Главная >> 5 >> 18

Может ли женщина быть красивой при капитализме?

Фестиваль "Интерфото" стал ближе к народу


Дом художника на неделю стал Меккой для репортеров. Вчера там был открыт юбилейный фестиваль "Интерфото". В этом году он впервые соревнуется с Московской фотобиеннале.


Пир фотоманов и профи


"Интерфото" - фестиваль профессионалов. Раньше он был рассчитан только на тех, кто занимается фотографией практически. Поэтому мастер-классы и просмотры портфолио привлекали обычных его посетителей не в пример больше, чем выставки или лекции. Но в этом году все может измениться.


"Интерфото" отмечает свой 10-летний юбилей. К празднику организаторы отнеслись всерьез. Во-первых, сменили место - теперь основной площадкой фестиваля стал Центральный дом художника (там гораздо просторнее, чем в Новом Манеже, где "Интерфото" обитало еще в прошлом году). Во-вторых, растянули время -теперь события длятся почти неделю (в 2003 году на входе в Новый Манеж в последний, третий, день толпилась нерегулируемая очередь). И, наконец, юбилейная программа гораздо шире и представительнее: в ней - лекция знаменитого американца Энтони Суо и круглый стол "Агентский бизнес", семинар по фоторедактированию и демонстрация фильма "Письма на песке" британца Мюррея Мартина. Три дюжины мероприятий, рассчитанных зачастую на совершенно разную публику.


Около 800 кадров - таков объем свежей экспозиционной программы. Кроме снимков победителей 9-го ежегодного конкурса "Пресс-фото России", на этот раз публика может увидеть широкую панораму всего "постсоциалистического" мира - от Балкан на западе до Иртыша на востоке. То есть нынешний фестиваль рассчитан на фотофэнов не в меньшей степени, чем на фотографов. А его главная тема -повседневность.По воде аки по сужу


Обычная жизнь незаметных людей несет в себе мощный заряд абсурда. Важно только увидеть привычный мир под непривычным углом зрения. Так, как это делает, к примеру, Мартин Коллар.


Ни переполненные трибуны, ни купающийся мужик по отдельности ничем не примечательны. Но вот солидный усач, который нежится в ванне на фоне огромного стадиона, битком забитого людьми, производит странное впечатление. Причем странность этого соединения напрямую вытекает из обыденности обоих планов, взятых по отдельности. Целое - снимок Коллара - выглядит так, словно фотограф смонтировал сюжет из двух частей. Но это монтаж, который произошел не после съемки, а до нее - в мире, находящемся перед объективом. И это "монтажные склейки", которые разрывают привычную логику.


"Я верю, что мир, лежащий перед фотографом, - реален". Вот неосознанная исходная посылка, на которой покоится доверие зрителя к репортеру. "Значит, и фотография правдива", - вот вывод. Мартин Коллар разрушает основу - он видит такой мир, в реальность которого поверить иногда трудно: очень трудно поверить в поверхность пруда, по которой прохожий идет к виндсерферу, плывущему на доске под парусом, - и, однако, | детальность отражений в водном зеркале, кажется, убеждает в том, что все происходит "на самом деле", что в таком снимке нет ни компьютерного монтажа, ни какого-нибудь иного хитрого технического приема. Логика переворачивается: тут реальность самого снимка ведет наблюдателя к тому, что он вынужден признать созданный автором мир. Этот мир реален вопреки тому, что ситуация абсурдна.


Черная полоса праздника


Повседневность наполнена неприятными событиями и странными людьми.Но их присутствие на снимке требует от документалиста некоторой смелости. Смелости в признании того, что жизнь полна некрасивых деталей и неловких ситуаций. И особого чутья на мерзости жизни.


В Клубе на Брестской открыта выставка Валерия Нистратова. Ее название - "Психология праздника", хотя "изнанка праздника", пожалуй, более точное определение сути этих фотографий. Оборотная сторона - это нелепые позы танцоров и завистливые взгляды неудачников, пьяные несчастливые пары и одинокие лица в общей сутолоке. То, что превращает праздник - в наказание.


Когда всем хорошо, кому-нибудь обязательно плохо. И чем лучше всем окружающим, тем хуже этому одиночке, извергнутому из толпы. Такое психологически точное наблюдение лежит в основе лучших снимков Валерия Нистратова. Этого "кого-то" довольно легко обнаружить посреди самой теплой компании. Еще проще - в большой толпе: вот он, в центре кадра, - бедный пожилой инвалид, едва-едва передвигающийся на двух костылях - его ботинки подвернуты назад, пустые брючины волочатся по пыльной земле, мятый пиджак скособочен, кепка криво нахлобучена, весь он -вывернут буквой "С", а взгляд, полный непередаваемой зависти, скрючен в спину широкоплечего брюнета, обнимающего сразу двух стройных крашеных блондинок: одну - правой рукой, другую - левой. Такое мгновение стоит сотни официальных праздничных реляций.


Под обломками "чешской школы"


Будет ли женщина красива при коммунизме? Именно такой подзаголовок носила статья одного из авторов журнала "Фотография-63" (вопрос риторический - разумеется, будет!). Этот журнал был для советских фотографов рупором "чешской школы". Ее тогда воспринимали как глоток свежего воздуха в атмосфере затхлого советского официоза. И действительно, чехословаки создали социалистическую фотографию с "человеческим лицом".


Прошло 40 лет. Чехия и Словакия давно уже не существуют как единое целое, больше того, целое поколение профессионалов выросло в некогда единой стране по разные стороны границы. В России чешскую фотографию нового тысячелетия знают плохо (хотя несколько выставок, устроенных Владимиром Биргусом во время последнего Московского фотобиеннале, существенно улучшили ситуацию), а новую словацкую фотографию не знают вовсе. Слайд-показ Мартина Коллара на "Интерфото" - одна из немногих для москвича возможностей познакомиться с ней вживе.


"Чешская школа" была фетишем для советских фотографов шестидесятых и семидесятых. Ее следами, как бороздами, до сих пор испещрена наша фотокарта. Ее влияние - через десятилетия - до сих пор ощутимо. И сегодня русский фотограф Валерий Нистратов, начавший свою работу в девяностые, формально гораздо ближе к чешской школе шестидесятых, чем молодой словак Мартин Коллар. Но есть одно существенное отличие. Гуманистический пафос полностью исчез. Его нет в "праздниках" Нистратова.


Абсурд может быть окрашен в светлые, лирические тона. Мартин Коллар видит абсурдные картины повседневности, но для кафкианства его героям не хватает болезненного напряжения. Даже какой-нибудь мужик, бросающий топор, выглядит у Коллара душкой и лапочкой. У Нистратова, наоборот, снимки полны мрачной суггестии: странные детали подчеркивают идиотизм обыденной жизни его героев. При том, что точка отсчета одна -"чешская школа", результат совершенно различен - один фотограф усвоил формальные приемы, а другой - общий гуманистический пафос своих предшественников.


Может ли женщина быть красивой при капитализме? Это тоже риторический вопрос. В девяностых в России вырос целый куст фотографов, которые могут уверенно ответить: "нет". Этот род слепоты, иногда талантливо поданной, но никогда не приятной.


***


Когда всем хорошо, кому-нибудь обязательно плохо. И чем лучше всем окружающим, тем хуже этому одиночке