Недавно практически все смоленские СМИ подробно описывали ситуацию, возникшую в центре Смоленска после анонимного звонка о минировании здания отделения Центрального Банка РФ по Смоленской области. Взрывное устройство так и не нашли, однако своими действиями неизвестный злоумышленник на довольно продолжительное время парализовал работу главного финансово-кредитного учреждения области и движение автотранспорта по улице Большая Советская, отвлек от исполнения своих служебных обязанностей большое число сотрудников правоохранительных органов, причинив городу значительный материальный ущерб и, что немаловажно, не менее значительный моральный ущерб горожанам.
Основная задача I Международного евро-азиатского кинофестиваля стран СНГ и Балтии. Восток -Запад. "Новое кино. XXI век" -не только консолидация кинематографистов стран Содружества и постсоветской Прибалтики, но и решение ряда болезненных проблем современной киноиндустрии, а также создание единого прокатного пространства.
В воскресенье в рамках кинофестиваля состоялось главное событие, определившее цели большого праздника кино в Смоленске, -за "круглым столом" в администрации города собрались парламентарии стран
-участниц "Нового кино XXI века". Возглавили кинофорум председатель правления Союза кинематографистов России, член комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Никита Михалков и президент фестиваля Геннадий Полока. В обсуждении острых, наболевших проблем деятелей кино стран СНГ и Балтии приняли участие представители министерств культуры стран ближнего зарубежья и ЮНЕСКО.
На сей раз речь не шла о братстве, объединяющей народы бывшего СССР любви и духовности. Основополагающую задачу встречи сформулировал отнюдь не с долей цинизма, но с точки зрения здравого смысла Никита Михалков: "Мы должны сделать кино выгодным предприятием, а духовность получится сама собой. Когда крестов много, Бога нет. Тем более что духовности у нас не отнять, просто нужно научиться работать". Как справедливо отметила Елена Драпеко, "мы продолжаем мыслить идеей кинопроизводства, на которое у кинематографистов деньги есть, однако на его продвижение средств катастрофически не хватает".
Если говорить о финансах, то у режиссеров ближнего зарубежья их вообще нет. Здесь запуск одного-двух больших проектов в год считается достижением, но составить полную картину о кинопроцессе на уровне одной отдельно взятой страны Содружества или Балтии по единичным кинематографическим прорывам невозможно. Но дело не только в финансовых трудностях. Пожалуй, одной из главнейших проблем людей кино является бездействие и неисполнение законодательных актов в сфере киноиндустрии.
По словам Никиты Сергеевича, кинодеятелям не нужно изобретать велосипед. Необходимо сделать другое -заставить работать законодательство, благо около десяти лет назад двенадцатью странами Содружества было подписано соглашение в области кинематографии, регулирующее законы, действующие на территории кинематографического пространства бывшего Советского Союза.
"У нас идиотов навалом, которые считают, что раз к власти пришли новые люди, то и старые законы не работают", -иронично произнес Михалков.
Главное решение, принятое на форуме, -создание рабочей группы, которая способна действенно регулировать кинопроцесс и заставит вертеться колесики бюрократической машины. А это означает равные прокатные условия для стран, подписавших вышеупомянутое соглашение, а также стран, готовых к ним присоединиться. Необходимо получить поддержку на государственном уровней привлечь прокатчиков на свою сторону на максимально выгодных для них условиях.
Естественно, что российская киноиндустрия должна стать базовым локомотивом для стран СНГ. Засилье Голливуда -временное, у России есть реальные силы и возможности вытеснить из теперь уже общего прокатного пространства американское кино. Если в 1998 году сборы российского кино составили 7 млн. долларов, то на сегодняшний день доходы от проката НАШЕГО кино достигли 300 млн. долларов. Наблюдается не только грандиозный рост сборов, но и беспрецедентное увеличение числа кинозалов.
Кинематографисты пришли к необходимости создания проекта "Эхо фестиваля" -программа смоленского кинофестиваля должна "объездить" страны, принявшие в нем участие, с обязательным проведением "круглых столов" и привлечением властных структур. На данный момент "Новое кино" готовы принять Казахстан, Азербайджан и Армения. Прокатное пространство должно заработать! Глядишь, и таможенные проблемы аннулируются...
Интересно, что администрация Смоленска выступила с инициативой создания в нашем городе штаб-квартиры кинофорума на постоянной основе. Первый пласт, который необходимо поднять рабочей комиссии, юридический -международное право. Ведь у каждой накладки, юридической занозы, по словам Михалкова, есть конкретное имя, фамилия и отчество.