Главная >> 5 >> 18

ГУП "ДОРИНВЕСТ": ДЛЯ ГОРОДА, ДЛЯ ЛЮДЕЙ

"Дороги - это темп жизни страны, развития экономики, это скорость наших преобразований. Без дорог нет России".


Мэр Москвы Ю. ЛУЖКОВ.


"Дороги испокон веков были связующим звеном между людьми. Они есть и остаются самыми главными артериями жизни..."


Первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель Комплекса городского хозяйства П. АКСЕНОВ.


"Среди лучших подрядных организаций по уборке улиц и магистралей необходимо отметить ДГУП "Кремлевское кольцо", ГУП "Доринвест".


Руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Н. ПАВЛОВ.


Если коснуться вопросов, стоящих сегодня перед столичным жилищно-коммунальным хозяйством, то вряд ли найдется более животрепещущая тема, чем состояние городских автомобильных дорог. Это и качество их эксплуатации, и уровень обслуживания (особенно в зимний период), и безопасность. Все эти аспекты тесно связаны между собой и являются неотъемлемой частью полноценной жизни мегаполиса. Поэтому только комплексный подход может повлиять на создание в Москве современной, отвечающей самым взыскательным требованиям автодорожной инфраструктуры. Именно широкий охват всех видов деятельности, связанных с эксплуатацией улично-дорожной сети, и внимание к удобству жителей города являются основой деятельности одного из крупнейших в нашей стране дорожно-эксплуатационных предприятий - ГУП "Доринвест". Накануне профессионального праздника дорожных работников и в преддверии зимнего периода наш корреспондент взял интервью у генерального директора организации Игоря Александровича УРМАНОВА.


- Игорь Александрович, наверное, не будет лишним напомнить нашим читателям цели и задачи, стоящие перед "Доринвестом". Что входит в сферу деятельности вашего предприятия?


- Основными нашими задачами были и остаются проведение ремонтных работ и реконструкция дорожного полотна, уборка магистральных дорог столицы, а также трасс федерального назначения. Вместе с тем в сферу нашей деятельности входит установка светофорных объектов, выполнение дорожной разметки и деятельность по благоустройству зелеными насаждениями. Иными словами, мы поддерживаем состояние улично-дорожной сети, установленное нормативными актами, и по мере необходимости проводим мероприятия по разгрузке транспортных узлов. На сегодняшний день ГУП "Доринвест" обслуживает около 15 из 33 миллионов квадратных метров столичной улично-дорожной сети. Это практически все основные магистрали города, а также 90 процентов центральной части столицы - территория Кремля, Красная площадь, Александровский сад, Кремлевское и Садовое кольца.


- До сих пор у некоторых горожан дорожный рабочий ассоциируется с дюжим молодцом в оранжевой куртке и с лопатой в руках. Однако, насколько мне известно, вы сделали упор на современные технологии и тесную связь с отраслевой наукой. Что применяется и будет применяться в Москве из новых технологий?


- Действительно, отношение к дорожникам, как к людям в ватниках и с ломом или лопатой в руках, до сих пор существует. Однако сегодня заниматься содержанием дорог без современной техники и компьютерного оснащения в условиях огромного мегаполиса невозможно. С другой стороны, любая, даже самая современная техника требует участия подготовленного персонала, имеющего за плечами не только соответствующее образование, но и опыт. Кроме того, я уверен, что полноценная работа на дороге невозможна без уважения к людям, ради которых эта работа выполняется, то есть к москвичам.


На сегодняшний день мы активно ведем подготовку к зимнему, наиболее сложному в нашей деятельности, периоду. Помимо непосредственной очистки улиц от снега, наша главная задача в это время года - создать условия, при которых покрытие дорог будет нескользким и даже при интенсивном движении - чистым. Для этого на помощь дорожникам пришли химики. Несколько лет мы уже не применяем техническую соль и песко-соляные смеси. Вместо них активно используются противогололедные реагенты хлоридной группы как отечественного, так и импортного производства. По мнению ученых ведущих научных институтов (в том числе специалистов МГУ имени Ломоносова, РосДорНИИ, НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени Сысина), применение хлористого кальция взамен привычной технической соли - естественно, при условии соблюдения норм расхода - положительно сказывается на экологической обстановке в городе. Специалисты уверены, что хлористый кальций может применяться в условиях Москвы в течение длительного времени без негативных изменений почвы и ухудшения роста и развития зеленых насаждений. Это обусловлено тем, что при соблюдении технологии зимней снегоуборки, в отличие от технической соли, хлористый кальций практически не накапливается в почве.


Немаловажен и тот факт, что нормы расхода хлористого кальция в среднем на 30 - 40 % ниже, чем технической соли, при этом он весьма эффективен при низких температурах (до минус 30 градусов). Высоко оценили ученые и новый комбинированный реагент ХКНМ. Были сделаны выводы о том, что сочетание кальция и натрия в реагенте не приводит к засолению городских почв. Основным недостатком новых реагентов было их высокое коррозийное воздействие на металл и бетоны. Однако эта проблема успешно решается путем добавления в реагенты ингибиторов коррозии. Таким образом, замена технической соли на хлористый кальций полностью оправдала себя.


Тем не менее даже использование самых современных химических соединений для очистки дорожного покрытия требует четкого нормирования расхода реагентов в зависимости от состояния окружающей среды. Поэтому одними из наиболее важных принципов деятельности ГУП "Доринвест" стало тесное сотрудничество с городскими и федеральными метеослужбами и изменение подхода к техническому обеспечению и самой технологии обслуживания улично-дорожной сети.


Каждые 20 минут наш диспетчер получает всю информацию о погодных условиях на дорогах столичного региона и 2 - 3-часовой прогноз, на основании которого соответствующим службам и подрядным организациям "Доринвеста" ставятся определенные задачи по уборке дорог. Вместе с тем осуществляется постоянный мониторинг состояния дорожной сети - для этой цели на территории столицы установлены свыше 100 видеокамер, позволяющих наблюдать в реальном времени дорожную ситуацию по всему городу на различных магистралях.


Для операции сдвигания - подметания снега с проезжей части мы используем плужно-щеточные машины, позволяющие единовременно прометать всю ширину проезжей части. Операция выполняется при помощи новых машин с гидравлическим приводом, позволяющим увеличить скорость колонн до 30 - 35 км/час. А применение новых отвалов и поворотных механизмов увеличивает площадь очистки за один проход в 1, 5 раза.


Для борьбы с гололедом в Москве приемлем только химический способ, так как фрикционный метод лишь временно понижает скольжение. Поэтому для превентивной обработки используется жидкий противогололедный реагент для снижения сцепления осадков с дорожным покрытием, а твердыми соединениями обрабатываются непосредственно выпавший снег или улицы после подметания. Дело дорогостоящее, поэтому одна из главных наших задач - оптимизация расхода реагентов. Для этого используем современные машины -распределители с бортовым компьютером, который отслеживает заданный водителем расход при различных скоростных режимах. Современные технологии позволяют отслеживать количество реагентов с точностью до 5 граммов на квадратный метр.


Еще один аспект нашей деятельности - вывоз снега с городских магистралей на снегосплавные пункты. В прошлом году по заказу ГУП "Доринвест" были разработаны и хорошо себя зарекомендовали снегопогрузчики нового поколения - СнП-17 и СнП-18 производительностью до 200 тонн/час (для старых механизмов этот показатель ограничивался 60 - 70 тоннами в час) и возможностью погрузки снега в самосвалы по ходу движения. Это значительно упростило организацию и безопасность при проведении снегопогрузочных работ.


- Дорога вольно или невольно, но соединяет большое количество ведомств. Это и ГИБДД, и Мосгортранс, и Мосавтотранс, многие другие организации. Какую роль играет ваше взаимодействие с участниками транспортной инфраструктуры в сфере повышения безопасности дорожного движения, особенно в зимний период?


- Конечно, без слаженного взаимодействия городских служб быстрая и качественная уборка снега с московских улиц была бы сильно затруднена, а скорее всего и просто невозможна. Поэтому мы стараемся как можно плотнее сотрудничать с различными подразделениями жилищно-коммунального хозяйства и Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения. Так, сотрудники ГИБДД оказывают нам помощь при расчистке дорог - выделяют машины сопровождения для прохождения снегоочистных колонн, расставляют временные знаки, ограничивающие парковку на участках нашей работы, эвакуируют машины, препятствующие уборке. Мосавтотранс выделяет основной парк самосвалов для транспортировки снега в места утилизации. Мосгортранс предоставляет самую оперативную информацию о местах затрудненного проезда общественного транспорта, на основе которой мы устраняем причины заторов. Гормосводоканал и Горслив обеспечивают своевременную уборку влаги с проезжей части и принимают собранный снег на снегосплавных пунктах. Транспортная инспекция в круглосуточном режиме контролирует состояние дорожного покрытия и выдает рекомендации и требования по организации и технологии уборочных работ. С августа совместно с транспортной инспекцией и другими контролирующими органами мы проводим проверки подрядных организаций на предмет их готовности к зимнему сезону.


- Игорь Александрович, содержание улично-дорожной сети включает в себя не только деятельность по уборке автомагистралей, но и комплекс мер, направленных на безаварийную эксплуатацию дорожной инфраструктуры. Это и повышение пропускной способности дорог, ремонт изношенного покрытия, создание современной регулирующей системы. Скажите, как сегодня работает в этом направлении ГУП "Доринвест"?


- Не секрет, что интенсивность движения на московских автотрассах растет с каждым годом. Соответственно увеличивается и нагрузка на дорожное покрытие. В результате оно стало более интенсивно изнашиваться, более активно проявляются колееобразующие процессы. Поэтому наши специалисты активно ищут новые технологические подходы и материалы для замедления износа покрытия. Так, во время проведения ремонтных работ мы стали применять щебеночно-мастичные смеси вместо асфальтобетонных. Это значительно увеличивает стойкость покрытия и уменьшает его подверженность образованию колеи. Во время ремонта трещин мы используем трещинопрерывающую сетку из геосинтетических материалов. Одновременно с капитальным ремонтом на магистральных дорогах производится восстановление колодцев на специальных разгрузочных плитах.


Только за прошедшие месяцы 2004 года силами ГУП "Доринвест" было капитально отремонтировано 450 тысяч квадратных метров дорожных покрытий, отремонтировано более 200 колодцев, уложено 10 тысяч метров квадратных трещинопрерывающей сетки и более 64 тысяч квадратных метров покрытия из щебеночно-мастичного асфальтобетона.


Одним из наиболее важных факторов безопасности дорожного движения было и остается состояние дорожной разметки.Благодаря появлению новых материалов мы сумели значительно повысить уровень ее износостойкости и наглядности. Вместо красок появились термопластик и стекломаркеры для ночного времени. Раньше эти материалы были импортного производства, сегодня мы используем отечественные разработки. Современные технологии позволяют наносить разметку во время ремонтных работ. Световые маркеры утапливаются прямо в покрытие, что позволяет не только экономить время на дополнительные работы, но и в разы увеличить срок службы разметки и ее эффективность как в дневное, так и в ночное время.


С 1995 года ГУП "Доринвест" реализует программу правительства Москвы по повышению пропускной способности улично-дорожной сети за счет локальных мероприятий. Их главная задача - разгрузка транспортных узлов за счет строительства уширений проезжих частей в местах пересечений улиц для организации дополнительных полос движения, а также устройство заездных карманов, установка транспортных и пешеходных ограждений, "лежачих полицейских" для повышения безопасности автодорожной сети.


С 1995 года до настоящего времени нами были завершены работы более чем на 700 объектах. В текущем году, в соответствии с данной программой, мы должны провести локальные мероприятия еще на 83 объектах. Все они проводятся в тесном взаимодействии с префектурами административных округов и районными управами. За выполнением работ осуществляется постоянный контроль как со стороны заказчика, так и специализированными лабораториями.


Наряду с обустройством разметки и увеличением пропускной способности столичных автомагистралей еще одним из направлений деятельности ГУП "Доринвест" в сфере обеспечения безопасности движения стало выполнение городских программ по реконструкции и строительству светофорных объектов. В соответствии с планом, составленным по предложениям УГИБДД, на 2004 год предусмотрено выполнение работ на 156 объектах.Одновременно "Программой по реабилитации инвалидов" предусматриваем обустройство 41 объекта устройствами звукового сопровождения пешеходов с потерей зрения. В 2002 - 2003 годах данными устройствами уже были оснащены 43 перекрестка. По инициативе нашей организации группа российских предприятий разработала специальное оборудование, позволяющее учитывать интересы как инвалидов, так и жителей домов, расположенных в непосредственной близости от переходов. Громкость устройства регулируется в зависимости от ширины проезжей части и интенсивности движения, автоматически выключается в ночное время, заранее предупреждает пешеходов о предстоящем включении разрешающего сигнала светофора.


- Игорь Александрович, в заключение нашей беседы хотелось бы услышать ваши пожелания коллегам и жителям столицы в преддверии профессионального праздника.


- Мне хотелось бы от всей души поздравить дорожников, автомобилистов, пешеходов и всех тех, чья повседневная деятельность неразрывно связана с дорогами, пожелать крепкого здоровья и безопасной работы. Могу со всей ответственностью заверить москвичей, что работники ГУП "Доринвест" делают и будут делать все необходимое для того, чтобы дороги Москвы были лучшими не только в столичном регионе, но и во всей стране, каковыми они, собственно говоря, и являются. Хочется подчеркнуть: сердца московских дорожников наполнены любовью к родному городу и людям, ради которых мы и работаем.


Как уже отметил в интервью генеральный директор, сфера деятельности одной из старейших в столице организаций подобного профиля, берущей свое начало в 1932 году, - ГУП "Доринвест" охватывает большое количество видов работ, связанных с созданием в Москве современной, безопасной и удобной для жителей города автодорожной инфраструктуры. И каждый из объектов, на которых трудятся специалисты подрядных и дочерних предприятий организации, занимает важное место в столичной транспортной системе.


"03" для столичных дорог


Одной из главных причин эффективной работы ГУЛ "Доринвест", помимо профессионализма его сотрудников, стало создание единой многофункциональной системы мониторинга. Специальный отдел предприятия регулярно получает и анализирует ситуацию, складывающуюся на дорогах столицы. Информация стекается сюда от 5 специальных локаторов, установленных в центральном регионе страны, радиусом действия до 200 километров, 7 метеостанций, расположенных на МКАД, 70 датчиков, входящих в систему "Старт", с центрального поста наблюдения городской метеослужбы, а также из глобальной компьютерной сети.


В результате оперативный дежурный постоянно имеет самую последнюю информацию об интенсивности осадков, высоте облачного покрова, видимости, силе и направлении ветра, влажности, температуре воздуха и дорожного покрытия. Благодаря таким всеобъемлющим данным диспетчер может сделать прогноз о состоянии столичной автотранспортной системы как на ближайшие несколько часов, так и суток. На основе этой информации и вырабатывается алгоритм деятельности подразделений "Доринвеста" или рекомендации смежным организациям ЖКХ столицы.


Но работа ГУП не была бы такой эффективной, если бы его специалисты останавливались на достигнутом. На диспетчерском пункте появилось еще одно нововведение: теперь каждый автомобилист, столкнувшись с неисправностью дороги на участках, находящихся в ведении "Доринвеста", может по телефону 925-63-36 сообщить об этом дежурному, и его информация в кратчайшие сроки будет доведена до ремонтных бригад.


Женское лицо дороги


Одной из основных функций ГУП "Доринвест" является уборка магистральных улиц в столице. Ясно, что именно эти дороги, общая протяженность которых свыше 440 километров, берут на себя основной поток автотранспорта, и потому об их полноценной уборке днем говорить не приходится. Поэтому основное время работы дорожников - ночь...


Как бы то ни было, но к 7 часам утра магистрали города обязаны быть вымытыми и убранными. И один из самых лучших по уборке участков в Москве - это Варшавское шоссе. А точнее - Большая Тульская, Люсиновская, Большая Серпуховская улицы, площадь у станции метро "Нагатинская" и отрезок самого шоссе от его начала до Балаклавской улицы. Именно за эти объекты отвечает ДЭУ-16 во главе с Аллой Семеновной Морозовой. Если учесть, что здесь к тому же все четыре мастера - женщины, то впору утверждать, что у дороги и впрямь женское лицо. Секрет добросовестной деятельности "женского" ДЭУ прост - это работа на опережение. Лучше лишний раз выслать к наиболее проблемным местам дежурных рабочих, чем потом бороться с мусором всю ночь.


Несмотря на неудобства, связанные с постоянными выходами в ночные смены (а в темное время суток производится до 80 процентов дорожных работ), текучести кадров в ДЭУ-16 практически нет. Более 15 лет убирает остановки дорожный рабочий Владимир Володин, универсалами по праву считаются водители Александр Зайцев, Александр Субботин, Александр Федоров, Василий Гричихин, потому что могут работать как на летней технике, так и на зимней. Во многом именно благодаря их труду столица продолжает оставаться одним из самых чистых городов России.


К юбилею МГУ - безопасное движение


Сегодня на Воробьевых горах полным ходом идет подготовка к 250-летию МГУ. Самое непосредственное участие в ней принимают московские дорожники.


Весной "Доринвест" уже проводил текущий ремонт дорожного покрытия, но для университета, имеющего огромнейшую территорию, отремонтированные тогда 15 тысяч квадратных метров оказались каплей в море. Поэтому дополнительно было выделено финансирование на ремонт еще 50 тысяч квадратных метров, и дорожники оправдали надежды администрации МГУ. Кроме замены асфальтобетонного покрытия, здесь силами ГУП "Доринвест" были приведены в порядок просевшие смотровые колодцы и водоприемные решетки, работники предприятия заменили и подняли бордюрный камень. Практически заново сделаны дорожки в Ботаническом саду, заменен асфальт у биолого-почвенного, химического факультетов, вдоль теннисных кортов, во внутренних двориках.


Особое внимание было уделено так называемым ИДН, то есть искусственным дорожным неровностям (в просторечии - "лежачим полицейским"), а также информационному обеспечению -щитам и указателям. "Доринвест" не только отремонтировал старые ИДН, но и уложил еще более сорока прорезиненных ограничителей скорости общей длиной 510 метров. Расположенные в 50 метрах друг от друга, они не дают развить машинам скорость более 60 километров в час, что значительно обезопасило движение на этом участке.


Дорожники нанесли и последние штрихи на разметке общей площадью около 3 тысяч квадратных метров. Следующим этапом станет установка более чем 30 знаков и информационных щитов для автомобилистов и водителей общественного транспорта.


Лучшие среди равных


Еще одним важным объектом работ для ГУП "Доринвест" стал почти трехкилометровый участок Ленинского проспекта - от Калужской площади до площади Гагарина: здесь проведен капитальный ремонт дорожного покрытия.


Дорожники обновили около 150 тысяч квадратных метров асфальтобетонного покрытия. Кроме того, более 70 тысяч квадратных метров уже было заменено весной на участке от МКАД до проспекта Вернадского. Еще специалисты ГУП "Доринвест" проверили состояние и отремонтировали около 450 люков колодцев коммуникаций и водоприемных решеток. Эта часть работ проходила под контролем и при участии специалистов и представителей тех ведомств, которым принадлежат расположенные на трассе технические сооружения - водопровод, канализация, водосток, телефонные сети и т. п. Новые люки устанавливались не на бетонные сегменты, как прежде, а на специальные разгружающие плиты, что значительно увеличит срок их эксплуатации.


Особенностью этих работ стало привлечение к работам отраслевой науки. Именно на Ленинском впервые на 10 тысячах квадратных метров была опробована армирующая сетка из геосинтетических материалов, препятствующая образованию колейности и появлению трещин, использованы более устойчивые к воздействию проходящего транспорта и к капризам погоды многощебенистые смеси и щебеночно-мастичный асфальтобетон. В этом же ряду - решение вопросов с разметкой: дорожники применили здесь ленту и термопластик, которые по срокам службы намного долговечнее краски, а главное - обладают достаточно хорошим световозвращающим эффектом. Была опробована и желтая лента для обозначения остановок общественного транспорта.


В этом материале мы даем несколько штрихов к портрету одного из тех предприятий, коллективом и делами которого по праву может гордиться город. Однако выполнение задач, стоящих сегодня перед ГУП "Доринвест", по содержанию и ремонту федеральных автомагистралей Москвы было бы невозможно без профессиональной и слаженной работы всех дочерних и подрядных организаций "Доринвеста".


Для того чтобы описать тот огромный вклад, который внесли и продолжают вносить подразделения ГУП "Доринвест" в благоустройство столицы, пришлось бы выпускать отдельную книгу. Тем не менее мы постараемся вкратце описать деятельность некоторых из них, ни в коем случае не умаляя заслуг остальных.


Комплексный подход - удел профессионалов


Объемы и разносторонняя специфика деятельности подразделений ГУП "Доринвест" предполагают не только наличие высококлассных специалистов, использование новейших наукоемких технологий, но и развитую производственную базу. Всем этим требованиям в полной мере соответствует ДРСУ "Северное", которым руководит Лев Николаевич Утгоф. Это предприятие выполняет полный комплекс дорожно-строительных функций - от земляных работ до укладки дорожного покрытия, производит уборку автотранспортных магистралей, обустраивает заграждения, наносит разметку, а также благоустраивает ландшафты.


В структуру организации входит причал в Бутаковском заливе Химкинского водохранилища, куда речным транспортом доставляются так называемые инертные строительные материалы -песок и щебень. Наряду с этим "Северное" обладает большим парком дорожно-строительной и уборочной техники, в состав которого входят более 170 единиц автомобильной техники и около 100 специализированных механизмов. Среди них - самосвалы, автокраны, цементовозы, грейдеры, экскаваторы, поливочные машины... Все это хозяйство располагается на двух базах, одна из которых находится на территории асфальтобетонного завода в промышленной зоне Подрезково, который также является составной частью ДГУПа. Построенный, что называется, "с нуля", сегодня этот завод снабжает предприятие пятью видами асфальта.


Сегодня в зоне деятельности "Северного" находится более 2 миллионов квадратных метров трасс федерального значения и более 162 гектаров зеленых насаждений. Только за прошлый год силами организации было отремонтировано более 200 тысяч квадратных метров асфальтобетонного покрытия, нанесено около 80 километров дорожной разметки и благоустроено более 23 гектаров дорожного ландшафта.


Для более эффективной работы по озеленению столицы здесь даже была создана оранжерея, где выращивается цветочная рассада. Поэтому неудивительно, что специалисты ДГУП "Северное" вот уже второй год удостаиваются диплома за активное участие в проводимых на территории столицы фестивалях цветников.


"Кремлевское кольцо" вновь золотое


В конкурсе на лучший дизайн ландшафтного сада на международной выставке "Цветы-2004", проходившей на ВВЦ 11, золотую медаль завоевало одно из подразделений ГУП "Доринвест" - "Кремлевское кольцо", которым руководит ученый- агроном, заслуженный работник ЖКХ России, почетный дорожник Любовь Николаевна Подлесных.


Успех "Кремлевского кольца" на выставке стал вполне закономерным. Если в 2001 году московские дорожники, только начавшие принимать участие в этом конкурсе, удостоились лишь диплома, то через год завоевали уже "Гран-при" в номинации "Цветы мегаполиса - Александровский сад". На высшую ступень пьедестала почета столичные озеленители поднимались и в 2003 году.


На этот раз выставка собрала рекордное количество участников - около шестисот представителей из 23 стран. Однако именно деятельность специалистов "Кремлевского кольца" смогла удовлетворить самые изысканные вкусы жюри. Среди критериев, по которым оценивалась открытая экспозиция ландшафтных садов, главенствовали оригинальность, соответствие экологическим факторам, новизна форм и композиционных сочетаний различных элементов, качество посадочного материала и применение нетрадиционных приемов озеленения.


Главная специфика работы ДГУП "Кремлевское кольцо" заключается в том, что в сферу деятельности предприятия входит благоустройство зеленых насаждений в самом сердце столицы, а значит - всей страны. Это уникальные по своим ландшафтным характеристикам насаждения на крыше торгового комплекса на Манежной площади, благоустройство флоры Александровского сада, уборка территории могилы Неизвестного солдата и Васильевского спуска - иными словами, всех тех мест, которые на протяжении столетий являются визитными карточками столицы.


Силами "Кремлевского кольца" ежегодно проводится до 200 мероприятий, в зону обслуживания организации входит около 1 , 5 миллиона квадратных метров, в том числе - 18 гектаров зеленых насаждений, включая газоны на Киевском шоссе, цветники на Боровицкой площади, Кремлевской набережной и в других центральных частях города.


И главный секрет успеха не только этого предприятия, но и всех организаций, входящих в ГУП "Доринвест", заключается в том, что каждый из его сотрудников в каждом отремонтированном или вымытом метре дороги, в каждом заботливо выращенном цветке или посаженном дереве выражает свою любовь и заботу о родном городе.