Прошли блаженные времена, когда верилось, будто реальность следует за художественным вымыслом. Материальное победило окончательно, и нынче художникам не остается ничего другого, как попытаться успеть за меняющимися обстоятельствами. Но - тщетно! Даже авангардное искусство, в значительной мере предопределившее основные политические доктрины прошедшего века, в XXI в. стало искусством арьергардным. И, плетясь в обозе, потихоньку мародерствуя, старается сохранить хорошую мину при плохой игре.
Впрочем, многие политизированные художественные акции не вызывают явного отторжения хотя бы потому, что уровень профессиональной оснащенности их устроителей по-прежнему высок. Как, например, у московских художников Сергея Калинина и Фарида Богдалова, наконец-то представивших на суд общественности свой ремейк картины Ильи Репина "Торжественное заседание Государственного совета".
"ПЖ" уже публиковал интервью с одним из авторов картины, Фаридом Богдаловым. Поэтому лишь вкратце напомним об этом проекте. На девятиметровом холсте представлены 77 общественных, государственных, а также деятелей культуры современной России. Вначале предполагалось, что число участников Госсовета-2 будет 89 (у Репина - 84), однако время внесло свои коррективы: скорее всего, уменьшение числа персонажей связано с политической конъюнктурой и убраны в первую очередь те, кто мог бы вызвать негативное отношение со стороны центральных персонажей. В первую очередь президента РФ В.В.
Путина, занявшего в Госсовете-2 место Его императорского величества Николая II с картины "Госсовет-1". Правда, как утверждают сами художники, никакой политики тут нет, а господствует лишь глас народа, вернее, той его части, которая может участвовать в интернет-голосовании: именно с помощью волеизъявления жителей Сети художники изобразили на полотне таких деятелей современной России, как Жорес Алферов, Александр Солженицын, Мстислав Ростропович, Патриарх Алексий II, Борис Березовский, Никита Михалков, Сергей Степашин, Михаил Фрадков, Михаил Швыдкой. Все персонажи, как и на картине Репина, наряжены в придворные мундиры образца XIX в., что добавляет картине интриги на фоне существующих, пусть и в провокативно-шутливой форме, разговоров-сплетен о гипотетическом восстановлении монархии. Не забыли Калинин и Богдалов нарисовать и себя, чем установили связь уже не только с русской классической живописью, но и с классической живописью Европы, великие мастера которой, от Альбрехта Дюрера до Сальвадора Дали, вставляли свои автопортреты в библейские и мифологические сюжеты.
Конечно, заседание Госсовета не вписывается в число библейских сюжетов, но то, что это чистая мифология, сомнений нет. Хотя бы потому только, что в настоящее время никак невозможно представить себе соседство в одном помпезном помещении, скажем, Березовского и Путина. Да и сам факт существования подобного собрания столь разных - и полярно разных! - людей кажется чем-то сказочным. Зачем, спрашивается, собирать такую массу людей, если самые серьезные государственные проблемы можно решить в узком составе, два-три человека? А костюмы? Зачем шить золотом сюртук для Фрадкова, когда проще провести через бюджет представительские затраты на покупку костюма от Бриони? Конечно, в таком случае теряется живописность происходящего, но зато сохраняется та реальность, которая и ведет за собой кисть. А кисть, как известно, одним вдохновением "сыта" не будет.
Характерно, что долгожданное представление картины стало еще одним политическим перформансом. Причем грозящим в очередной раз подтвердить постулат о перерастании мифологических построений в реальность. На открытии картины городу и миру присутствовали далеко не все из ее персонажей (заявлены были даже Владимир Путин, министры во главе с премьером и так далее). Пришли лишь Сергей Ястржембский да Владимир Жириновский, а Зураб Церетели, Борис Ефимов, Владимир Кара-Мурза и Владимир Сорокин составляли обрамление. Главным же действующим лицом, как обычно, стал Жириновский.
Распалившись, Владимир Вольфович ответил сразу за всех: "Картина нам, политикам, очень нравится. Она возвращает нас к эпохе могущества. И новые реформы власти возвращают сейчас нас к тому, что было. Художникам удалось передать психологические портреты. Вот Зюганов, мне он показался слишком сытым и довольным. Вот Павловский - это его привычная поза, он ни во что не верит. (Павловский стоит у стены, скрестив руки. - Прим, авт.). Такое впечатление, что президент думает: "Как дальше жить?". И вот на днях он объявил как. Надо, чтоб картина вошла в учебники истории. Она отражает современный этап".
Жириновский скромно умолчал, что многое из озвученного Путиным было раньше сформулировано самим Вольфовичем в порядке обычной для него мифологической продукции. Однако, судя по тому, как успешно мифы от Жириновского воплощаются в жизнь, следует с особым вниманием отнестись и к его последним призывам - там же, в выставочном зале - не только вернуть смертную казнь, но и совершать ее публично, на площадях, в воспитательных для населения целях.
Вот на третьем фестивале современного искусства "Арт-Клязьма" сравнительно с презентацией "Госсовета-2" и политики было меньше, и не замечены были те производимые художниками мифы - в этом смысле Жириновский, несомненно, художник! - которые могли бы воплотиться в жестокую реальность. Охудожествленная природа Подмосковья в районе пансионата "Клязьминское водохранилище" была отдана художникам на три дня в противовес прошлогодним двум неделям. И погода суровеет день ото дня, и события окружающего художников мира все менее располагают к длительным путешествиям по иллюзорным пространствам. Тем не менее здесь художники пусть с оглядкой, пусть стиснув зубы, но все-таки шутят. Вот, например, самая обыкновенная кабинка туалета, на ней - баннер Георгия Острецова "Господа! Мочиться - в сортирах". И подпись: "Администрация нового правительства". Неподалеку, на пляже, лежит закопанный в песок "Ленин в сентябре" Александра Савко и Юрия Хоровского. Торчит желтая голова вождя, а также руки-ноги, окруженные детскими совками и лопатками. В воде - Венера, облитая черной краской. Это инсталляция Андрея Филиппова "Нефть в обмен на красоту".
Но и "Арт-Клязьме" никуда не деться: рефрен фестиваля нынешнего года - "Новая российская реальность". Поэтому акция Михаила Рошаля и несла предельно злободневное название "Искусство против террора" и состояла в том, что в старый автобус "ЛиАЗ" были сложены ненужные вещи, которые Рошаль призывал посетителей "Арт-Клязьмы" привезти с собой, чтобы совершить языческое жертвоприношение XXI в.: люди отдавали свои вещи и взамен в вольной форме просили защиты от взрывов воображаемых террористов. Когда автобус был полностью заполнен, его подожгли, и, треская нутром, автобус по-настоящему сгорел.
Однако наиболее симптоматичной для нынешнего состояния современного российского искусства оказалась инсталляция Якова Каждана и Ксении Перетрухиной "Стул". Это действительно стул, только раз в пять превышающий размеры обычного. К "Стулу" приделана лесенка, на него можно взобраться и сесть, свесив ножки. И почувствовать себя вновь маленьким на празднике взрослых...
Искусство искусством, а реальность в очередной раз показывает зубы. Во взаимодействии с ней возможны, собственно, три стратегии. Первая - не замечать, но еще Осип Мандельштам писал, что подобная страусиная политика обычно идет во вред самим страусам. Вторая - тащиться вслед за реальностью, чем, собственно, и заняты практически все художники, но тогда она, как уже стало привычным, рано или поздно в лучшем случае отхлещет по щекам. Третья - создать свою реальность, но, к великому сожалению, калибр отечественных арт-творцов такую стратегию обеспечить по большей части не может.