Главная >> 5 >> 18

Не забывайте делать невозможное

В Нефтеюганском районе живут по Джордано Бруно и Макаренко


Еще великий советский педагог Антон Макаренко говорил: "Дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - наше будущее горе, наша вина перед другими людьми". Этой философии придерживаются в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа.


В районе - 13 поселков. На каждый из них составлена карта культурно-образовательного пространства, где обозначены клубы, спортзалы, библиотеки, музеи, школы.


В Нефтеюганском районе действуют пять учреждений дополнительного образования различной направленности, причем четыре из них открыты в последние три года.


- Я думаю, не каждая территория может этим похвастать, - говорит председатель комитета по образованию администрации Нефтеюганского района Анна Филатова. - За поддержку и понимание в этом вопросе мы благодарны нашему главе Александру Валентиновичу Клепикову. Все учреждения находятся на территории поселка городского типа Пойковский. Системой дополнительного образования охвачено 96% детей района.


В муниципальной программе Нефтеюганского района "Развитие воспитания и дополнительного образования до 2006 года" определены несколько приоритетных направлений. Первое - обеспечение интеграции общего и дополнительного образования. Второе - создание условий для повышения качества образования, а именно внедрение маркетингового подхода в практику деятельности учреждений и повышение уровня профессионализма специалистов.


- Мы воспитываем бережное отношение к культуре и традициям различных этнических групп, проживающих на территории района, - рассказывает Анна Владимировна. - Но нельзя забывать, что в большинстве своем дети, считающие себя русскими, лишены возможности приобщения к русским традициям и ценностям национальной культуры в семье, оторванной от своих корней, иногда утратившей даже родственные связи. Из 110 семей, состоящих на учете в поселках как неблагополучные, около 90% - именно русские семьи.


Чтобы сохранить элементы русских обычаев и культуры, традиционные ремесла, рукоделия, народные промыслы в поселках района в Доме детского творчества была создана "Школа полихудожественного развития детей на основе русской культуры".


- Создавая культурно-образовательное пространство, мы прежде всего позаботились об интеграции историко-культурологических знаний, практических умений, навыков и социальной практики, - продолжает Анна Филатова. - Организация учебно-воспитательного процесса в школе предусматривает получение каждым ребенком теоретических знаний, например по истории русских народных ремесел, таких, как "Гжель", "Хохлома". В мастерских дети практикуются по предметам "Русская народная игрушка", "Русская народная вышивка", "Венок рукоделий".


В досуговом центре при школе у детей и их родителей появилась возможность участвовать в русских обрядах и праздниках. Взрослые и дети могут принять участие в игровой программе "Богатырские забавы" и в празднике, посвященном русской березке. Такое погружение в культуру позволяет и детям, и педагогам приблизиться к далекой эпохе, услышать голоса предков. Это обогащает мировоззрение, прививает любовь к своей истории.


Большим событием стало создание в районе центра творческого развития и гуманитарного образования "Открытая гимназия", в которой опираются на идеи мыследеятельностной педагогики. В свободное от учебы время центр посещают дети из четырех школ поселка Пойковский. Решение об открытии этого учреждения было принято директорами школ, которые прекрасно понимали, что другой вариант, например в виде общеобразовательной гимназии, приведет к оттоку лучших педагогов и учеников и создаст в небольшом поселке социальную напряженность.


По словам Филатовой, этот проект, научным руководителем которого является Марина Половкова, одновременно и сложный, и перспективный. Сложный потому, что в содержание образования включены различные способы и техники мышления, понимания, деятельности. Партнерами в реализации проекта стали школы поселка Пойковский, Московский проектный колледж, родители учеников гимназии, "Лицей" города Нефтеюганска.


"Открытая гимназия" создана не случайно, так как в системе дополнительного образования есть ряд преимуществ. Педагог здесь не ограничен ни строгими государственными стандартами, ни оценочной системой. Учитель общается с детьми, которые целенаправленно, а главное, добровольно приходят сюда в свободное время. Ребенок сам или вместе с родителями выбирает кружок или секцию, учителя, и что самое ценное - свою индивидуальную образовательную программу, определяя срок ее прохождения. Более того, школьник может менять виды занятий, коллектив, педагога.


За два года существования "Открытой гимназии" ее педагогами созданы авторские спецкурсы: "Мифы народов мира", "Языкознание", "Мир звуков, образов, знаков, жестов", "Естествознание". На базе гимназии проводятся семинары для учителей начальных классов - "Деятельностное содержание образования и традиционные учебные предметы", "Процесс организации понимания и исследование непонимания учащихся". И это только начало.


Открытие "Центра компьютерных технологий" было вызвано необходимостью вовлечения детей и подростков в социально значимые проекты, приобщение их к использованию информационных ресурсов. Сегодня нужно воспитывать в ребенке активного участника социально-политической жизни района и российского общества. Основным средством реализации обозначенных направлений стало создание молодежного информационно-образовательного портала. Это сеть объединенных сайтов. На сайте "Электронная газета" ребята рассказывают о школьной жизни. Сайт "Досуг" содержит данные по учреждениям дополнительного образования, спортивным секциям и развлекательным центрам, информирует о проводимых мероприятиях. "Молодежный форум", "Я и политика" -это сайты для обсуждения актуальных вопросов молодежной жизни с управленцами, политиками, родителями. Теперь старшеклассники Нефтеюганского района могут участвовать в дистанционных олимпиадах, играх, конкурсах на лучший проект, одним словом, проявить себя в различных областях, например, в журналистике и рекламе, в области информационных технологий.


В Нефтеюганском районе давно стали популярными слова Джордано Бруно: "Не забывайте делать невозможное, чтобы достигнуть возможного". И в районе придерживаются этой древней формулы. Может быть, поэтому детей Югры знают как неоднократных победителей различных конкурсов, научно-практических конференций, фестивалей не только в автономном округе, но и за его пределами - в Москве, Новосибирске, во Франции, Венгрии, Греции.


Чтобы дополнительное образование развивалось продуктивнее, в Нефтеюганском районе сотрудничают с вузами, в частности, с Сургутским государственным педагогическим институтом. Расширяются и укрепляются связи с театрами и музеями, преподавателями художественных и музыкальных школ, спортивными тренерами. Расширять число своих сподвижников, конечно же, непросто. Но в Нефтеюганском районе шаг за шагом учатся привлекать к сотрудничеству заинтересованные организации. И сегодня в районных детских домах и центрах дополнительного образования общество видит надежных партнеров в воспитании юных граждан Югорской земли.