Главная >> 5 >> 18

Татарский мир

В краю цветущего лотоса


В Астрахани - жара. В конце августа сюда вернулся июльский зной. Даже в тени зашкаливает за сорок градусов. Огромная степь, которую пересекает связывающая область с северными регионами страны автомагистраль, благоухает терпким ароматом полыни.


А в дельте Волги вовсю цветет... лотос. Волжское понизовье - место самой северной популяции этого чудесного реликтового растения.


"Лотос" - слово весьма популярное в Астрахани. Оно мелькает в названиях местной телерадиокомпании, судостроительного завода, гостиницы, частных предприятий, кафе и магазинов. Лучшим горячительным напитком в этих краях считают водку "Лотос" - призера многочисленных российских конкурсов.


Астрахань - это и уникальный край, который давно уже метко окрестили "этническим котлом". Причудливо переплелись здесь судьбы многочисленных народов. Русские, немцы, калмыки, казахи, чеченцы, армяне, евреи - более ста наций и народностей насчитывается среди населения области. Стратегический форпост России на Каспии - это и исконная родина восьмидесяти тысяч татар.


"... Кто хочет увидеть в одном месте все главные отрасли татарского племени, пусть едет в Астрахань. Здесь он найдет татар всех племенных и социальных оттенков", - так писали еще в 1900 году в редком ныне издании "Альбом с видами и типами Астраханского края".


Попробуем и мы окунуться в жизнь этого удивительного многоликого татарского уголка.


От Золотой Орды до Ивана Грозного


Первое упоминание Астрахани можно встретить в путевых записках флорентийского купца Франческо Пелаготти, приезжавшего по торговым делам в столицу Золотой Орды Сарай-Бату. В конце XIII века на правом берегу Волги, на высоком бугре (в двенадцати километрах выше современной Астрахани) располагался один из крупнейших городов Золотоордынского государства - Ас-Тархан. Он считался одним из самых значительных международных центров торговли того времени. Сюда приезжали купцы из дальних стран. Активно развивались ремесла, работали гончарные, кузнечные, меднолитейные мастерские.


Одна из гипотез объясняет название города тем, что в этих краях жили потомки воинственных сарматских племен - асы. За боевые заслуги они получили от Бату-хана грамоту - тархан, освобождающую от повинностей в пользу государства. В ознаменование этого события асы и дали название городу "Ас-тархан". Позднее в городе поселился знаменитый паломник - Хаджа, вернувшийся из святой Мекки. Он пользовался в городе почетом и уважением. Поэтому иногда встречается другое древнее название города - Хаджи-тархан.


В 1395 году среднеазиатский завоеватель Тимур со своим войском огнем и мечом прошелся по землям Золотой Орды. Полководец отдал город на разграбление, затем поджег его и разрушил. Та же участь постигла и другие ордынские города. Не тронул Тамерлан только Сарай-Бату. Никогда еще войско Тимура не было так нагружено добром, как в зиму 1395-1396 годов.


Именно в состоянии разрухи застал город венецианский путешественник Амвросий Контарини, побывавший в Астрахани в это время. "Город невелик, расположен на берегу Волги, домов так мало, и они глинобитные, но город защищен низкой каменной стеной; видно, что совсем недавно в нем были хорошие здания".


Середина ХV века ознаменована образованием Астраханского ханства. На севере его границы доходили до Сарай-Бату, к тому времени опустевшего, на востоке проходили по реке Бузан. На юге и западе шли по Тереку, Кубани и Дону.


Основными занятиями населения Астраханского ханства оставались кочевое скотоводство и торговля. Столица ханства находилась на пересечении торговых путей. На базарах города можно было купить ткани и шелка с Востока, меха, кожаные изделия из Казани и русских земель, рабов из Крыма.


Значительную роль в хозяйстве ханства играли промыслы - охота, рыболовство, добыча соли. Но вот земледелие не получило своего развития - слишком мало было плодородных земель.


Позже известный путешественник и ученый Адам Олеарий в своем "Описании путешествия в Московию" напишет: "Жители этой ногайской или астраханской области раньше были исключительно татары. Они имели своего царя, состоявшего с казанскими и крымскими татарами в дружбе и союзе, так что противник, нападавший на одного из них, имел дело со всеми тремя. Поэтому великому князю Ивану Васильевичу через два года после завоевания царства Казанского пришлось иметь войну и с царством Ногайским, которое он также покорил себе. Столица ногайская, Астрахань, 1 августа 1554 года была взята штурмом, татары изгнаны из нее, и город заняли русские..." Туземные татары не имели права селиться в городе, но лишь в определенных местах за городом, не имея притом права огораживаться иным чем-либо, как лишь частоколом...


На месте бывшей столицы Золотой Орды теперь расположился поселок Селитренное, названный так в честь завода по производству селитры, построенного тут в 1710 году. На территории поселка начаты раскопки, а приказом губернатора в январе этого года стал действовать исторический музей-заповедник "Селитренное городище".


Потомки золотоордынских ханов


В прошлом у всех этнических территориальных групп татар имелись локальные этнонимы, многие из которых сохранились по сей день. У волго-уральских - болгар, мишэр, типтэр, кряшен, нагайбак, кэчим и другие. Этнонимы, к примеру, сибирских - себерэк, тоболлык, туралы, бараба, бохарлы; литовских - мэслим, липка татарлары. Но при этом, как замечено, антропологические особенности каждой группы достаточно однородны. А вот астраханские татары в этом плане - явление уникальное. Смуглые и черноглазые, голубоглазые и светловолосые - будто ловкая рука перемешала колоду карт. Но зато сами астраханцы четко определят, где ногайцы, юртовские и кудровские татары, а где карагаши или казанские. И это совсем не мешает им чувствовать себя одной татарской семьей.


В Астрахани нас встретил Анвер Алмаев, возглавляющий общество татарской национальной культуры "Дуслык". На третьем Всемирном конгрессе татар Анвер Ибрагимович был избран председателем ревизионной комиссии. Об Алмаеве в Астрахани разве что заезжий турист не расскажет. Уже в гостинице нам подробно, во всех красках описали его биографию. В городе его любят. И не только потому, что этот красивый, статный мужчина невольно притягивает взор своей столичной импозантностью. Полковник по званию, несколько лет возглавлявший астраханскую милицию, он оставил о себе славу честного и неподкупного, справедливого и требовательного человека. Из милиции он ушел на должность начальника контрольной инспекции главы администрации области. Сейчас Алмаев - преуспевающий юрист, имеющий свою адвокатскую контору. При этом Анвер Ибрагимович из тех, кто, как говорят, себя сделал сам. Двенадцатый ребенок в многодетной семье, он рано узнал вкус трудового хлеба и познал почем фунт лиха, да и высшее образование получил собственным упорством и умом.


Начальник департамента культуры администрации Астраханской области Николай Терещенко заметил, что именно Анверу Алмаеву своим авторитетом удалось объединить здешнюю татарскую общину и сделать ее влиятельной силой, с которой сегодня считаются на местном политическом Олимпе. Кстати, по мнению журнала "Эксперт", Алмаев входит в число наиболее влиятельных региональных фигур, наряду с ныне покойным губернатором области Гужвиным и другими известными личностями.


А для наших читателей добавлю: именно Алмаев на последнем Всемирном конгрессе татар задал Президенту РФ Владимиру Путину вопросы, ответы на которые до сих пор цитируются в российской прессе. Считаю нужным привести отрывок из его выступления, поскольку вопросы оказались не просто актуальными. Для астраханских татар они жизненно важные. Чуть позже я вернусь к этому моменту. А тогда Алмаев спросил следующее (цитирую с некоторыми сокращениями): "...Первая проблема - это кадровые вопросы. Татары - вторая нация в России по численности... Но, к большому сожалению, в органах государственной власти Российской Федерации и в органах государственной власти субъектов Российской Федерации работает очень мало татар. В некоторых субъектах России их вообще нет. А ведь практика показывает, что татары к работе относятся очень ответственно и любят трудиться.


Вторая проблема - наш многострадальный родной татарский язык. Слава богу, до сознания самих татар дошло, что не надо стесняться говорить на своем родном языке, его надо знать и изучать. Но без вашей помощи, Владимир Владимирович, эту проблему до конца мы одни не решим, так как необходимо внести некоторые изменения и дополнения в российский закон об образовании. Мы хотим изучать свой родной татарский язык во всех школах предметно, а не факультативно. Ведь обидно - у нас в школах в прямом смысле слова вынуждают изучать английский, немецкий, французский языки. И еще при поступлении в вузы мы должны сдавать экзамены по иностранному языку. Почему так бережно относимся к языкам чужих стран, а языки многих российских народов исчезают? Ведь язык каждой нации - это государственная ценность.


К общенародному для России русскому языку мы, татары, относимся с уважением и думаем, что он со временем станет языком мира, так как после получения свободы передвижения, наконец-то россияне находятся во всех уголках планеты.


Третья проблема - это проблема не только татар, но и всех народов Российской Федерации. Это информационное обеспечение. Поверьте, представителям каждой нации временами хочется в средствах массовой информации услышать свой язык, увидеть традиции, обычаи своего народа. Было бы неплохо организовать телерадиовещание на языках народов России. Многие татары слушают радио "Свобода" не потому, что передается уж очень интересная информация, а потому, что передается информация на родном татарском языке.


Татарстан по своей инициативе организовал телерадиовещание на татарском языке. Во многих регионах уже смотрят телеканал "Новый век", но вряд ли хватит в бюджете Татарстана средств, чтобы довести информацию до каждого уголка, где проживают татары..."


И вот что ответил Президент России (цитирую опять-таки с небольшими сокращениями): "...Вы знаете, у нас здесь откровенный разговор, поэтому и я позволю себе говорить тоже откровенно. У нас не должно быть выдвижения на государственные или другие посты по национальному признаку. Если мы хотим, чтобы в нашей стране соблюдалось равенство наций, народностей, то мы должны выдвигать людей по деловым и моральным качествам прежде всего. И я вас уверяю, что если мы будем руководствоваться действительно по-честному этими соображениями, тогда, может быть, действительно татар будет больше в руководстве. Потому что народ талантливый. Но не по национальному признаку... Теперь по поводу языка и средств массовой информации, которые должны использовать национальные языки народов Российской Федерации. Конечно, на одном из первых мест должен быть татарский язык. Вот с этим я абсолютно согласен. Вот это попадание абсолютно в точку..."


Попадания в точку не получилось


В Астрахани с ее восьмидесятью тысячами татар нет ни одной национальной школы или детского садика.


Хотя община уже сегодня готова к открытию татарской гимназии. Желающих обучать детей на родном языке оказалось немало. Известный деятель культуры Румия Идиатуллина вспоминает, что еще до конца шестидесятых годов в татарских деревнях области, а их здесь шестнадцать, были национальные школы, одну из которых она окончила. В одночасье, ничего не объясняя, власти закрыли все татарские учебные заведения. Несколько лет назад был закрыт и национальный отдел в департаменте образования. Сегодня в пятнадцати школах области ни шатко ни валко ведут свою работу факультативы. Попытка открыть татарский класс, опять-таки факультативно, сделана в селе Старая Кучергановка, что примыкает к областному центру. Здесь серьезное содействие оказала местная мусульманская организация. Мечеть Аль-Фатх, которую возглавляет имам-хатыб Растям Кинжалиев, образованнейший человек, владеющий несколькими языками и имеющий, по словам прихожан, просто энциклопедические знания, помогла оборудовать кабинет.


- Мы постарались сделать это помещение таким, чтобы ребята чувствовали себя здесь по-домашнему уютно, - говорит заместитель имама-хатиба Марат Хамидуллин. - Постелили ковры на пол, поставили перед каждым не столы, а небольшие трибунки. Вот и стены украсили национальным орнаментом, картинами. Но вся проблема упирается в кадры. На крошечную зарплату руководителя кружка в семьсот рублей разве найдешь педагога? Надежда сейчас только на то, что будут открыты татарские школы.


Так почему же в Астрахани до сих пор нет татарских учебных заведений?


- Мы стараемся не нарушать национальный баланс в области, - ответил мне начальник департамента общего и профессионального образования администрации Астраханской области Александр Трещев.- Ведь кроме татар, у нас еще сто с лишним национальностей.


К тому же выяснилось, что власти не могут найти здание для национального учебного заведения. Хотя община в свое время настойчиво просила "пустить" гимназию в освобождающееся здание русско-турецкого лицея, закрытого не так давно. Разговор в департаменте получился нелегким. Но обнадеживающим. Александр Трещев при журналистах газеты "Республика Татарстан" пообещал Анверу Алмаеву, что к первому сентября будущего года этот вопрос будет решен. Тем более что педагогические кадры в скором времени будут доморощенные. После долгих и упорных ходатайств "Дуслыка" в местном педуниверситете открыт национальный факультет, где будут готовить учителей татарского языка. Открылась здесь и своя татарская библиотека, первую тысячу книг для которой преподнес в свое время Председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин.


В гостях у коллег


Средства массовой информации татарской Астрахани представлены нынче газетой "Идель", которая была основана в 1907 году просветителем А.Умеровым (Гумари).Выпуск газеты возобновился тринадцать лет назад. Сейчас газета переживает свое третье рождение, ведь еще в прошлом году она была на грани закрытия. Катастрофически не хватало средств на ее издание, да и уровень подготовленности сотрудников отставлял желать лучшего. Сегодня в газете трудятся пять человек, во главе редакции - Нафися Хамидуллина.


- Не скрою, очень тяжело делать национальную газету. Не всегда заработную плату получаем, пусть даже и такую небольшую, - говорит Нафися Анюровна. - Но нас все-таки серьезно поддерживает общество "Дуслык", тяжело пришлось бы и без Всемирного конгресса татар. Вот сейчас у нас есть возможность ездить по нашим селам благодаря "Газели", которую подарил нам конгресс. Пока у нас крошечный, по вашим меркам, тираж - всего шестьсот экземпляров. Но газета постепенно набирает вес, и мы надеемся, что ситуация изменится. Есть у нас и свои спонсоры. Не могу не сказать доброе слово о Ринате Ходжаеве. Ежемесячно приносит нам по пятьсот рублей. Кому-то, может, сумма и небольшой покажется, но нам и это - подспорье.


Хуже другое: руководство ГТРК "Лотос" решило прекратить выпуск передач на татарском языке. Все события общины теперь будут освещаться раз в месяц в десятиминутной передаче "Новости национальных общин". При этом руководитель телерадиокомпании Н.Егоркин просто не желает комментировать свое решение.


А пока "Идель" взвалила на свои газетные плечи миссию объединительную и просветительскую. Из номера в номер идут материалы, рассказывающие об истории татарских поселений области, о ее лучших людях. Интересные материалы приносит газетчикам увлеченный краевед, советник губернатора Виктор Викторин, русский, между прочим. В Астрахани, по его глубокому убеждению, много прекрасных страниц, связанных с татарами.


Нафися-ханым с болью рассказывала нам об уникальных сооружениях Астрахани. Ведь кроме величественного астраханского кремля, который с удовольствием демонстрируют многочисленным туристам, здесь есть и знаменитая Белая мечеть. Она была построена в 1810 году по инициативе предпринимателя Давида Измайлова, но в наши дни от нее сохранились только стены. Нет минарета, михраба, внутренние помещения перестроены до неузнаваемости. Ряд помещений отдан под жилой фонд. В таком же состоянии и известная Кара мечеть, на реконструкцию которой тоже пока нет денег в областном бюджете.


Три Протока - малая родина


"Три Протока, Три Протока - здесь у каждого истока


Песня счастья сердцем рождена.


Три Протока, Три Протока - здесь святой водой пророка


Вся судьба моя освящена".


Эти задушевные строки на чистейшем татарском языке может спеть Сергей Хабаров, артист нашего казанского Театра оперы и балета им. М.Джалиля. Сергей родом из маленького татарского села Три Протока, которое граничит с Астраханью.


- Для меня татарский язык так же близок, как и родной русский, - говорит молодой певец, с которым мы встретились в сельском доме выпестовавшей его талант Румии Идиатуллиной, заслуженного работника культуры РТ. Теперь уже казанец, Хабаров приехал погостить в родное село на несколько дней. - Я с рождения рос в татарской среде, слышал эту речь, в нашей семье знание татарского считалось нормой. С детства занимался в коллективах Румии-ханым, пел песни на обоих языках. Название нашего села говорит само за себя.



Поселение разделялось протоками и мостиками на несколько частей. К концу позапрошлого века в ауле были две мечети, а значит, две махалли и столько же общественных советов. При каждой махалле создавался особый союз мальчиков-подростков 13-17 лет - "джиен" (в других тюркских местностях России, помимо окрестностей Астрахани, это интереснейшее явление было неизвестно). Члены одного "джиена" помогали друг другу и родителям - своим и своих друзей.


Были на селе свои особые, исламские верования. До сих пор живы и свои, только этой местности присущие, праздники. В начале марта здесь отмечают, например, веселый весенний праздник "Амель".


- Астраханские татары - народ исключительно самобытный, - говорит Румия Идиатуллина, возглавляющая Поволжский (по названию пригородного района Астрахани) филиал общества "Дуслык". Этот филиал является своеобразной базой подготовки профессиональных певцов. Здесь занимались Сергей Хабаров, Марат Муратов, Ильдар Дарвин, Альбина Кинжалиева, ныне популярные и в Татарстане. - Я много лет занимаюсь песенной культурой. У нас при сельском клубе был известный на всю страну ансамбль "Дуслык". Много гастролировали и в Татарстане. Затем возникли коллективы "Чишма", "Яшьлек", а вот теперь - "Сандугачлар оясы".


Надо заметить, у астраханских татар сложились свои особенности в музыкальном фольклоре. Вокальный пласт сохранил такой уникальный жанр, как хушаваз, практически не используемый на сцене. К огромному сожалению, хушаваз вместе со своими исполнителями, представителями старшего поколения, уходит из сферы активного использования.


Сложность и самобытность этногенеза астраханских татар подчеркивает такой показательный инструментальный жанр, как "сазда сойлэшу" - "разговор на сазе" (саратовской гармонике). Смысл его мелодико-ритмических фраз, равнозначный текстовым, был хорошо известен "общающимся" - влюбленным парам, подругам и даже ссорящимся. В этом случае саратовская гармоника служила уникальным средством общения.


Между прочим, эта гармоника - один из излюбленных инструментов астраханских татар. Ее неизменным спутником является ударный инструмент кабал. Раньше к этому дуэту активно присоединялась скрипка. Самобытное трио, колоритное и уникальное в своем звучании, и сейчас неизменный участник свадебных торжеств. В каждом селе известны свои популярные исполнители (сазчелар и кабалчелар), которых знают, уважают, приглашают на торжества.


У наследников Сююмбике


Заглянули мы и в областной центр развития творчества детей и юношества. Здесь уже несколько лет действует национальная студия "Нур". Ее воспитанники не раз занимали призовые места в нашем татарстанском конкурсе "Созвездие". А в прошлом году творчество нуровцев высоко оценили на всероссийском фестивале детских и юношеских театральных коллективов, присудив премию "Маска-2003". В Москву студия возила спектакль "Сююмбике", написанный по мотивам романа Рабита Батуллы. В часовом спектакле ребята показали всю сложную и трагическую судьбу астраханской царевны Сююмбике, дочери ногайского мурзы Юсуфа, чьи владения располагались недалеко от современной Астрахани. Именно в этих степях и прошло детство знаменитой татарской царицы.


Но национальная студия - это не только танцы и песни. Здесь пытаются возродить самобытную культуру астраханских татар.


- К сожалению, многие годы господствовала тенденция, когда все татарское сводилось к одному общему "национальному" знаменателю, - говорит руководитель студии Минура Яваева, являющаяся еще и заместителем председателя общества "Дуслык". - Это неправильно. Сибирские татары отличаются от казанских, а казанские непохожи на астраханских. Нам нужно постараться донести до потомков все богатство и разнообразие татарского мира. Вот возьмем народный костюм астраханских татар. Он не менее своеобразен, чем фольклор. При этом на сегодняшний день наблюдается все та же тенденция к стилизации его под общетатарское.


Костюм астраханских татар привлекал к себе внимание путешественников прошлых веков, исследователей, которые оставили его описание, эскизы, наброски. Все это помогает восстановить традиционную одежду и воспроизвести, "оживить" ее на сцене. Мы в своем творчестве стараемся показать своеобразие нашего края, его богатое культурное наследие. Ведь от этого будет богаче культура всего татарского мира.


"Нас очень волнуют проблемы родного края"


По дороге в Астрахань, в волгоградском областном городке Камышине нас уговаривали купить арбуз. Настойчивая продавщица доказывала, что, съев астраханский арбуз, мы рискуем отравить себя селитрой. В Астрахани, когда мы рассказали об этом, в ответ лишь рассмеялись. Здесь уже давно забыли о селитре - денег нет на ее покупку. Как, впрочем, уже давно нет в помине самого астраханского арбуза. Настоящий, исконный сорт утерян безвозвратно. Теперь в этих степях сажают канадские сорта - скороспелые и устойчивые к болезням.


Ложкой черную икру поесть тоже не удалось. Икра - дело сугубо браконьерское, и торгуют ею из-под полы. Одна подозрительная личность подкатила и к нам на полупустом городском рыбьем развале. Килограмм икры - четыре с половиной тысячи рублей... И лет эдак пять лишения свободы за скупку краденного, если эту икру обнаружат при досмотре вашего багажа. И вобла, скажу вам, в Астрахани дорогущая. За штуку просят двадцать восемь рублей. Это, конечно, подешевле, чем осетрина. Ту местные торговцы оценили в пятьсот рублей и выше за килограмм. Портовый город, а цены под стать московским, сетуют местные жители.


Сама Астрахань напомнила нам Казань пятнадцатилетней давности. Практически нет цветочных клумб, не говоря уж о прочих растительных изысках, которыми нынче богаты города нашей республики. Поразило обилие ветхих зданий, плохих дорог (впрочем, последнее характерно и для Казани) в самом центре города и засилье сорняков на городских улицах.


- Проблемы родного края волнуют нас, астраханских татар, - замечает Анвер Алмаев.- Мы не сидим сложа руки. По крайней мере, там, где компактно проживают наши соплеменники, проводим активную разъяснительную работу, стараемся решить общественным путем назревшие проблемы. Это и Каспийское море, которое переживает очень сложные времена. Экспедиция астраханских ученых недавно привезла со среднего Каспия живые экземпляры гребневика, который является хищным организмом, уничтожающим зоопланктон - основную пищу каспийских килек. А каспийские кильки, в свою очередь, служат основой для существования всей фауны моря.


Со строительством плотин почти на всех реках Каспийского бассейна оказался нарушенным вековой природный цикл водообмена. Если естественный максимальный уровень воды приходился на июнь, то теперь он начинается на месяц раньше, в мае. А это уже формирует другие биологические условия, иной температурный режим водоема.


Тревожит загрязнение Каспия, к чему тоже приложил руку человек. Особую опасность вызывает бесконтрольное развитие нефтедобычи на юге моря-озера. От Апшерона проходят основные месторождения к востоку, это как раз на пути миграции осетровых рыб.


Еще одна страшная беда Каспия - браконьерство, немыслимое по своим размерам.


Проблем много, и мы, активно борясь за свое национальное самосохранение, ратуем за сохранение нашей родины - уникального астраханского края, который стал родиной для многих наций и народностей.


Анвер Алмаев, руководитель астраханской общественной организации - общества татарской национальной культуры "Дуслык"


Поэтесса Сююмбике Досаева - человек в Астрахани известный. И не только своими стихами. Она успевает везде - в общественной работе в "Дуслыке" и в хлопотах по большому дому с огромным садом, где у нее зреет отменный виноград. Знаменательно, что свое имя Сююмбике-апа получила благодаря знаменитому Хади Такташу, с которым дружил отец поэтессы Габбаз. Именно Хади Такташ упросил своего друга дать только что появившейся на свет девочке имя ногайской царевны


Наследницы Сююмбике. Национальная студия "Нур". В центре стоит Лилия Петрова, сыгравшая в спектакле знаменитую татарскую царевну в детстве


Цветет астраханский лотос