Главная >> 5 >> 18

ТЕАТР В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ

Драма. С 17 по 26 сентября в Санкт-Петербурге пройдет Третий фестиваль современной пьесы "Новая драма". Драматурги и режиссеры создают актуальный театр, говорящий о жизни на ее родном языке.


Реальность вспарывает воздух, врывается в окно, стреляет в спины убегающих детей. Зачастую она не укладывается в сознании, взрывая эмоции, подобно противопехотной мине. Когда в ее осмыслении оказывается бессильной логика, на смену приходят образы - острые, мучительные, пугающие. Тогда рождается актуальное искусство, впитывающее соль и боль сегодняшнего дня...


События культурной жизни, в той или иной форме переосмысляющие то, что происходит "здесь и сейчас", сконцентрировались в небольшом временном отрезке. В N 31 "Ф." писал о фестивале реального кино и телевидения "Киноглаз", в N 33 - о фестивале современного искусства "Арт-Клязьма", на этот раз определяемом слоганом "новая российская реальность", и вот теперь фестиваль современной пьесы "Новая драма", который в этом году решено провести в Санкт-Петербурге. Театр шокирующий, проблемный. Театр, не сглаживающий, а оттачивающий до предела и без того острые углы - постановка актуальных пьес требует от драматургов, режиссеров и актеров изрядной смелости. Сформулировать собственное отношение к еще только свершающемуся оказывается на порядок сложнее, чем в миллионный раз перечитать "Гамлета" или пополнить стаю театральных "Чаек".


Из всех российских городов Санкт-Петербург, пожалуй, менее остальных обращен к актуальной драме. С одной стороны, он как никто другой опирается на классические традиции, с другой - фактически не имеет площадок, на которых можно ставить современные пьесы. Характерно, что на самом фестивале будет представлено только два питерских спектакля (Москва, для сравнения, привозит их сразу семь) - это "Кровать для двоих" по Милораду Павичу поставленный в Театре им. Ленсовета, и "Овощи" по пьесе Ильи Тилькина, играемой театром "Особняк". Поэтому проведение "Новой драмы" в северной столице - это, по словам самих организаторов фестиваля, своего рода вызов, но не на дуэль - к диалогу.


Но расставим акценты девятидневной программы фестиваля, которая на этот раз будет проводиться вне конкурса. Традиционно она состоит из трех разделов: российский, международный (в него включаются как иностранные пьесы в постановке российских театров, так и работы зарубежных режиссеров) и специальный, где проходят семинары, обсуждения и читки пьес. Российское отделение обращает на себя внимание спектаклем "ЛДП/Дембельский поезд" Александра Архипова (ТЮЗ, Казань), который бьет крайностями - от пародии на современные сериалы до рефлексии на чеченскую тему. Одной из главных постановок программы станет работа "Изображая жертву" по пьесе братьев Пресняковых. Это не тот спектакль, который готовится к премьере во МХАТе: прочтение екатеринбургского ТЮЗа, пожалуй, откровеннее и жестче московского варианта. Почетное звание самого скандального спектакля фестиваля уже сейчас пророчат постановке "Клаустрофобия" по пьесе Константина Костенко. Остросоциальная тема: тюрьма, насилие, вынужденный гомосексуализм, ненормативная лексика, стиль антиэстетики -спектакль получается вызывающим, провоцирующим, раздражающим сознание зрителя.


Из международной программы стоит отметить работу эстонского режиссера Мерле Карусо. "Рожденный для Эстонии" - яркий перформанс с окраской соцарта, речь в котором идет о героях, родившихся в Советском Союзе и оказывающихся в современной Эстонии с ее неприятием советского прошлого. Могилевский театр драмы привозит постановку Владимира Петровича "Ночь Гельвера" по пьесе Ингмара Вилкиста - спектакль про фашизм в повседневной, частной жизни, который будет особенно интересно смотреться в контексте пьесы братьев Пресняковых и "Свадебного путешествия" Владимира Сорокина. На статус фестивального события претендует спектакль "Три домика" в постановке уже известной на Западе иранской театральной группы "Таджробе" (реж. Мердад Райани), рассказывающий о ритуальной мистерии - убийстве мятежного имама Хусейна, которое разыгрывается по праздникам в иранских мечетях. Стоит обратить внимание и на "Железную траву" рижского режиссера Петериса Крылососа по пьесе Инги Абеле.


Попытка осмысления острых тем и острых сюжетов нужна сегодня как никогда. Современный театр уже не может ограничиваться чисто развлекательной функцией - ему дано и с него спросится больше. Он слышит крики улиц, он чувствует стук шагов, он улавливает направление ветра - живет в настоящем времени. Живет и предпринимает пусть робкие, но попытки сделать мир хоть чуточку лучше.