Очередной, третий по счету, Молочный фестиваль, который прошел на площади Островского в минувшие выходные, лишний раз показал, что спрос на молочную продукцию в городе чрезвычайно высок.
Возле павильонов, представляющих продукцию ведущих брэндов, выстраивались очереди желающих отведать свежего молочка, сливок или сметанки. Где-то задаром, где-то по заводским ценам. Дети с удовольствием уписывали за обе щеки творожные сырки и участвовали в конкурсах, зарабатывая "молочники" - специально выпущенные к празднику "деньги", на которые потом можно было покататься на аттракционах. Всюду бродили, летали или переминались с ноги на ногу коровы. Бродили, понятно, кукольные четырехкопытные красавицы. Летали пятнисто-рогатые особи, сконструированные из воздушных шариков. А самая настоящая кареглазая буренка стояла в загоне и жевала сено, позволяя детворе погладить ее холеные бока и подержаться за хвост.
Стоит заметить, что на фестивале были представлены и главные поставщики сырья - хозяйства Ленобласти. Они сегодня, пожалуй, больше всего заинтересованы в продвижении своей продукции на рынке и в рекламных фестивальных акциях. И вот почему. Несмотря на то что объемы поставок стабильно растут (в среднем на 10 - 12 процентов ежегодно), правительство области обеспокоено ситуацией, складывающейся в молочной отрасли. А именно - все более растущим иностранным влиянием. Особенно это относится к молочной продукции категории "премиум", где местные производители просто не в состоянии конкурировать с зарубежными коллегами (точнее - их российскими представительствами). Иностранцы же, чувствуя все возрастающую емкость российского рынка, инвестируют солидные суммы в российские проекты. Например, Ehrmann в прошлом году построил собственный завод за 100 миллионов евро, а концерн Danone объявил в минувшем месяце о намерениях потратить 60 миллионов евро на укрепление своего российского производства. Естественно, отечественные молочники не могут позволить себе подобные траты. В связи с "иностранной экспансией" губернатор Сердюков предложил ввести техрегламенты на молочную продукцию. Для того чтобы люди покупали отечественную продукцию из натурального сырья. Однако ведущие игроки молочного рынка Питера, каковыми и являются в основе своей зарубежные представительства, если судить по распространяемым ими пресс-релизам, в своем производстве используют как раз местное сырье, поставляемое лучшими хозяйствами Ленинградской области, в частности - знаменитым племенным заводом "Приневское", где даже доильный зал на 800 голов оснащен компьютерным оборудованием. И будут наращивать производство натуральных, высококачественных продуктов, удлиняя ассортиментную линейку. Поэтому может так статься (и это хорошо!), что на следующем, четвертом Молочном фестивале на площади Островского будет еще теснее от палаток и кукольных коров, предлагающих попробовать новые сорта молочной продукции.
***
В 1998 году на одного петербуржца приходилось 200 килограммов молочных продуктов, в 2000-м - 216 кг, в 2003-м - 280 кг. Учитывая, что ежедневная норма потребления молочных продуктов на одного человека - полтора литра, рынок молочной продукции Санкт-Петербурга еще далек от насыщения, за ним - большое будущее.
***
ЕЖЕГОДНО как в стране в целом, так и в Ленобласти в частности поголовье крупного рогатого скота сокращается в среднем на 2 - 3 процента, при этом надои увеличиваются на 5 - 7 процентов. Самые высокие надои - 500 килограммов на одну корову - достигнуты в Ленинградской и Мурманской областях. Средний надой от коровы в племенном заводе "Приневское" (Выборгский район), являющемся одним из крупнейших в области, - 7930 килограммов.