ЗРИТЕЛИ - ДЕЛО ДЕСЯТОЕ!
По итогам Международного аудиовизуального фестиваля
НУРЛАНА
Традиционно фестивали в нашем городе становятся не только кинематографическими праздниками, но и светскими событиями.
Исключением является разве что Международный аудиовизуальный фестиваль "Молодой профессионал", эдакая бука, угловатый подросток и нелюбимый ребенок отечественных кинематографистов.
Впрочем, мысли о собственной "недолюбленности" несколько преувеличены - таковы уж издержки переходного возраста: вечно кажется, что тебе что-то недодали. Спонсировали это детище Гильдии профессиональных кинематографистов сразу два министерства - молодежи и культуры, помогали чем могли.
Четвертый международный аудиовизуальный фестиваль "Молодой профессионал" торжественно объявил о своем закрытии. Несмотря на отсутствие средств (а зачастую и зрителей), форум отличает завидное постоянство и стабильность, которых так не хватает "Востоку-Западу". А ведь еще англичанами подмечено, что верность традициям и хорошие привычки с лихвой заменяют врожденные таланты.
Так что когда-нибудь зритель дорастет до аудиовизуального фестиваля, а последний, находящийся еще в подростковом возрасте - до мировых стандартов. Тем более, что зрители для "Молодого профессионала" не самоцель, по словам организаторов, аудиовизуальный фестиваль узкопрофессиональное мероприятие, не нуждающееся в рекламе и ажиотаже, так как главное - это приезд международных участников с последующим обменом опытом. Видимо зрители полностью разделяют эту точку зрения, потому как своим вниманием фестиваль особо не баловали.
Что касается иностранных гостей, то их круг неизменно растет, если в первый раз "Золотые пери", которыми славится Бакинский аудиовизуальный фестиваль, раздавались в исключительно узком кругу азербайджанских "молодых профессионалов", то в последнем форуме приняли участие представители из 15 стран, не считая хозяев: Россия, Канада, Турция, Украина, Грузия, Эстония, Латвия, Казахстан, США, Испания, Малайзия, Венгрия, Австралия, Иран и Португалия (последние семь государств представлены впервые).
Самым большим разочарованием (после самой организации фестиваля, конечно) можно назвать художественный фильм именитого гостя - немецкого режиссера Вейта Хельмера "Ворота в небо". Господин Хельмер уже известен бакинскому зрителю фильмом "Тувалу" (мировой сенсацией, выведшей актрису Чулпан Хаматову на мировую арену), азербайджанская демонстрация которого состоялась в прошлом году. Тогда режиссер пообещал, что обязательно вернется в наш город и, возможно, именно в Азербайджане начнет съемки своей следующей картины. Обещание он выполнил только наполовину - привез в Баку свой новый фильм, но, возможно, съемки в нашей стране когда-нибудь состоятся. Только не спешите радоваться: кино, снятое в Восточной Европе и Азии, обходится в десятки раз дешевле, по этой же причине режиссер - большой эконом - привлекает актеров из стран третьего мира.
Впрочем, на этот раз привлечение "восточных" актеров было вполне оправдано: "Ворота в небо" повествуют о трудной жизни нелегальных эмигрантов. Фильм напрямую перекликается с работой экстремиста от мира кино англичанина Стивена Фриэрса - "Грязные штучки". Только у Фриэрса унижениям подвергаются африканец и турчанка, у Хельмера - русский и индианка. Она - уборщица, он грузчик, оба работают в аэропорту. Она мечтает стать стюардессой, он - летчиком. Она стащила униформу, он - выкрал ее ребенка, жившего с отцом в Индии. Правда, в отличие от Фриэрса, немецкому режиссеру не хватает жестокости. В итоге вышла жалкая пародия на "Грязные штучки"...
Самое большое количество "Золотых пери" - целых четыре штуки - осталось на родине. Высшей наградой отметили документальный фильм "История провинциального театра" Али Исы Джабарова, лучшую авторскую телепередачу "Тарихин гысасы" Захира Али, а также лучший видеоарт ("Визуал" Зинаиды Пашко) и студенческую работу ("Нефть" Татьяны Алиевой).
Лучшим фильмом был объявлен "Любовь и картошка" Ноны Гиунашвили (Грузия). Кстати, грузинская сторона была представлена достаточно сильными работами, за что и получила еще 2 нимфы - за за лучшую аудиовизуальную работу ("Платье" Гиорги Чалаури) и лучший клип ("Биение сердца" Гиоргий Липонава). Третьими стали россияне, которым вручили две "Золотые нимфы" - за "лучшую режиссерскую работу" (Евгений Грегорьев, фильм "Создать свое счастье") и "лучший сценарий" (Владимир Котт, короткометражка "Дверь"). По одной "Золотой пери" досталось Испании ("лучший графический дизайн"), Ирану ("лучший оператор") и Латвии ("лучший продюсер").
ТРЕТИЙ ГЛАЗ ПЛАНЕТЫ И ПРОЧИЕ ТАЙНЫ ВОСЬМОГО ЧУДА СВЕТА
Состоялась конференция, посвященная культуре Ичери шехер
НУРЛАНА
Более интересной и веселой конференции видеть мне еще не приходилось. Мероприятие, организованное ассоциацией "Симург" вылилось в нечто научно-фантастическое и легко могло бы привлечь внимание не только специалистов, но и - особенно - простых бакинцев.
В ходе лекций выяснилось много интересного: и то, что древний Баку упоминается в египетской Книге мертвых, и то, что между первой и второй крепостными стенами (нынешняя улица Зевина) был канал, по которому плавали лодки. Лектор Мир Теймур муаллим особо подчеркнул уникальность Старого города: "Некоторые средневековые замки имели валы, рвы и даже две крепостные стены, но городов, защищенных тремя стенами в истории всего два - это Дербент и Баку. Объясняется это особенностями их географического расположения. Дербент закрывал пути с севера на юг, а Баку был важнейшим торгово-экономическим узлом, связывающим Запад с Востоком. Об этоми свидетельствует хотя бы тот факт, что венецианские купцы строили торговые суда в Венеции, затем разбирали их, довозили до Баку и здесь снова собирали и спускали на воду, чтобы иметь возможность торговать со Средней Азией, русами и персами. Морской путь был более дешевый, безопасный и быстрый, тем более что на Хазаре не было развито пиратство".
Хаотичное, на первый взгляд, построение старого города не давало покоя многим деятелям, желавшим переделать исторический центр в нечто более стройное. Уже при царской России Ичери шехер планировали снести, чтобы на его месте создать "правильно" спланированный город с четкой структурой. К счастью, тогда у чиновников не нашлось средств.
Повторно вопрос об уничтожении сердца Баку поднимался в 60-х годах прошлого века, в госплан СССР по инициативе Погосяна было внесено предложение о сносе крепости, чтобы разбить на всем участке английские газоны, уцелевшим остался бы только Дворец Ширваншахов. И хотя план был практически утвержден, в действие он приведен так и не был - не иначе как вмешались сакралдьные силы, издревне защищавшие старый город.
И только совсем недавно ученые разгадали секрет лабиринтов Старого города, хаос в данном случае выступил высшей степенью порядка. Каменные карманы и тупики были спланированы специально для врагов, проникших в крепость, и не позволяли им добраться до цитадели. Сужение улиц также играло особое значение: орды противника вытягивались в линию и уничтожались по одному. Возвращаясь из тупика, враги сталкивались со специально перекрывающими дорогу воротами, оказывались запертыми в каменном мешке и быстро уничтожались защитниками крепости.
Не меньшее внимание было уделено другой загадке: двум гидротехническим сооружениям, отходящим от Девичьей башни далеко в море (каждый такой вал-волнорез был протяженностью более 500 метров). Как такое удалось нашим предкам до сих остается загадкой. Постройка столь грандиозных гидротехнических сооружений для того времени сама по себе является примером, сравнимым разве что с египетскими пирамидами и другими чудесами света, широко известными во всем мире.
Восхищенные услышанным, гости конференции поросили Мир Теймур муаллима изложить все вышесказанное в книге и издать ее на нескольких языках. Оказалось, что книга уже существует, но отсутствуют спонсоры, готовые ее отпечатать.
Вторая часть конференции была посвящена изотерическому значению Девичьей башни. Повторяя мысли историка и архитектора Давида Ахундова, независимые исследователи Исмет и Айдын Аслановы предположили, что Девичья башня имела близнеца, находившегося чуть ниже Джума мечети и уничтоженная неизвестными варварами. Обе башни составляли единое целое - инь и янь, сокральное нумерологическое сочатание 96 (или, что вернее чисто визуально - 69) и своеобразно дополняли и замыкали друг друга.
Применив к этому историческому памятнику (вернее, к оставшейся половине, если верить исследователям) индийскую чакровую систему, лекторы смело заявили, что Девичья башня является своего рода мифическим "третьим глазом" нашей планеты (по аналогии с Индией - сердцем и легкими - лесами Канады и Сибири). "Это так же неоспоримо, как и то, что 96-е имя Бога - Баку", - заверили присутствующих отец и сын Аслановы.
В итоге исследователи подвели слушателей к мысли, что Гыз галасы выражает в себе основной закон диалектики и философии и могла бы произвести фурор в просвещенном мире, вся загвоздка в том, что мы не умеем преподносить свои богатства. Слушатели ради смеха тут же предложили отдать Девичью башню армянам - а они уж сделают ей достойную рекламу. Но лекторы отдать кому бы то ни было исторический памятник не согласились, пообещав приложить все силы для открытия очередных тайн Гыз галасы и ее популяризации за пределами Азербайджана.
Кстати говоря, конференция - не первое и не последнее увлекательное мероприятие, организуемое ассоциацией "Симург" с целью привлечь внимание общественности к проблемам и загадкам старого города.
Всем заинтересовавшимся обещаю сообщить дату очередного семинара на эту тему заранее.
КЛАССИЧЕСКИЙ УИК-ЭНД ДЛЯ БАКУ
прошел в филармонии и Театре оперы и балета
Конец прошедшей недели стал для Баку настоящим праздником классики. Сразу два серьезнейших по своей значимости мероприятия с триумфом прошли в двух храмах академической музыкальной культуры Азербайджана.
На сцене возрожденной филармонии, поистине переживающей ренессанс интереса к классическому искусству, прошел концерт Азербайджанского государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибекова, которым дирижировал один из выдающихся российских музыкантов Дмитрий Хохлов.
Прозвучавшие на этом концерте произведения все без исключения были исполнены на высочайшем уровне, но особенно хочется отметить потрясающее по впечатлению, произведенному на публику, исполнение 3-го концерта Прокофьева для фортепиано с оркестром. Солист московской филармонии, гордость современного азербайджанского исполнительского искусства на фоно Мурад Адыгезалзаде играл не просто талантливо. По мнению всех собравшихся в этот вечер ценителей музыки, исполнение Мурада было выше всяческих похвал.
Следует отметить, что азербайджанский пианист в последнее время активно концертирует, оттачивая и повышая свое мастерство, и выступает на лучших концертных площадках мира с ведущими музыкантами. Интервью с Дмитрием Хохловым и Мурадом Адыгезалзаде ждет наших читателей в ближайших выпусках газеты "Зеркало".
На следующий же день состоялась поистине триумфальная премьера мугам-балета "Раст". Этот смелый эксперимент, на который пошло руководство Театра оперы и балета и Министерство культуры, стал неоспоримым доказательством того, что балетное искусство Азербайджана не стоит на месте, но активно прогрессирует, и способно подарить мировому балету новые жанры. Помимо новаторских идей, воплощенных в этом балете, "Раст" стал данью памяти великому Ниязи, автору симфонического мугама, легшего в основу музыки спектакля. Идеи Узеира Гаджибекова о синтезе мугама и симфонической музыки, продолженные Фикретом Амировым и Ниязи, нашли свое эволюционное решение, вылившись в яркое сценическое действо, интересное как профессионалам, так и неподготовленным зрителям, что, несомненно, сыграет свою положительную роль в деле пропаганды балета и академической музыки в целом в глазах широких зрительских масс.
Этот классический уик-энд стал не просто подарком руководства филармонии и Театра оперы и балета азербайджанским ценителям академической музыки, но и доказательством целого курса культурной политики, направленной на повышение уровня общей культуры страны.
Остается лишь добавить, что для эффективности этой политики необходимы последовательность и постоянство и в дальнейшем. А значит, таких уик-эндов должно быть как можно больше уже в ближайшем будущем.
Отдел культуры
ЗРИТЕЛИ - ДЕЛО ДЕСЯТОЕ!
"АНШЛАГ", "ЧАЛ-ЧАГЫР"...
и многое другое ждет нас в ноябре на сцене Дворца имени Гейдара Алиева
ЭЛЬДАР
Несмотря на острую критику, звучащую в последнее время в адрес Дворца имени Гейдара Алиева, его руководство продолжает радовать концертами. Если октябрь был относительно "пустым" месяцем, то ноябрь ожидается богатым на мероприятия - как локальные, так и международные.
Начнем по порядку. 7 ноября "Soy" представляет. Во дворце состоится большой концерт звезд азербайджанской эстрады. Точная программа пока не установлена, но ясно, что тут будут все самые, самые. Подобных сборных концертов не было уже давно. Так что скучно явно не будет.
А 16-го настанет уже черед юмористов из хорошо известного каждому бакинцу "Аншлага". Приедут аншлаговцы к нам в Баку со своей новой программой. Уже сейчас известно, что во Дворце имени Гейдара Алиева выступят Лион Измайлов, братья Пономаренко, Геннадий Ветров, Светлана Рожкова и... А вот кто еще, пока остается секретом. Звезд-то в "Аншлаге" хватает. Одна (один) из них, Владимир Винокур, если помните, с успехом давала в мае в Баку сольный концерт.
Среди перечисленных звезд "Аншлага" особняком стоит фигура Лиона Измайлова. Он, своего рода, "авторитет" в мире российской сатиры. Мало кто знает, что его настоящая фамилия Поляк. А Измайлов только псевдоним, взятый им еще в студенческие годы. Зато все знают, что он автор множества хорошо известных монологов Хазанова, Шифрина, Винокура, Арлазорова. Так что, наверняка, больше половины того, что мы услышим на концерте, будет делом рук Лиона Измайлова.
ТРЕТИЙ ГЛАЗ ПЛАНЕТЫ И ПРОЧИЕ ТАЙНЫ ВОСЬМОГО ЧУДА СВЕТА
КЛАССИЧЕСКИЙ УИК-ЭНД ДЛЯ БАКУ
"АНШЛАГ", "ЧАЛ-ЧАГЫР"...