"Киношок" с азиатским взглядом
XIII Открытый кинофестиваль стран СНГ и Балтии, который только что завершился в Анапе, остается самым масштабным культурным проектом постсоветского пространства, привлекательным и нечастой возможностью творческого общения людей с похожим историческим и культурным опытом.
"Киношок"-2004 посетили Андрей Битов, Лидия Федосеева-Шукшина, Наталья Бондарчук, Елена Драпеко, Наталья Аринбасарова, Владимир Талашко, Асанали Ашимов, Эльдар Рязанов, Раиса Недашковская, Юрий Беляев, Ольга Остроумова, Ксения Качалина с дочкой, Маягозель Аймедова с Ходжакули Нарлиевым и многие-многие другие. Из ультрамодной молодежи приезжал Гоша Куценко, сыгравший главную роль в мелодраме-фантазии под названием "Марс"
Георгий Данелия заменил в большом жюри Юозаса Будрайтиса, а председатель судейской коллегии Андрей Дементьев сетовал на открытии феста, что в конкурсе участвуют одиннадцать фильмов, а призов только семь, мол, несправедливо получается.
В основной конкурсной программе представлена примерно половина бывших союзных республик. Лидирует казахская уже не "новая волна" с поэтическими живописными полотнами от молодого Рустема Абдрашева ("Остров возрождения") и корифея Серика Апрымова ("Охотник"). Среди фаворитов основного конкурса первых дней - киргизская "Сельская управа" прецедент государственного финансирования кинопроизводства в стране, где не было такой статьи в бюджете. Народную комедию Эрнеста Абдыжапарова уже назвали экологически чистым продуктом, фильм действительно получился чистым и светлым, что редкость на нашем экране.
Обсуждения фильмов в пансионате "Фея-2" где проживают киношоковцы, начинаются поздно вечером и иной раз затягиваются чуть ли не до полуночи. По поводу эстонской ленты "Бунт свиней" премированной на Московском кинофестивале специальным призом жюри, разгорелась одна из самых бурных дискуссий.
Острую полемику вызвал и уже известный проект Андрея Некрасова "Недоверие" снятый совместно с американской компанией "DreamScanner" Сделанная в жанре журналистского расследования картина о взрыве дома в Печатниках в начале этого года привлекла внимание Роберта Редфорда, пригласившего ее на свой фестиваль Санденс. С этого момента и пошел резонанс, продолжившийся показом в ЦДЛ и в Марьиной Роще в годовщину трагических событий. Видеорелиз в России - 5 октября.
Пальму лидерства же по популярности в тусовке в первые дни фестиваля держали питерские "менты". Селин с Ниловым и Настей Мельниковой были главными персонажами светской хроники. По популярности "ментам" не уступают разве что главные лица фестиваля - Ирина Шевчук и Виктор Мережко, под чьими фото на киношоковских майках соответственно значится "мама" и "папа".
В третий раз в Анапе Эльдар Рязанов, который работает над своим 25-м фильмом. Мэтр грозится, что после картины о жизни Андерсена (сценарий написан совместно с Ираклием Квирикадзе) уйдет из кино, дабы заняться новым делом: этой осенью в столице должен открыться киноклуб "Эльдар".
В этом году у "Киношока" наконец-то появился новый кинозал, поэтому прекратились набеги на примыкающий пансионат "Джемете" где раньше проходили все просмотры.
По традиции фестиваль вписался в культурную жизнь Анапы. В День города состоялся концерт артистов кино на Театральной площади. Кинематографисты ездили на традиционный сбор винограда, посетили казачью станицу Гастогай (где встретились с настоящим казачьим атаманом), анапский аквапарк "Золотой пляж" и Долину сказок. А в легендарной Тамани прошли торжества, посвященные 190-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова, прославившего этот край. По набережной прогуливались дамы и кавалеры в костюмах XIX века, а вел праздник известный лермонтовед Владимир Захаров. Дом-музей поэта устроил день открытых дверей, а станицу украсил "Таманский вернисаж" - выставка картин художников Кубани из фондов краевого выставочного зала.
Для группы молодых и пытливых режиссеров и киноведов знаменитый отборщик Ханс-Иоахим Шлегель провел мастер-класс. Он привез программу ранних работ мэтров - Романа Поланского, Яна Шванкмайера и других.
Шлегель работал также в международном жюри впервые проводимого на "Киношоке" конкурса короткометражных фильмов "Шорт-шок" Его коллега Луис Миранда, директор Международного фестиваля короткометражных фильмов в испанском городе Лас-Пальмас, говорит, что "для большинства европейцев Россия находится очень близко и в то же время очень далеко. Мы представляем Россию как большую сцену где разворачиваются наши сильнейшие драмы - от Достоевского до трагедии в Беслане"
...Эхо Беслана отозвалось и в Анапе, где были приняты несколько групп пострадавших во время теракта.
Об итогах фестиваля читайте в следующем номере