Палитра - главное для художника после красок и холста. Смешать разные цвета, чтобы получить один, тот самый. Палитра - как зеркало, где отражается и обыкновенное, уже много раз виденное, и чудесное, возникающее прямо на глазах создателя.
Модельеры - тоже художники, авторы, творцы. Только одежды. Им гораздо труднее создать каждому человеку свой стиль, свое настроение. Вот и приезжают теперь в Нижний Новгород молодые дизайнеры одежды из разных городов России, чтобы на других посмотреть и себя показать. А впервые пригласили их на конкурс "Волжская палитра" в 2000 году его учредители - Нижегородский тогда еще техникум (теперь колледж) технологии и дизайна одежды - НКТДО, областной Департамент образования и науки, ассоциация учебных заведений "Легпромобразование". Тогда в нем приняли участие 17 городов нашей страны - 43 автора из 19 ссузов. С тех пор постоянными участниками "Волжской палитры" становились студенты из Санкт-Петербурга и Самары, Казани и Саратова, Кирова и Иванова, Челябинска и Копейска, Уфы и Астрахани, Ярославля и Королева, Ивантеевки и Кунгура. А за тот первый проект нижегородский техникум получил грант Фонда Сороса - целых 700 долларов. Как были рады, думали, какую-нибудь навороченную швейную машину купят! АН нет, пришлось эти деньги потратить на поездку в Ульяновск, где в октябре 2001 года защищали честь Нижнего Новгорода уже на втором конкурсе. И, по словам директора колледжа Галины Новоселовой, так хорошо показали себя в "Культурной столице Поволжья-2001", что до сих пор на факультете дизайна Ульяновского университета вспоминают о них добрым словом. С тех пор благодаря инициативе Нижегородского колледжа технологии и дизайна одежды конкурс проводится каждый год.
"Волжская палитра" - это возможность для участников и гостей раскрыть свои таланты, показать истинный профессионализм и мастерство, дать новый толчок творческой работе в учебных заведениях, найти и поддержать молодые дарования, помогая им встать на первую ступеньку будущей карьеры в мире моды. Здесь и современная повседневность, и одежда будущего, и наряды для праздников, и детские одежки. Номинации меняются, но неизменными остаются "Пульс города" и "Авангард". Игра и фантазия, вдохновение и смелость смешиваются вместе, создавая, как и художник, нечто удивительное, потому и придумали конкурсу название "Волжская палитра". А в этом году праздник молодых талантов превратился в фестиваль, и теперь в нем могут принять участие студенты не только средних специальных учебных заведений, но и вузов, коллекции которых раньше проходили лишь во внеконкурсной программе. Результаты не замедлили сказаться. Коллекция "Согревающая клетка" студентки Димитровградского института технологии, управления и дизайна Анны Кормильциной признана лучшей в номинации "Пульс города". А из 12 призовых мест пять отдали учащимся Нижегородского колледжа технологии и дизайна одежды, причем Наталья Тарасова прославилась здесь сразу двумя коллекциями авангардной одежды. Она и раньше успешно участвовала в конкурсах модельеров, была, например, победителем регионального тура "Платье года". В этом году Наталья закончила НКТДО, но теперь продолжает учебу в Московском институте индустрии моды. После столь блистательного успеха на "Волжской палитре" ей тут же предложили работу. Впрочем, в колледже этому давно не удивляются. Благодаря конкурсам, в числе которых "Золотой подиум", "Русский силуэт", "Торговая марка", и приглашению работодателей на защиту дипломных работ устроилась профессиональная судьба многих выпускников, не говоря уж о "звездочках". Некоторых можно встретить и в Санкт-Петербурге, и в Москве, где они успешно покоряют мир моды. А преподаватели НКТДО приводят их в пример нынешним студентам, показывая вершины, которые можно достичь благодаря упорной работе над собой.
Возможностей проявить себя немало. Нижегородский колледж готовит специалистов в области дизайна, моделирования и конструирования одежды, технологии швейного, трикотажного производства, производства изделий из кожи, менеджмента. В этом году открыли седьмую специальность - косметолог-визажист, посчитав, что это немаловажная составляющая при создании полного образа заказчика одежды.
"Мы из школьников превращаем их в студентов - это первая ступенька, - говорит директор Галина Новоселова, - а вторая еще более сложная, трудоемкая - сделать из студентов специалистов. Стремимся с первых шагов создать творческий коллектив. Вот сейчас формируем факультативы - батик, живопись, вышивка, флористика. Это необходимо для более полного творческого ознакомления с профессией, кроме того, факультативы дают дополнительный навык, который в дальнейшем пригодится в работе. У нас есть и театр моды. К сожалению, приходится делать его платным. Но он просто необходим, потому что это наша творческая мастерская, наша реклама наконец. На каких только подиумах и в районе, и в городе мы не показывали наши модели! Много лет работает и Детский театр моды "Каприз". Казалось бы, зачем собираем со всего Нижнего Новгорода до 30 ребятишек? Это и профориентация, потому что они не только демонстрируют одежду, но и приучаются держать иголку в руках. А, с другой стороны, на этих модельках наши студенты пробуют свое мастерство - делают и показывают свои вещи.
Очень многие идут учиться дальше. Каждый год четыре-пять выпускников по специальности "технология трикотажных изделий" поступают учиться по сокращенной программе на бюджетные места в Московский текстильный университет им. А.Н.Косыгина. На базе нашего колледжа, а мы считаем, что она у нас очень хорошая, открыли филиал кафедры Нижегородского государственного технического университета по специальности "экономика и предпринимательство отрасли" то есть легкой промышленности. Сразу на третий курс НГГУ поступают выпускники колледжа, и не только с "менеджмента". Кстати, в самом университете считают, что из технологов получаются лучшие экономисты, чем из менеджеров, так как они знакомы со спецификой производства, знают, что представляет собой оборудование швейных предприятий. Второй год работает у нас и филиал Московского института индустрии моды.
Надо сказать, что у нас очень сильная связь с предприятиями нашей отрасли, а их на Нижегородчине достаточно. "Маяк", "Восход",
"Весна", "Тон", "Чайка" - лишь немногие из базовых, где проходят стажировку студенты колледжа. Мы и ориентируемся непосредственно на работодателя - чувствуем, как рынок влияет на деятельность предприятий, и пытаемся оперативно реагировать на некоторые проблемы, решая их совместно. Так что выпускников НКТДО на бирже труда не найдете, потому что наша задача - научить их не только профессии, но и умению показать себя, представить свои возможности потенциальному заказчику.
Одна из главных наших задач еще и воспитательная. Но это касается в целом всей системы среднего профессионального образования. Не хочу сказать, что нынче плохая молодежь, сегодня такова действительность в обществе. А в учреждениях СПО особо проявляются серьезные проблемы именно воспитательного характера, приходится бороться с алкоголизмом, курением, наркоманией".
Замечу, что Галина Васильевна начала наш разговор с проблем в системе среднего профессионального образования, которые волнуют ее и коллег.
- Сегодня рынок диктует, кто нужен предприятию, какая модель специалиста требуется. В советские времена, при плановой экономике, людей на предприятия брали сотнями и не важно было, какие они - слабые или сильные в своей профессии. Сейчас время требует, чтобы каждый специалист был профессионалом своего дела.
Поэтому следующая немаловажная проблема - это закрепление педагогических кадров в ссузах и вузах. Нам ведь не школьный учитель требуется, который дает ребятишкам общие знания. Мы готовим специалистов, и нам нужны преподаватели-производственники, и не какие-нибудь, а настоящие профессионалы, которые и сами знают производство, и других этому научат. И вот задача - как удержать и привлечь таких в систему образования. Нашему учебному заведению, наверное, повезло, что семь лет назад в Нижнем Новгороде развалился Дом моделей, и мы всех специалистов - художников-модельеров, модельеров-конструкторов, старших мастеров, производственников - оттуда забрали к себе.
Мы говорим, что образование сегодня должно быть ориентированным, с хорошей материальной базой, с хорошими кадрами, с хорошим результатом в обучении. Это государственная задача, и должен быть соответствующий государственный подход.