или О том, как золото в прямом и переносном смысле лихорадит рок британский
ФАНТАЗИЯ - Доктор, еще вчера больной, как всегда, неподвижно лежал на своей койке, как, впрочем, и все последние годы, я даже со счету сбилась, сколько лет он из комы не выходит.
А сегодня чудо какое-то случилось. Он глаза открыл, пальцами стал шевелить. Я просто не могу объяснить это явление. Все, кажется, из-за того английского лекарства от "лихорадки", оно как электрошоком по телу больного прошло... - Ну, тогда впишите в карточку больного... ну того, который по имени "РОК", по фамилии - "АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ"... Да-да, того самого... Пишите - "ОЖИЛ!" И теперь уже - "NEVER DIE!"... РИСК Если бы наш рок был существом одушевленным, то, думаю, именно так можно было бы попробовать представить его нынешнее состояние, после прошедшего в минувшие выходные концерта с участием известной британской группы Goldrush ("Золотая лихорадка" в переводе), а также двух отечественных - Coldunya и "Апрель". То, что у нас в Баку прошло такое мероприятие, событие уже из ряда вон выходящее. Очень много лет рок у нас, как какой-то уродец или чудовище, скрывается то в клубах, то на кораблях, короче говоря, прячется от большого света и крупной публики. Сотрудники British Council, организующие в Баку несколько раз в году крупные культурные мероприятия, решили попробовать эксперимент с роком. Да, риск, но ведь кто не рискует, тому, сами знаете, даже воды в стакан не нальют, а не то чтобы шампанского. Да, вполне возможно, что во Дворце имени Гейдара Алиева, на центральной сцене страны, рок-концерты и проводились, но это явно было очень давно. А ведь сцена-то - многофункциональная (так в уставе записано), здесь играют и поп, и рэп, и мейхану. Так что дирекция дворца так же, как и British Council, решила пойти на риск. А заключался он в том, соберут ли зал британско-азербайджанские коллективы, или все будет так же трудно, как и на Caspian Jazz&Blues. КОНЦЕРТ Знакомство с азербайджанской публикой группа Goldrush начала с пресс-конференции в ISR Plaza. Посмотреть и познакомиться с рокерами, а также с новым директором British Council Энди Уильямсоном собрался весь музыкальный и околомузыкальный контингент нашего города. Для многих образ рок-меломана наверняка связан с определенным стереотипом. Рокер обязательно длинноволосый, одет непонятно во что, обязательно наркоман или пьяница, "харлей-дэвидсон" (или, на крайний случай, "Ява" с люлькой) прилагается. Британцы явили полную тому противоположность. Прилично одетые (даже рубашка в брюки заправлена) молодые ребята с очень приятной внешностью, дружелюбно настроенные. Кстати, один из музыкантов группы очень похож на покойного лидера "Битлз" Джона Леннона. Ему об этом на пресс-конференции так и сказали, на что он ответил, что за несколько часов, проведенных в Баку, слышит об этом во второй раз. Кстати, ребята недавно вернулись из Ташкента, где принимали участие в прошедшем там фестивале альтернативной музыки. Помимо них, в Узбекистане выступали некоторые как британские, так и американские группы. Самих же узбекских рок-групп на фестивале было около четырнадцати. Не слабо, правда? Хоть я никогда и не слышал о существовании узбекского рока, но сам факт того, что они, во-первых, хотят, а во-вторых, организовывают не просто концерт, а целый фестиваль с участием ряда зарубежных групп, говорит о высоком интересе к року в Узбекистане. Ну а то, что там есть еще 14 местных групп, показывает многое. Да, наверное, и у нас, если походить по клубам, тоже можно найти с десяток рок-ансамблей, но ведь из количества в качество перейдут единицы. А еще британцы рассказали о том, что в Англии они организовали свой собственный рок-фестиваль, а так как очень многое в шоу-бизнесе Туманного Альбиона носит коммерческий характер, молодым пробиться на сцену очень трудно. Журналисты интересовались, будут ли на концерте британцы ругаться и раздеваться, как делали это некоторые другие гастролеры, к примеру, "Фабрика звезд-4", выступление которых многие записали в список не соответствующих азербайджанскому менталитету. Англичане в ответ посмеялись и пообещали себя вести прилично. На пресс-конференции присутствовал и лидер нашей группы Coldunya Теймур Надыр. Естественно, мы не могли не поинтересоваться у него причинами столь плачевного положения рока в Азербайджане. "Чтобы рок развивался, должно появиться серьезное рок-движение. А для этого нужны финансы. Сегодня на телеэкранах, на мой взгляд, мы в основном видим произведения суррогатного искусства. И больше ничего. Это показывает, что проблемы испытывает не только рок, но и классическая музыка. Молодежь в чисто культурном плане не знает, кто мы такие. А ведь наша культура имеет большую историю. Проведение такого концерта, несомненно, успех, но главная задача, чтобы это не был единичный случай. Необходимо чаще организовывать концерты на таком уровне, с такой финансовой поддержкой, чтобы все так же активно рекламировали на телевидении и в газетах. А то ведь сейчас телеканалу проще поехать в какой-нибудь ресторан и отснять там концерт, проходящий под фонограмму. Что самое страшное - под это выделяются деньги. Тогда как на рок рекламодатели денег не дают, вот его никто и не снимает. Вы знаете, речь не только о роке. Однажды Хураман Касимова сказала: "Плохо у нас будет с музыкой классической, пока ее будут показывать после трех часов ночи..." Именно поэтому многие талантливые люди уезжают за рубеж. Как популярен там Алим Гасымов! А у нас, если он за два года даст хотя бы один раз концерт, это можно считать успехом. Есть, конечно, некоторые подвижки. На телеканале Space идет передача "Щьряш йери", где собирают музыкантов-народников. Когда мы включаем телевизор, то там должен быть и рок, и поп, и джазовая музыка". После пресс-конференции ее главные герои отправились во Дворец имени Гейдара Алиева на репетицию. Из-за опасений, что концерт может пройти в традициях рок-мероприятий времен "Красной волны" (это когда полицейских били скамейками и бутылками под рычание гитар групп "Ария" и "Черный кофе"), во Дворце было собрано много охранников, которые должны были отвечать за порядок на концерте. Слава Богу, что их услуги не потребовались, все было тихо, и никаких эксцессов не возникло. Самой главной загадкой до концерта был вопрос, соберутся ли зрители в зале или нет. И это несмотря на то, что билеты продавались по очень низкой цене. Потихоньку, ближе к началу рок-праздника люди все-таки стали подтягиваться. Была и, так скажем, радикально настроенная молодежь, одетая и раскрашенная под "крутых" рокеров, много иностранцев и простые зрители, пришедшие пронаблюдать за тем, что же будет. "У нас в Англии тоже ничего вовремя не начинается, обязательно с опозданием в пятнадцать минут", - сказал один из членов Goldrush. Подождав всех зрителей (аншлага не было, как, впрочем, и заметных "дыр" в зале), концерт начали в 19:15. Открывал его Goldrush. Эта достаточно известная в Британии группа в Баку не очень раскручена, поэтому многим было просто интересно: а что это вообще такое? Прямо скажем, понравилось. Британцы играли не какой-то тяжелый рок. Их музыка была очень мягкой и легкой, что очень привлекло изголодавшегося по подобным концертам зрителя. Во время исполнения одной из композиций в темном зале можно было наблюдать, так сказать, шоу мобильных телефонов. Просто их подцветка в наш компьютерный век легко заменила зажигалки, которые зажигать в зале нельзя. Интересны были не только британцы нам, но и мы им. Один из членов группы постоянно фотографировал зал, притом каждый раз в разных ракурсах. Под музыку Goldrush люди танцевали, восхищенно свистели, аплодировали, пели. Но эти крики были не такими, какие, скажем, можно услышать на концертах "Фабрик" или, например, Губина. Люди наслаждались музыкой, они как будто впадали в какой-то транс. Публика не бежала к сцене, не дарила музыкантам цветы (что на рок-концертах считается признаком дурного тона, видимо), но душой и сердцем была с англичанами. После антракта на сцену вышли уже другие герои вечера. Наступила вторая - азербайджанская - часть. Эстафету от Goldrush приняла совсем еще молодая группа "Апрель". Ребята исполнили пять песен. Три - на азербайджанском языке и два - на английском. И их так же, как и британцев, зал принял на "ура". Хлопали, пели, даже цветы подарили их солисту Милану Мамедову (что значит Азербайджан - страна цветочная!). Наиболее запомнившейся их песней стала композиция "Сэни севэн инсан". При правильном подходе ее вполне можно "раскрутить" в хит. Кстати, концерт во Дворце стал их первым за вечер, но не последним. После этого концерта ребят ждали в одном из клубов, где они играли до поздней ночи. Последней на сцену вышла Coldunya. Известна она тем, что, "национализировав" рок, смешала его с мугамом. Публика очень тепло встретила и выход самих "колдунов", и ханенде. Вообще, этот оригинальный синтез известных мугамов с хорошим роком был необычен и приятен. Вот только не все это поняли. Кажется, когда зазвучала новая рок-версия "Сары гэлин", в зале началось движение. Сначала стали уходить иностранцы, а потом уже и радикальная группа молодых рокеров. Ни те, ни другие рок-мугама не поняли и, видимо, понимать его даже не захотели. Привыкшие к одному, они не захотели знакомиться с другим. В итоге и без того не до краев забитый зал заметно оскудел. Последнюю песню "Сеирбаз" исполнил сам Теймур Надыр, неожиданно севший за рояль, хотя концерт, казалось бы, уже завершился. Оставшееся в зале меньшинство аплодировало от души. ПОСЛЕДНЯЯ ФАНТАЗИЯ - Опять забыл, как вас зовут. Рок, да? Рок муаллим, дай Бог, заряда от этого лекарства вам хватит для полного восстановления, а не на пару дней... Хотя в "концертной системе" вы будете нуждаться регулярно. Так что с учета мы вас не снимаем. Ну, будьте здоровы... не кашляйте!