитина. Также наградами на закрытии была отмечена новая работа Григория Юнгвальда- Хилькевича "С ног на голову". И нельзя было не наградить актера Алексея Панина, его новгородцы могли увидеть сразу в пяти картинах! В том числе и в главной роли у Аллы Суриковой - в фельетонной комедии "О любви в любую погоду".


Стало ясно: кино выходит из кризиса. Было продемонстрировано более двадцати картин, разнообразных по жанру, стилю, темам и даже по чувству юмора. Лихая пародия на все боевики сразу с молодыми актерами "Даже не думай" мирно соседствовала на экране с деревенской комедией положений "Именины" , по драматургии напоминающей произведения Шукшина и Вампилова. Комедийная притча "Чудная долина" оттеняла эксцентрику "Национальной бомбы".


Но живое общение с классиками - едва ли не самый большой козырь фестиваля.


Таких козырей у Суриковой было два. Михаил Козаков - он в основном читал стихи, и Эльдар Рязанов - он, к удовольствию публики, вспоминал свою жизнь. Например, встречи с Эйзенштейном, который его любил, и с Козинцевым, который его не любил, но терпел. С Игорем Ильинским, , который поддержал режиссера-дебютанта. Со Смоктуновским, который вместо усланного на гастроли в Японию Юрия Никулина сыграл Деточкина в "Берегись автомобиля".


Рязанов откровенно отвечал на вопросы о времени и о себе. Обескуражил непопулистским ответом о том, что праздников у нас слишком много, работать надо. Говорил о 7 ноября, о трагическом развороте судьбы России. И о том, что он сегодня режиссер-попрошайка. Ходит из кабинета в кабинет, ищет денег на завершение картины о сказочнике Андерсене. Двадцать пятой картины по счету и, уверен, последней в его судьбе...


А в завершении вечера вышли цыгане, запели-заплясали. И одна особенно бойкая, каблучками стуча, увела его в пляс. То была Сурикова. Вот такой он и есть - смешной и грустный - фестиваль комедии "Улыбнись, Россия!"