В десять вечера 27 августа над кинотеатром "Пионер" грянул салют. Он был дан в честь Дня российского кино. Утвержденный 25 лет назад, не так давно этот праздник был предан забвению. Ведь отмечать по большому счету было нечего.
Показывать было нечего и негде. Кинотеатры становились саморазрушающимися объектами или превращались в торговые точки. В кризисные годы в Новосибирске закрылось 14 кинозалов. В тех, что остались живы, демонстрировалась американская муть. Казалось, что российское кино как явление перестало существовать.
Но вот лед российского кинематографа тронулся, господа присяжные заседатели. Бриллиант отечественного кино потребовал соответствующей оправы. В Новосибирске возродились из руин "Пионер", "Маяковский", "Аврора", "Космос", "Планета Кино". Накануне Дня кино у них появился конкурент: отметил второе рождение отреставрированный "Рассвет" с аудиосистемой в цифровом формате, экраном перламутрового покрытия, системой климат-контроля, комфортабельными креслами и сияющим фойе. В нашем городе действуют пять кинозалов, оборудованных современной аппаратурой "Долби стерео". Попав туда впервые, неискушенный зритель испытывает примерно то же, что его предшественник на сеансе ленты братьев Люмьер.
Снова зазвучали фамилии российских кинорежиссеров. А звезды, вспыхнувшие на отечественном экране, вдруг оказались нашими земляками. Лауреат Венецианского фестиваля Андрей Звягинцев провел в родном городе мировую премьеру своего фильма "Возвращение"; после выхода первого российского блокбастера "Ночной дозор" в Новосибирск приехал бывший краснофакелец Алексей Маклаков; а вслед за ним, пару недель назад, появился стабильно удерживающий рейтинги Владимир Машков с "Папой". Настрой для Дня кино самый подходящий!
Правда, деятели художественного кино не находят (пока?) в родном городе пространства для творчества. Зато документалисты возрождают кинематограф здесь, на месте. Общественная организация "Встречи в Сибири" уже в седьмой раз устраивает в Новосибирске международный фестиваль неигрового кино с таким же названием. Зарождался он в маленьком зальчике кинотеатра "Синема", собирая тогда лишь "своих". Но с каждым годом "своих" становится все больше: в фестивальную публику вливаются журналисты, студенты, артисты, художники, педагоги и просто думающие люди. Месяцем для "Встреч в Сибири" стал сентябрь: мертвый сезон уже кончился, а театральный - еще не начался.
Седьмой фестиваль "Встречи в Сибири" пройдет в залах кинотеатра "Планета Кино" с 10 по 15 сентября. Об этом объявила как раз в свой профессиональный праздник руководитель и президент фестиваля кинорежиссер Элла Давлетшина. У нее самой, как всегда, к этому событию оказалось отснято несколько кинолент, общая черта которых - утверждение радостного восприятия жизни.
У фестиваля наработаны свои принципы и традиции: организованы консультации для желающих поступить на Высшие режиссерские курсы; взят на вооружение девиз "каждому зрителю - свой фильм, каждому фильму - свой зритель"; показы проходят бесплатно; программа демонстрирует фильмы - лауреаты международных фестивалей, достижения в области кинодокументалистики последнего десятилетия, а также новые работы новосибирских мастеров. "Лучшего учебника для начинающих кинематографистов и быть не может, - считает Элла Давлетшина. - На фестивале мы постараемся дать представление о лучших качествах документального кино".
Особенность нынешних "Встреч в Сибири" - специальные программы "Жизнь продолжается" и "О музыке и музыкантах". Первая посвящена пожилым людям, сумевшим не исчерпать себя в жизни; вторая - сибирским музыкантам и, конечно, маэстро Арнольду Кацу, который через несколько дней после фестиваля отметит свой 80-летний юбилей. Событием фестиваля организаторы обещают фильм "Гений зла", сделанный во Франции, но посвященный нашему земляку Александру Лакшину, признанному знатоками музыки одним из самых современных композиторов ХХ века.
Но в День российского кино документальные фильмы были показаны лишь на пресс-конференции для журналистов. Это была краткая преамбула к фестивалю "Встречи в Сибири". А в кинотеатрах все происходило по накатанной схеме: давали в основном боевики, комедии и фантастику для зрителя с попкорном. Правда, гости кинотеатра "Пионер" весь день праздновали День кино: сначала дети, затем взрослые. Обращенным в киноверу вручались пионерские галстуки синего цвета, ставшие отличительными знаками киноманов.
Однако партнерам, специально приглашенным на праздник в "Пионер", пришлось посмотреть не что-нибудь, а тупую американскую комедию "Гарфилд" с мультяшным котом в главной роли. Режиссер Питер Хьюитт сделал перипетии сюжета вымученными, а людей на экране превратил в идиотов, видимо, затем, чтобы на этом фоне рыжий котяра выглядел выигрышно. Но его не спас даже голос Табакова, озвучившего дубляж. Казалось, больше всего народный артист стремился не повторить Матроскина, но не позволял забыть о гениальном мурлыке одним лишь своим присутствием. Так при чем же здесь День российского кино? А так бывает. Случалось, в День независимости России ребятишки разгуливали с купленными на набережной российскими флажками китайского производства.