Главная >> 5 >> 18

Александр НОВИКОВ, ректор Всероссийского государственного института кинематографии: Угадать в студенте гения очень нелегко

Сегодня Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова - один из старейших, крупнейших и самых уважаемых киновузов мира - отмечает 85-й день рождения, а заодно и открытие своего XXIV Международного фестиваля. Праздник состоится в Государственном киноконцертном зале "Россия". Наш собеседник - ректор ВГИКа Александр Васильевич Новиков.


- Александр Васильевич, чем наш ВГИК больше всего отличается от других киновузов мира?


- Традициями. И одна из главных - творческие мастерские. Крупный мастер объединяет вокруг себя группу молодежи и ведет ее с первого до последнего курса. Немногие школы мира таким способом учат своих студентов. Как правило, в других странах педагоги в первую очередь обучают студентов техническим вещам, ремесленным приемам работы, в которых сами преуспели. Что само по себе небесполезно. Но в традиции ВГИКа - прежде всего формирование личности художника. Именно это имел в виду Сергей Аполлинариевич Герасимов, который говорил, что из каждого человека можно в конце концов сделать актера, но более трудная задача- сделать из актера человека, образованную и нравственно глубокую личность. Поэтому мастер во ВГИКе берет на себя ответственность не только за обучение студентов ремеслу, но в первую очередь за формирование его духовного мира. Он сам набирает свой курс.


- Но в этом случае он в первую очередь основывается на интуиции, вкусовых предпочтениях, личных симпатиях. Это может быть и не совсем справедливо...


- По-всякому бывает. Бывают и несправедливости, но в целом опыт оказывается плодотворным. И не случайно, особенно в прежние времена, студенты ждали своего мастера. Если человек не попадал в этом году, скажем, к Герасимову, то ждал ни много ни мало - четыре года. Чтобы попасть к нему в следующий набор актеров. Человек выбирает себе учителя. Здесь главное - духовная атмосфера и творческий почерк педагога.


- Насколько известно, вы отдали ВГИКу сорок лет жизни. За этот период институт переживал разные времена...


- Очень интересными были 60-е, 70-е годы. Немало дипломных проектов тех лет сохраняют свое значение, как ни странно, по сию пору. Хотя и в последующие годы появлялись сильные работы. Что касается талантливых людей, наделенных недюжинными способностями, то их процентное соотношение с общим составом населения, в принципе, на мой взгляд, сохраняется на протяжении тысячелетий. Гениев всегда мало.


Если говорить о социальной ситуации, то самые тяжелые годы в нашем институте пришлись на конец 80-х - начало 90-х годов прошлого столетия. Крах существовавшей системы породил безумие в умах многих людей творческого круга, которые возомнили, что могут управлять обществом, художественным процессом.


- Увы, многие талантливые кинематографисты оказались неудачниками в делах управления...


- Да. Я считаю, что в тот период был нанесен огромный вред как самой кинематографии, так и ВГИКу. Много было перехлестов.


Например, тогдашний очень агрессивный Союз кинематографистов фактически изгнал из ВГИКа значительную часть руководителей мастерских. Ушли Бондарчук, Таланкин, Кулиджанов. Молодая "революционная" бригада погорячилась. Как погорячилась она и с новой моделью кинематографа. Оторвав зачем-то производство от сценарных дел, режиссуру от кинофабрик, а кинофабрики от проката.


Мы все стали свидетелями тому, к чему это привело. Систему разрушили, и прокат попал в частные руки. Кино стали прокатывать, как правило, зарубежное, известного сорта, лишь бы заработать денег.


- Но ведь были в этом процессе и позитивные моменты...


- Вред, на мой взгляд, оказался несопоставим с тем, что оказалось позитивным. В последние годы трудности ВГИКа связаны в первую очередь с экономическим кризисом в стране, обучение фильмо-производству - вещь дорогостоящая. Это первое. Второе - если когда-то ВГИК мог достойно оплачивать работу самых высококвалифицированных кинематографистов, цвет нашей кинематографии стремился войти в состав профессуры ВГИКа, то сегодня нам все труднее приглашать на работу мастеров. Особенно нелегко с преподавателями так называемого второго эшелона. Тех ассистентов профессоров, которые должны ежедневно находиться рядом со студентами. Крупные режиссеры снимают кино и не могут каждый день приходить в классы. Ведь это и есть одна из главных традиций ВГИКа - руководить мастерской должен мастер, реально делающий современное искусство кино. Этим он и привлекателен для молодежи. Конечно, очень отстала у нас техническая база. Об этом мы уже не раз говорили... Но главная наша печаль - очень низкий уровень общекультурной подготовки (проблемы нашей средней школы) тех мальчиков и девочек, которых мы вынуждены принимать.


- Да, сегодня в коридорах ВГИКа чувствуешь себя как среди старшеклассников. Ваши студенты помолодели. Но ведь это хорошо!


- Это не хорошо потому, что режиссура и драматургия должны быть представлены более зрелыми людьми, которые станут еще более зрелыми в процессе обучения. Уже должна быть видна человеческая глубина в тех, кто хочет стать вершителями судеб, учителями жизни. Ведь сценаристы и режиссеры - это те люди, которые с помощью киноэкрана оказывают воспитательное воздействие на миллионы. Но дело в том, что в соответствии с современным законодательством второе высшее образование гражданин России может получить только платно. В большинстве случаев молодой талантливый специалист только что закончивший вуз требуемой суммой не располагает.


Здесь мне представляется, что наши законодатели не очень задумываются над отдельными нюансами творческого образования. Но в этом несложно разобраться. План приема на режиссерский факультет - семь человек, на сценарный - десять-двенадцать. Выйдет из каждого набора один Тарковский, один Бондарчук или один Шукшин - это уже очень много. И если соизмерить затраты, которые понесло бы государство на бесплатное обучение нескольких человек, уже имеющих высшее образование, с той духовной пользой, которую они принесут, будучи профессиональными кинематографистами, то совершенно очевидно, что в порядке исключения надо разрешить вузам искусства (не только ВГИКу, но и ГИТИСу, и Литературному институту, и консерватории) на отдельные специальности принимать на бюджетной основе талантливых, зрелых людей, уже имеющих высшее образование. От этого Россия только выиграет.


- А вы обращались к законодателям с этой проблемой?


- Вместе с представителями ГИТИСа беседовал с членами Совета Федерации, в Комитете Государственной Думы по культуре, но нам сказали, что внести соответствующую поправку в законодательство очень сложно. Все все понимают, даже предлагают подготовить законодательные предложения, хотя мне представляется, что юридически квалифицированных людей среди наших депутатов больше, чем во ВГИКе, и они могли бы подготовить этот документ с большим успехом. Я так понимаю: мы сигналим о проблеме, а законодатели должны предложить ее законодательное разрешение.


- Тем более что это проблема не только ВГИКа...


- Это проблема всей нашей культуры, ее завтрашнего дня. Кто будет приходить во взрослое художественное кинопроизводство? Речь идет не о возрастных цензах. Слава богу, что идут молодые. И дело не в том, чтобы их не пущать, а в том, чтобы не мешать Чеховым и Вересаевым, которые уже были врачами, поступать в Литературный институт.


- Александр Васильевич, а когда великие учились у вас в институте, все уже знали, что они великие?


- В ряде случаев очевидно, что человек пойдет далеко: он умен, глубок, интересен. Сокуров, например, будучи студентом обращал на себя серьезное внимание, хотя нельзя было предугадать, что он сделает такую яркую карьеру. Блистательно проявлял себя в институте Вадим Абдрашитов. Уже по его дипломной работе "Остановите Потапова!" было видно, что в кино пришел очень зрелый, творчески одаренный человек. Кстати сказать, инженер по первоначальному образованию и во ВГИК поступил не сразу, а с третьего- четвертого захода. Примерно одна треть набора режиссеров были люди с высшим образованием. А сейчас они должны за него платить. Культура России теряет многих талантливых людей просто потому, что у них нет денег заплатить за обучение.


Но посмотрите учебные работы Тарковского, вы никогда не сказали бы, какой интересный, глубокий и своеобразный художник вырастет из автора этих картин! Кстати, студенческая картина Шукшина "Из Лебяжьего сообщают" тоже не предвещала в нем гения. Знаю я и такие случаи, когда студент делает очень яркую дипломную работу, потом несколько полнометражных картин, но лучшей остается дипломная.


- Как живут ваши студенты сегодня? В былые времена им надо было сидеть на лекциях, в библиотеках, а теперь говорят: молодец, уже работает...


- В некоторых случаях молодец. А в некоторых не молодец, но вынужден. Стипендии-то у них смешные, жить на них нельзя, поэтому многие на самом деле работают. Но здесь есть и преимущества. Например, оператора с третьего курса очень сложно зазвать на съемку студенческой работы режиссера. Потому что ими уже заинтересовались профессиональные кино- и телестудии, приглашают на оплачиваемую работу.


Некоторые студенты прибывают на занятия на собственных иномарках, в то время как профессора пешочком двигаются от станции метро. Это довольно привычная картина. На экономическом факультете немало студентов имеют свои фирмы. Конечно, это сказывается на процессе обучения. Но и здесь не может быть однозначной оценки, потому что работа в профессии - тоже учеба.


- У вас по-прежнему учится много студентов из-за рубежа, стран СНГ?


- У нас примерно 120 человек из разных стран мира, которые оплачивают свое обучение. Но Белоруссия, Казахстан, Киргизия поступают во ВГИК на равных основаниях с россиянами. С другими странами СНГ у нас, к сожалению, такой договоренности нет. Но если сравнивать наши расценки, то они, конечно, не достигают мировых. Напротив, в России учиться не так дорого, как, скажем, во Франции, Германии.И поэтому некоторые граждане Франции и Германии стремятся поступить во ВГИК. Мотивация двойная, но в первую очередь их привлекает репутация школы, а уж потом цены.


***


Президент России Владимир Путин поздравил педагогов, учащихся и выпускников Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова в связи с 85-летием вуза.


"ВГИК стал уникальным центром кинематографической культуры, - говорится в поздравлении. - Именно здесь начинали свой творческий путь многие мэтры отечественного кино, фильмы которых стали признанными образцами высокого искусства, тонкого вкуса и яркого таланта. Уверен, нынешнее поколение вгиковцев сохранит и приумножит традиции своих предшественников".