Главная >> 5 >> 18

Ее Кармен восхитительна!

"Invita Maria Biesu"


Если окинуть мысленным взором почти полувековое существование Молдавского оперного театра, то можно проследить на истории постановок великой оперы Бизе "Кармен" сценическую судьбу нескольких поколений певцов-актеров этого театра. Поставленная в Кишиневе в 1960 году, "Кармен" в разных сценических редакциях сохранилась в репертуаре и по сей день. И это понятно, потому что встреча каждого нового поколения дирижеров, певцов, артистов хора и оркестра с шедевром Бизе - это не только прекрасная исполнительская школа, но и праздник общения с гениальной музыкой, созданной на века.


На сей раз этот спектакль, еще только анонсированный, нес в себе определенную интригу. Дело в том, что в заглавной партии была объявлена Ирина Мишура - примадонна из США, ныне одна из самых известных в мире меццо-сопрано, поющая в ведущих оперных театрах Америки и Европы с такими выдающимися партнерами, как Пласито Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас...


А ведь свой путь в большое искусство Ирина начинала здесь, в Кишиневе. Она закончила нашу консерваторию в классе профессора Полины Ботезат, первые шаги на сцене делала в нашем оперном театре, где по приглашению дирижера Александра Самоилэ исполнила труднейшую партию Эболи в "Дон Карлосе" Верди. После этого последовали Адальжиза в "Норме", где она встретилась с творчеством нашей великой певицы Марии Биешу, выступившей в заглавной партии - Нормы, потом была Амнерис в "Аиде", Азучена в "Трубадуре", принцесса де Буйон в "Адриенне Лекуврер"... Словом, в Америку, куда Ирина переехала со своей семьей в смутное время лихолетья начала 90-х годов, она привезла солидный репертуар. К сожалению, там он не сразу был востребован. Ей, никому не известной в Америке, пришлось вновь утверждать себя как оперную певицу на протяжении нескольких лет. А вначале пришлось петь по ресторанам, синагогам. Пожалуй, перелом наступил после создания партии Кармен. Уже будучи в эмиграции, Ирина приехала в Кишинев 10 лет назад по приглашению нашего театра для участия в опере Бизе на гастролях в Бельгии. Здесь Ирина работала над образом Кармен со своей наставницей Людмилой Алешиной, в прошлом исполнительницей этой партии, которую Ирина считает вообще своей главной учительницей в вокальной школе. Помогли ей в освоении этой сложнейшей партии и режиссер, увы, уже покойный, Евгений Платон, и замечательная в прошлом балерина Галина Мелентьева.


На нынешнем спектакле перед нами предстал мастер высокого класса, которому подвластно все - и сложнейшая вокальная партия, включающая в себя такие сольные номера-шедевры как Хабанера, Сегидилья, Испанская песня, песня с кастаньетами, ариозо с картами; и не менее сложный пластический рисунок роли, где певица-актриса стремительно движется по сцене и танцует (в той же Испанской песне), как профессиональная балерина. И вот это органичное сочетание вокала и пластики направлено на создание блистательного образа вольнолюбивой, обольстительной в своей красоте и чувственности, как бы с манерами простой и даже где-то грубоватой цыганки, в душе которой клокочет вулкан страстей. Какими разными продуманными деталями в вокале обогатила Ирина этот образ! Сколько новых красок внесла она в партию Кармен! Как признался после спектакля дирижер Александр Самоилэ, только в нынешнем исполнении Ирины Мишуры он принял до конца этот образ, который у других исполнительниц не давал ему чувства полного удовлетворения.


О самом Александре Самоилэ можно сказать, что он совершил подвиг, создав с таким урезанным составом хора и оркестра яркую звуковую палитру спектакля. Когда в начале раздалась интродукция "Кармен", создающая картину народного праздника, веселья, - отсутствие половины оркестрантов (другая половина оркестра и хора сейчас на гастролях в Англии), естественно, сказалось на звучании.


Но в дальнейшем, видимо, под воздействием энергии, исходящей от исполнительницы главной партии, под воздействием темпераментной публики, заполнившей до отказа зал театра, дирижер сумел мобилизовать и оркестр и хор, который, несмотря на свою малочисленность, звучал компактно и достаточно наполненно. И все-таки, думается, в дни праздника оперного и балетного искусства - фестиваля Марии Биешу труппа театра должна присутствовать в полном составе, в том числе и артисты миманса, чтобы в таком спектакле, как "Кармен", на сцене и качеством звучания, и числом участников создавалась атмосфера яркого, красочного зрелища народного веселья, на фоне которого разворачивается трагическая драма главных героев оперы.


К сожалению, размеры газетной рецензии не дают возможность подробно остановиться на других исполнителях спектакля, которые составили достойный ансамбль главной исполнительнице. Это Алексей Репчинский из Одесского оперного театра (Хозе), наши Борис Материнко (Эскамильо), Мария Цонина (Фраскита), Ирина Жарких (Мерседес), Николай Ковалев (Цунига). Отдельно хотелось бы отметить удачный дебют молодой певицы Родики Печеряну в партии Микаэлы.


Прощаясь с Ириной Мишурой, хотелось бы верить, что по той дорожке, которую проложила после долгого отсутствия (а прилетела она в Кишинев за свой счет и весь гонорар от "Кармен" отдала на сооружение памятника своему первому профессору П. А. Ботезату), она пройдет еще не раз, и мы еще сможем не раз насладиться искусством восхитительной певицы!