"Возвращение домой" - столь символичное название для своей выставки в Актобе избрали несколько алматинских художников, трое из которых, Марат Бекеев, Акмарал Жиенгалиева и Куаныш Базаргалиев, родились и выросли в городе на белом холме.
Еще в прошлом году Марат Бекеев поделился со мной своими намерениями организовать в родном городе большую совместную выставку с Куанышем Базаргалиевым. Однако супруги - единомышленники известных актюбинских художников - решили не оставаться в стороне, и в результате в прошлые выходные в выставочном зале по улице Кереева открылась выставка "Возвращение домой". Спонсором проекта выступил меценат и просто хороший друг ребят Шарип Казыгулов.
Признаться честно, художественная инфраструктура в Актобе налажена не столь безупречно, как в южной столице Казахстана. О чем тут еще можно говорить, если к этому моменту на весь областной центр функционируют всего два выставочных павильона (третье просуществовало меньше года и закрылось накануне - хозяин бывшей частной галереи сокрушенно объяснил свое решение "полной бесперспективностью подобных проектов в этом городе"). Исправлять ситуацию на месте вызвался арт-десант из Алматы.
- В последнее время изобразительная жизнь в Актобе как будто замерла на мертвой точке, хотя еще каких-то пять лет назад ситуация была не столь запущенной, - рассуждает вслух Марат Бекеев. - Ребята, с которыми мы параллельно творили, предпочли пойти по пути наименьшего сопротивления и рисуют либо на потребу публике, либо просто ударились в разработку интерьеров и дизайна. И пусть кто-то скажет, что легче всего осудить, нежели помочь, но для меня в творчестве скидок не существует. Конечно, бывают в жизни моменты, когда, как я говорю, "холст не подпускает", но все течет и меняется, поэтому опускать руки художник права не имеет, и в этом вопросе я принципиален. По большому счету, со мной в той или иной степени согласны и все остальные.
Именно провинциальная казенщина спровоцировала отъезд ребят из Актобе в конце 90-х - работа практически на голом энтузиазме их больше не устраивала. Тогда-то Марат и Акмарал сделали свой выбор в пользу Алматы. Невероятно, но факт - здесь переезд художников такого масштаба остался практически незамеченным! Расхожая присказка про отсутствие пророка в своем отечестве нашла подтверждение и на этот раз...
В Алматы Марат с супругой развивают бурную деятельность: сотрудничают со всеми галереями города, проводят выставки, принимают участие в различных фестивалях и симпозиумах. С тех пор их картины выставлялись в Люксембурге и Брюсселе, их работы хранятся в Государственном картинном собрании Турции и Собрании международной организации "Тюрксой", оседают в частных коллекциях Германии, Израиля, США, Швейцарии и Австрии... Вслед за друзьями через год туда отправился Куаныш Базаргалиев. Там он и встретил Сауле Сулейменову.
В конце 80-х годов прошлого века Сауле эпатировала добропорядочных алматинских обывателей своей прической "под ноль", входила в число участников подпольной арт-группировки "Зеленый треугольник", участвовала в первых алматинских андеграундных выставках, в том числе в первой республиканской выставке нетрадиционных поисков в искусстве "Перекресток" (1989) . Именно тогда работы Сауле были отобраны для передвижной выставки во Франции "Советское искусство".
Сегодня ее изобразительный язык далек от той контркультурной авангардности, но от этого он не стал менее самобытным и уникальным.
Живопись ее супруга Куаныша некоторые специалисты характеризуют как "алматинский соц-арт" - местами стебовый и даже хулиганский. Видимо, где-то они правы - недаром одну из его работ двухлетней давности актюбинцы из панк-группы АДАПТАЦИЯ поместили на обложку своего нового компакт-диска, выпущенного в далекой Франции.
Можно еще долго рассуждать о евразийском синтезе в творчестве "алматинского арт-десанта" и со знанием дела говорить о "современных тенденциях изобразительного искусства вкупе с подкупающей традиционностью и национальным мировосприятием"... Однако предоставим лучше это поле деятельности высоколобым искусствоведам, которые когда-нибудь навесят оригинальные ярлыки на изобразительное творчество бывших актюбинцев. Нам же сегодня вполне понятна их обеспокоенность, и можно не сомневаться, что культурная жизнь нашего города окончательно захиреет именно без таких вот маленьких арт-праздников. И тогда довольствоваться самым малым придется не только нам, но и нашим детям...