Вечер. Костер. Аркаим. Вокруг пламени сидят люди. Поют песни. Странные песни. Все про Раму да про Шиву. Странные люди. Они верят в индийских богов, соблюдают индийские традиции. Они носят яркие одежды, всем улыбаются, кажется, их жизнь - сплошной праздник, но это всего лишь маска. Что скрывается за ней, решил проверить корреспондент "Уфимского меридиана".
На ежегодный фестиваль шиваитов мы попали случайно. Приехали на Аркаим, пока думали, где встать, к нам подошел парнишка и предложил идти за ним. Мы согласились. Лагерь, куда нас привел Павел, значительно отличался от туристского. В центре поляны несколько перекрещенных жердей, похожих на вигвам. Около костра - алтарь. По бокам колеса - арийские символы солнца, в центре изображение Шивы, украшенное кувшинками.
'
'
Ребята тепло нас встретили:
- Привет, манагу будете?
- Спасибо, не потребляем.
- Ну как хотите, потом поздно будет.
Пока мы обустраивались, шиваиты выпили свое зелье и начали петь.
Их песни отличались от привычной "костровой" музыки. Инструмент - не гитара, а барабаны. Самые разные - глиняные и пластиковые, большие и маленькие. Ударяли по ним не палочками, а руками. Звук получался глухой, немного сумбурный. Тексты - на санскрите. Не каждый день можно услышать "Хари Рама, хари Кришна" в живом исполнении. Начинаю вслушиваться. Через пять минут с ужасом понимаю, что в песне, кроме этой фразы, ничего больше нет, и несложный текст настойчиво проникает в мой мозг, вытесняя слова, мысли, чувства.
Шиваиты впадают в экстаз. Текст произносят автоматически, руки сами ударяют по барабанам, а люди где-то далеко, и я, кажется, даже вижу, где...
Усилием воли сбрасываю с себя наваждение. Ребята по-прежнему около костра. Кто-то из последних сил поет, надеясь отключить сознание и приблизиться к просветлению, кто-то, завернувшись в спальник, не выдержав напряжения, спит здесь же, у костра.
Мы поднимаемся, идем к палатке.
Нас догоняет Сергей. Он из Уфы. Приехал на Аркаим один. Его друзья еще в дороге. Чтобы не осатанеть от одиночества, прибился к шиваитам.
- Извините, можно, я у вас в палатке переночую, а то уже пять дней выспаться не могу. - Раскладывая спальник, Сергей шепотом продолжал:
- Это они только с виду такие спокойные, сейчас такое будет...
И мы приготовились. Около костра продолжалось пение, время от времени перерастающее в крик и истерический смех. Уснуть под это было невозможно. Но с криками петуха шиваиты угомонились. В палатки они не пошли. Растянулись у потухшего костра. Утром мы вспомнили, что вечером так ничего и не ели. Начинаем готовить и тут понимаем, что по идее шиваиты - вегетарианцы и им может быть оскорбительна наша тушенка.
Просыпается Наталья. Восемнадцатилетняя гадалка приехала на фестиваль из казахского города Актюбинска. На Аркаиме уже месяц. Прислушивается к нашему спору.
- Да ладно вам. Я, например, и мясо ем, и пиво пью. У нас так многие. Так что не смущайтесь, кладите.
- Слушай, а то, что вчера было, это нормально?
- Да, у нас каждую ночь так. К нам даже один раз милиция приходила из Алексеевки (ближайшая деревня от Аркаима. - Авт.). Чего, мол, барагозите, гусей воруете, голыми купаетесь? Голыми мы действительно купаемся, а насчет гусей - ничего не знаем. Так поорал он здесь, повозмущался и ушел. Чего ему здесь делать?
На запах еды проснулись все остальные. Против тушенки никто не возражал. Съели, даже котелок мыть не пришлось. Едят шиваиты редко. Не потому что на диете, а просто лень готовить. Их энтузиазма хватает только на обработку наркотика. И действительно, сразу после завтрака шиваиты отправились искать конопляную плантацию. Через пару часов у них была уже новая партия манаги. Из общей толпы бездельников выделилась хрупкая девушка Катя. Взяла самый большой барабан и ушла. Впоследствии мы узнали, что она ходила к протогороду - главному археологическому памятнику Аркаима и пела песни-гимны под палящим солнцем в течение нескольких часов без перерыва. Как ни странно, хрупкой девушке Кате плохо от этого не стало. Плохо стало охраннику.
Близился полдень. Шиваиты снова собрались за коноплей. В лагере остался Айрат.
- Ребята, да вы же наркоманы, - я уже не в силах сдерживаться.
- Нет, мы не нарки. Мы с идеей курим, а они для кайфа. И потом, что они потребляют? Химию! А у нас все натурально. И вообще, вот у тебя все благополучно, хорошо, ты не знаешь, что такое, когда половина города пьет, а другая колется!
Да, видно, сильно потрепала Айрата жизнь. Он из Казахстана. Служил в армии, потом пытался работать. С перестройкой ушел в криминал. Отсидел срок за торговлю наркотиками. Освободился в 2000 году, приехал для интереса на Аркаим, познакомился с шиваитами и нашел новый смысл жизни.
Видно, что Айрат счастлив. Но радость его обманчива. Через несколько часов, когда станет ясно, что вновь приготовленный наркотик далеко не лучшего качества и не пропирает до костей, он начнет злиться, нервничать. Он будет "ботать по фене" , требовать, чтобы ребята сходили еще и приготовили новую порцию. Ему хорошо, пока он курит, в остальное время ему пусто. Но пока Айрат в предвкушении.
- Эх, пивка бы сейчас!
- Вам же по религии нельзя!
- Ну, как тебе сказать... По идее настоящий шиваит должен отказаться от всего земного: от алкоголя, мясной пищи, секса, но нельзя взять все и бросить в один день. Жизнь с чистого листа надо начинать постепенно. Вот со следующего года я брошу курить. Честное слово.
И Айрат широко улыбнулся.
Вернулись сборщики конопли. Несколько несложных операций - и наркотик готов. Однако он не действует. Ребята начинают злиться. Айрат устраивает истерику. За коноплей идут вновь. Под вечер становится понятно: ребятам сегодня не улететь. Погода не летная.
- А давайте на самогон скинемся? - предлагает Артем из Челябинска.
Шиваиты с восторгом встречают предложение, начинают рыться в карманах. Денег нет. Решение приходит мгновенно. Несколько минут сборов, и вот яркая толпа с барабанами идет по туристским палаткам, поет песни и просит помочь бедным музыкантам. Все с улыбкой. Весело. И не скажешь, что десять минут назад эти ребята были готовы порвать друг друга за дозу. Деньги собраны. Самогон в бутылке. Начинается веселье, плавно переходящее в оргию. Мужчины, позабыв, что им завещал великий Шива, пристают к девушкам. Мы, от греха подальше, отходим от костра. Почти сразу же в огонь прыгает Павел. Ему не больно, ему весело смотреть, как язычки пламени лижут его кожу. Ему смешно. Уже пахнет шашлыком, но Павлу все равно. Он не здесь, он с высоты смотрит на свое беснующееся тело. Всюду крики, вопли. Кто-то плачет в наркоманском бреду, увидев "страшилку" , кто-то смеется. Лица превратились в маски - злые, довольные...
В четыре часа утра мы не выдержали. Собрали палатку, ушли. А шиваиты остались. На Аркаиме они задержатся до холодов. Ежедневно будут бегать за коноплей, укуриваться ею, барагозить, совершать поступки, недостойные человека. Они могут все, но не делают ничего. Вся их жизнь свелась в одно: улетать. А что с именем Шивы на устах, уже не суть важно.