"Устал. Раньше никуда не звали, а теперь, после фильма "Бедный, бедный Павел" прямо нарасхват. То на "Славянский базар" пригласят, то на "Окно в Европу" , то в Анапу, то вот теперь вроде зовут в Венецию. А сниматься когда, работать?". С такого монолога началось наше общение с Виктором Ивановичем.
- Скажите, когда вы вживались в роль одного из самых неоднозначных и противоречивых монархов России, вы страдали?
- Нет, не страдал. Потому что я не сумасшедший, мои переживания, моя истерика, мои думы не взваливались на близких, я умею отключаться и включаться.
- Обычно Павла сравнивают с Гамлетом, которого многие актеры мечтают сыграть. Эта роль равнозначна роли Гамлета?
- Вы себя считаете примитивной личностью, лично вы? Нет? И я не считаю себя примитивной личностью. А тут сын императрицы, внук Петра I, с прекрасным образованием, с тяжелейшей судьбой, умница, избороздивший, путешествуя со своей семьей, Европу. Он был на троне, получил и скипетр, и державу, а его грохнули в собственной спальне. Он оставил огромное количество великолепных революционных указов, приказов, уставов, статей, которые остались нереализованными. И вы хотите сказать, что о нем вот так можно говорить? Нет. Он по масштабу личности не менее значимый персонаж, чем Гамлет. Хотя в Театре им. Вахтангова я играю в трагедии Шекспира...
- После этой роли в вашей жизни произошли изменения, они примерно такие же, как после фильмов "Брат" и "Брат - 2"?
- Да, я стал еще известнее, меня стали приглашать на фестивали, даже в жюри, хотя на этом фестивале было так тяжело работать, мы так спорили, ругались, даже не знаю, захочу ли еще работать в жюри. Слишком большая ответственность. Но главное изменение - я переехал в Москву и теперь живу в этом городе, для меня таком же родном, как и Питер. Ведь я здесь жил и учился до 1977 года, а потом попал по распределению в Ленинград, меня позвал в Театр комедии Петр Фоменко. Но последние годы у меня в театре было немного ролей, а когда надо было отмечать мое 50- летие и я сказал об этом заведующей труппой: что, мол, надо бенефис сделать, она на меня строго посмотрела и дала понять, что рассчитывать на бенефис просто не стоит. После этого я решил, что мне в Питере делать больше нечего, и расстался с ним и с театром без большого сожаления. Потому что он не любил меня, а Москва - может быть, это цинично, легкомысленно, продажно, но она мне говорит: иди сюда, иди, я тебя буду любить! Обняла меня всего и проглотила. И мне здесь хорошо, в ее утробе.
- Но ведь большинство фильмов, в которых вы снимаетесь, за исключением "Брата" , никто, кроме жителей мегаполисов, не видел да и не увидит, если их, конечно, по телевидению не покажут. В небольших городах люди давно уже не ходят в кинотеатры, а если дома у них есть видеомагнитофон, то они вряд ли купят "Бедного Павла" или "Комедию строгого режима" десятилетней давности, благодаря которой о вас узнали телезрители.
- Будут смотреть в Выборге, в Анапе, Геленджике, то есть на кинофестивалях. Очень многие города позавидовали сейчас городам, которые имеют свои праздники - музыки, театра, кинематографа. Сейчас в Ярославле, Нижнем Новгороде, Архангельске, Владивостоке, Норильске, Самаре, Благовещенске тоже затевают кинофорумы. Это признак того, что уже есть инфраструктуры для показа кино зрителям. И потом, ваши коллеги столько меня клевали за то, что я стал известным благодаря бандитским фильмам, в которых романтизируется образ бандитов. Но я тогда, три- четыре года назад говорил: наберитесь терпения и выдержки, будут вам на экране и любовь- морковь, и семья, снова полетят журавли, будут гадалки, аферисты... Но пройдет два года, не раньше.
Ошибся на года полтора, но ведь это случилось. Кино уже сейчас есть разное - жанровое, артовское, абсурдистское и "кино не для всех" , как "Богиня" Ренаты Литвиновой. Но в чем вы действительно правы - надо развивать инфраструктуру проката в широком смысле этого слова. Не только кинотеатры, но и другие места, где можно крутить кино. Сейчас в нашей провинции наступает ренессанс времени, которое показано в фильме "Человек с бульвара Капуцинов". Богатые люди раскусили, что на этом можно сделать деньги. Кинозалы и кинотеатры уже объединяют с ночными клубами, дискотеками. Еще через пару лет наше кино будет таким же массовым, как в Индии.
- И какое же кино, на ваш взгляд, особенно будет востребовано?
- Мелодрама, сказки и фильмы ужасов. Я мечтаю сыграть в таком фильме главного вампира, вурдалака. Чтобы кому- то горло перегрызать. Шучу, шучу, а то еще напишете, как журналист "Русского курьера" , что на "Славянском базаре" Сухоруков скупал на местном рынке все сувениры, при этом впервые узнал перед приездом, что есть такой город Витебск, а выпив водки в ресторанах и барах, кричал белорусам: вас давно ждут в России! Наверное, ваш коллега спал где- то под деревом, узнал о моей пресс- конференции и, чтобы не выгнали, написал такую чушь. Поэтому я не очень доверяю вашему брату - любите преувеличивать. А кино пусть будет для всех, особенно комедии. Мне бы очень хотелось, чтобы нашелся человек, который скопировал бы все у Гайдая и поставил такие же комедии. Но не находятся. Вот с комедиями у нас проблема. А они очень нужны! Когда человек хохочет, он легче зарабатывает деньги.
- Умное, интеллектуальное кино нужно зрителю?
- Оно всегда нужно. Кто- нибудь да заинтересуется, хотя ктото уснет, а кто- то уйдет с сеанса. Но это неважно, потому что в человеке что- то включится. Это духовный продукт, необходимый человеку, но, может быть, в небольших дозах. Если я стану кормить вас только солеными продуктами, вы согласитесь на любое дерьмо, которое сладкое. Или наоборот. Даже если человек не полюбит это интеллектуальное кино - ничего страшного. Я, к примеру, не умею кататься на коньках - так что, убить меня за это?
- В последние несколько лет вы стали очень популярны, хотя пока не сыграли мерзавца старшего брата и параноика Павла - не были известны. При этом уже лет пятнадцать снимаетесь в кино, а в театре играете четверть века. Формула успеха?
- Если бы вы не сказали, я бы этого и не заметил! Живу и живу, работаю и работаю. У меня возникают вопросы к себе и к зрителям - почему я не проснулся знаменитым после фильма "Комедия строго режима" , где я играл зэка Ленина? Или моя первая главная роль в фильме у Юрия Мамина "Бакенбарды". Это был мой звездный дебют, только никто его не заметил. Потом были фильм "Замок Кафки" и первый фильм Алексея Балабанова "Счастливые дни" ("Хеппи дейс"). Канны его заметили, а Россия не видела. А вообще эта прожитая жизнь, а не известность. Шаг за шагом - курочка по зернушку наклевала - вот тебе и пять кило! Такая вот формула успеха и славы.
- Может быть, раньше не так хотелось, вот и не было их. А потом, когда начала приходить известность, захотелось...
- Ничего мне не хотелось! Я хотел работать, вот и все! Можно хотеть ролей, денег, наконец любви. А хотеть славы - я не знаю, что это такое. Она либо придет, либо нет. Ее не закажешь высшим силам или покровителям - неважно, земным или небесным.
- А может быть, вам кто- то мешал, интриганы, к примеру?
- Мешали более талантливые люди. А от интриги я и сам не откажусь, но не как самоцели, а только в том случае, если она дает возможность выделения адреналина.
- Везение играет в этом роль?
- Конечно. Если, образно говоря, в организме человека пять артерий, везение - шестая артерия. Разве это не везение, что в двадцать шесть лет меня пригласил Петр Фоменко играть семидесятилетнего старика в одном из своих лучших спектаклей? Потом я расплачивался за это годами забвения, но ведь, ох, как повезло, можно и потерпеть. И вот теперь живу в центре Москвы, на Рижской, это тоже везение. Но говорить, где точно, не стану. А то уже приходили, денег просили. Сейчас из "Матросской Тишины" просят помочь...