Главная >> 5 >> 18

Суши с орешками

Начало музыкального сезона на все вкусы


Новый музыкальный сезон, который откроется буквально на днях, по заверениям многих его организаторов будет не менее бодрым и насыщенным, чем предыдущий. Чем это нам грозит, пока можно себе представить лишь в общих чертах.


Дом музыки анонсировал пакет собственных абонементов, чем-то похожих на филармонические. Филармония свой пакет не сильно сократила, но реорганизовала. Большой театр продолжит движение в сторону демократизации имиджа и привлечения понемногу западных оперных артистов. А главным событием "большого" сезона станет премьера написанной по заказу театра оперы Леонида Десятникова и Владимира Сорокина. Пока же Большой театр открывает сезон не "Иваном Сусаниным", как было принято прежде, и не "Жизнью за царя", как стало принято потом, а серией своих лучших и самых свежих спектаклей. 3 сентября на основной сцене покажут весеннюю премьеру от режиссера Франчески Замбелло и художника Георгия Цыпина: "Огненный ангел" Прокофьева с амбициозной сценографией, детективной историей и символистскими корнями нравится публике не только своей краткостью, дворами-колодцами и медленно падающим лифтом в финале.


На Новой сцене 3 сентября можно увидеть самое изощренное, европейское, умное и искусное зрелище Большого - "Похождения повесы" Стравинского в версии режиссера Дмитрия Чернякова. А 12 сентября там же дают "Летучего голландца" Вагнера в постановке знаменитого немецкого социалиста-утописта Петера Конвичного. Если кого-то смущают экстравагантно-демократичный Прокофьев и элитарный Стравинский, то "Голландца" надо смотреть обязательно - спектакль не просто захватывающе романтичен и саркастичен, но еще и играется с участием вагнеровских певцов премьерного состава (Анне-Катарины Бенке и Роберта Хейла). Когда еще услышишь в Большом театре Вагнера, да еще в эксклюзивном, знаточеском исполнении.


Концертные события, открывающие сезон, пестры и в основном не тенденциозны. Как всегда, в начале сентября в Москве пройдет не громкий (по части ажиотажа, но не по части музыки) фестиваль "Душа Японии", ориентированный главным образом на утонченных любителей Востока и специалистов. То есть скорее на почитателей Басе и Сей-Сенагон, нежели на пожирателей сашими и суши (даже если это искушенные ценители сасими и суси). В этот раз фестиваль, впрочем, бурно выйдет из своих обыкновенно строгих берегов - в БЗК, в Архангельском и на летней площадке рюмочной "Гоголь" самурайские песни и танцы с мечами исполнит ансамбль Ohtsuka Daiko Kazurakai.


Академическую музыку для тех, кто любит пусть и становящееся классикой, но все же современное искусство, а также рад провести досуг на башне из слоновой кости, 6 сентября предложит просвещенная московская компания музыкантов (сопрано Светлана Савенко, пианист Алексей Любимов и др.). В день рождения Джона Кейджа будет звучать только его музыка - впервые в России исполнят сочинения последних лет.


Музыку для тех, кто предпочитает башням массовые празднества, предложат публике в БЗК на другом дне рождения - Владимир Спиваков 12 сентября отпразднует 60-летие. Свой праздник седовласый маэстро, любимец власти и широких масс, скрипач и дирижер, глава двух оркестров (давнишних "Виртуозов Москвы" и новенького Национального филармонического) и близкий друг множества мировых знаменитостей справляет не Московском Доме музыки, где вдобавок ко всему он еще и служит главным руководителем, а в традиционном центре музыкальной жизни. Светлановский зал ММДМ сейчас занят настройкой органа и не работает, в Консерватории же ничто не помешает мэтру порадовать поклонников. В гости на сцену Спиваков пригласил албанку Инву Мулла, чье не мегазвездное, но известное, легкое и чистое сопрано украшает не только концертные и оперные площадки мира, но еще и фильм Бессона "Пятый элемент". Трудно не сообразить, чей образ в этой ситуации непременно будет ассоциироваться с юбиляром. Под титулом "День рождения Спивакова" вполне красиво смотрелся бы подзаголовок "Крепкий орешек-60".


Вскоре после спиваковского юбилея когда-то обиженный им Российский национальный оркестр откроет сезон традиционным Волжским турне. Слегка опустошенный, но вновь собравшийся с силами оркестр во главе с Михаилом Плетневым и вместе со своими поклонниками сядет на кораблик в Волгограде, отчалит 18 сентября и начиная с 19-го станет давать почти что ежедневные концерты в российских городах (Саратов, Самара, Ульяновск, Казань, Чебоксары, Нижний Новгород), радуя публику теплохода искусством и общением, а слушателей провинциальных городов - высококлассными программами из музыки от Баха до Сибелиуса в исполнении РНО, Михаила Плетнева в роли солиста и дирижера, а также приглашенных музыкантов.


Среди московских событий неортодоксального направления самым значительным станет концерт американского "Кронос-квартета", когда-то спутавшего карты игроков в "академическую" и "популярную" музыку, а потом совершенно смутившего адептов этнических и европейских искусств. "Кронос" дважды играл в Москве, и каждый раз его программы, выполненные с немыслимым качеством и отмеченные оригинальными взглядами, поражали непредсказуемостью, высоколобостью и доступностью одновременно. 7 сентября во Дворце молодежи, где компания Green Wave music в последнее время наладилась проводить свои экстравагантные акции (здесь играли Джон Зорн и "Шакти" Джона Маклаффлина), "Кронос-квартет" выступит с финским аккордеонистом Киммо Похйоненом и его группой. Похйонен тоже бывал в Москве, играл по клубам, и многие люди, слышавшие его, до сих пор не могут отойти от пережитого эстетического потрясения.


Среди событий второй половины сентября отметим День необычных популярных певцов, стихийно сложившийся 23 сентября: дива Любовь Казарновская выступит в рамках русско-германских культурных встреч с оркестром Шумана, а певец печали и сарказма Ник Кейв постарается отобрать у нее часть аудитории. Еще одно любопытное начинание случится 22 сентября: в театральном заде ММДМ - первый концерт цикла "Еврейские праздники на Красных Холмах", посвященного современной светской еврейской культуре, еврейским религиозным праздникам, московским исполнителям и авторам, желающим со всем этим познакомить широкую публику. Первый концерт цикла дается в честь праздника Рош-а-шана (Новый год), а главным в программе будет премьера специально написанного раввином Исроэлем Зельманом сочинения "Жертвоприношения Авраама". Несмотря на мрачноватое название цикла концерт, говорят, будет легким и радостным. Каким, впрочем, видится и все начало нового музыкального сезона.