Главная >> 5 >> 18

Учитель как зеркало времени

У заслуженного учителя России Татьяны Леонидовны Беляевой нынешний учебный год - юбилейный. Остался навсегда в памяти тот момент, когда она, десятиклассница, перерезала ленточку в день открытия новой школы N 30 на Фактории. И не чаяла тогда, что с этими стенами будет связана вся ее жизнь. В 1964 году начала Татьяна Леонидовна свою педагогическую деятельность в родной школе. Работала старшей пионервожатой, затем учителем истории и, наконец, директором.


Беседуя с ней, приходишь к выводу: в судьбе учителя как ни в какой другой отражается время - переменчивое, непредсказуемое, неповторимое.


- Татьяна Леонидовна, что вспоминается прежде всего из тех, шестидесятых?


- Самое приятное воспоминание из вожатской биографии - я была делегатом IX Всемирного фестиваля молодежи в Болгарии, в Софии. Как это могло получиться? Я же не самая лучшая... Потом выясняла у нашего куратора из ЦК комсомола. Тогда ведь разнарядки были: от этой области давайте металлурга, от другой - ткачиху. А Архангельску выпало представить на фестиваль пионервожатую, одну от всей страны. Такое вот чисто случайное счастливое совпадение. Фестиваль в Болгарии проходил в августе 1968 года, накануне ввода советских войск в Чехословакию. Тогда никто из нас об этом еще не знал. Но уже чувствовалось состояние тревожности, напряжения между нашей и чешской делегациями. А болгары принимали нас всюду как братьев, во всех центрах, на всех встречах. Ведь в те годы Болгария к нам, в СССР, чуть не шестнадцатой республикой собиралась входить.


А если вспомнить пионерскую дружину нашей школы тех лет, то она носила сначала имя Фиделя Кастро Рус. Потом, когда начались у нас с Кубой разногласия, решили, видимо, сверху дать дружине имя Юрия Алексеевича Гагарина. "Гагаринцами" мы остаемся и по сей день - так называется детско-юношеская организация школы N 30.


В те, 60-е годы я работала и училась на истфиле пединститута, теперь это Поморский университет.


Тогда жизнь у ребят была интересная: туристические слеты, походы, спортивные состязания. Но с другой стороны, все было до такой степени заорганизовано. Прежде всего - общественная работа! Если надо было идти металлолом собирать, то какая тебе там еще музыкальная школа?! Не учитывались интересы каждого ребенка. Но было самое главное - ребята общались между собой. Ведь само формирование личности будет неполноценным, если каждый сам по себе. Все равно ребятам необходимо общение со сверстниками. И мы в прошлом году открыли школьный клуб "Юность", где организуем КВНы, всевозможные встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры.


- А учителя тех лет чем-то отличались от сегодняшних?


- Когда наша школа открылась, в основном все учителя были молодые, до 30 лет. У всех столько задора, энергии. А ведь чего греха таить, в то время работали да на каком еще энтузиазме!..


Помню такой эпизод. На воскресенье был объявлен сбор металлолома. Пришли все школьники. Мы знамя пионерской дружины вынесли. Все как на празднике. И классные руководители тоже все пришли. Были среди них и молодые мамочки, некоторые явились с годовалыми детьми на руках. И никто не сказал, не подумал даже, что, мол, мы в воскресенье никуда не пойдем!


А сейчас на заслуженный отдых уходят те, кто начинал тогда.


У нас в этом году ушла на пенсию Генриетта Сергеевна Короткова, учитель физики, кавалер ордена "Знак почета", как о ней говорят, "учитель от Бога". Ушли на пенсию Надежда Андреевна Горбунова, учитель английского языка, и Татьяна Феодосьевна Машьянова, учитель математики.


Я с сожалением говорю, что от нас ушла эта плеяда. Они так много давали молодым, подготовили прекрасную смену.


Профессионал он и есть профессионал. Мой заместитель по воспитательной работе Лилия Ивановна Пильщикова, заслуженный учитель России. В ней столько энтузиазма, что ее пенсионный возраст нигде не чувствуется - ни в работе, ни в здоровье, ни во внешнем облике.


Сегодня наш педколлектив молодеет. Я не знаю, как в других школах, но от нас молодежь не уходит. В школе работают десять человек со стажем до пяти лет. Среди них очень интересная учительница русского языка и литературы Виктория Алексеевна Мизгерова. В этом году у нее уже выпускной класс. Полтора года назад пришел к нам молодой человек - Алексей Александрович Ермолин. Единственный мужчина в нашем коллективе, ведет физику и информатику, очень нравится детям. Наша выпускница Надежда Валерьевна Фролова ведет иностранный язык. Все они работают с интересом, стремятся ввести новые формы в урок и в организацию воспитательной работы. А старшее поколение передает им свои традиции и навыки.


- Любая школа крепка сплавом традиций и новизны. Что самое примечательное в вашей школе сегодня?


- Я с наших детей начну. У нас каждый год достаточно большое количество медалистов для школы на городской окраине. В этом году у нас одна золотая медалистка, Вероника Пантелеева, она поступила в ПГУ, и пять медалистов серебряных.


Такое количество медалей, которое не уменьшается из года в год, говорит о том, что и учителя - профессионалы, и дети - умницы.


Наш сегодняшний одиннадцатиклассник Антон Пантелеев, в 2003 году стал победителем Всероссийской олимпиады по экологии. А в 2004 году занял на этой же олимпиаде третье место. Это наша гордость.


Мы поставили перед собой задачу: создать в школе условия для ребят с различными возможностями и способностями. Наш педколлектив строит модель адаптивной школы, которая способна удовлетворить индивидуальные запросы личности. Поэтому у нас есть классы выравнивания в начальной школе, а затем классы педагогической поддержки в средней. Есть примеры, когда дети из этих классов заканчивают школу на "4" и "5". Мы апробируем новый учебно-методический комплекс "Перспективная начальная школа". Помимо этого у нас работают гимназические и профильные физико-математические классы. В этом году мы ввели в 10-м классе вместо трудового обучения у мальчиков предмет - информационные коммуникационные технологии. Этот предмет есть в новом учебном плане, который будет вводиться в 2006-2007 учебном году. В утвержденной 11 февраля 2002 года министерством образования России "Концепции модернизации российского образования до 2010 года" написано, что статус учителя школы, преподавателя суза и вуза должен подниматься. В связи с этим будет подниматься и его зарплата.


- Как же сегодня выполняются эти пункты новой концепции образования?


- Статус учителя в обществе все равно низкий. Когда принимали закон об образовании, что было там написано? Заработная плата учителя будет на уровне средней зарплаты в промышленности. Но этого так и не произошло. В тарифном соглашении с администрацией области есть пункт о том, что молодым специалистам устанавливается десятый разряд. Ну и что это значит? Для того, чтобы содержать семью, молодой учитель должен работать на двух ставках, с утра до ночи не выходя из школы...


- А сколько, интересно, получает работающий на одной ставке молодой учитель по 10-му разряду? И намного ли эта сумма отличается от той, что получает стажист?


- Молодой учитель по 10-му разряду с 70 процентами надбавок получает 2.499 рублей. А стажист, уже получивший II категорию и 12-й разряд, - 2.958 рублей. И, наконец, учитель высшей категории, это 14-й разряд, получает за одну ставку 3.434 рубля.


- Это общая проблема для всех работников образования. А как сегодня живется учителю истории? Легко ли объяснить детям все, что происходило и происходит в России, во всем мире?


- Да, мир меняется на глазах. Я преподавала историю много лет, но третий год уже не веду. Раньше я работала в основном в старших классах, и мне, как историку, казалось, что Октябрьская социалистическая революция и Великая Отечественная война - это все так стабильно. И там-то уж ничего переучивать не надо будет никогда! И вдруг начались такие катаклизмы в нашей истории. Вообще, конечно, было трудно и сложно переосмысливать самому и донести все это до ребят.


Это сейчас хорошо: открыл учебник, и все там есть. А тогда мы только из газет и журналов черпали новую информацию. Началось с Брежнева... В те годы "Литературная газета" печатала много материалов о его деятельности, о том периоде как застое. И все это приходилось переосмысливать.


У нас в школе три историка. Может быть, в душе каждая из нас что-то принимает или не принимает. Но существуют программы, учебники. И мало ли что я думаю, но я - учитель, и мой долг донести до детей информацию в свете тех реальностей, которые у нас есть.


- Татьяна Леонидовна, какой учитель нужен сегодня, чтобы дети за ним пошли?


- Мы проводим много социологических опросов. И выясняем: ребятам и сегодня нравятся учителя добрые, умные. Дети на первое место ставят общение с учителем. Сегодня молодым учителям, которые приходят в школу, по 22-23 года. Я сейчас наблюдаю за молодыми коллегами и вижу: ребятам с ними хорошо. Потому что они совершенно по-другому общаются. Они родились и учились уже в новой формации. Молодые, эрудированные, талантливые. Но этого все равно еще недостаточно. Школе и сегодня нужен учитель, у которого, как говорили когда-то, к этому делу душа лежит...


На снимке: заслуженный учитель России директор архангельской школы N 30 Татьяна Леонидовна Беляева со своими воспитанниками.