Юбилейный вечер Владимира Минина
За более чем тридцатилетнюю историю своего существования Московский камерный хор снискал славу непревзойденного интерпретатора русской хоровой классики. А эпитеты "эталонный" "образцовый" пристали к нему, кажется, на века. Пришедшая на концерт публика знала, что ее ждет высококачественная духовная пища, "приправленная" поздравлениями гостей-артистов и речами гостей-чиновников. Знала и была этим вполне довольна. Но получила гораздо больше.
Впрочем, обо всем по порядку. Как и полагается, концерт состоял из двух отделений. В первом коллектив предстал в своем классическом виде, подарив публике традиционно любимые фрагменты "Пушкинского венка" Г Свиридова, духовные сочинения П.Чеснокова, А.Струмского, С.Рахманинова. Своим глубоким, монолитным звучанием, оттененным чистыми голосами солистов, хор буквально "перехватил дыхание" зала. Прибывшие гости -Алла Демидова и Паата Бурчуладзе - без труда влились в мощное хоровое действо. Бурчуладзе, отказавшись по такому случаю от оперного амплуа, сосредоточенно солировал в "Великом словословии" Струмского. Демидова завораживала чтением Пушкина...
Но вот началось второе отделение - и открывшая его сюита из мюзикла "Вестсайдская история" одним ударом разрушила академический имидж мининского хора! Молодые солисты настолько свободно чувствовали себя в жанре мюзикла, держали стиль, легко и пластично двигались по сцене -как будто всю жизнь только этим и занимались! Оказалось, что коллектив уже более семи лет выступает в качестве полноправного оперного хора, да еще и на самых престижных площадках Европы: в Цюрихской опере, на Международном музыкальном фестивале в Брегенце - и поет репертуар от "Богемы" Пуччини до "Вестсайдской истории " Бернстайна!
Тон был задан. Празднество пошло по восходящей. Словно опьяненные мюзиклом, артисты зажужжали, закричали на разные голоса в колоритнейших "Перезвонах" Гаврилина, а потом и вовсе выдали "Michelle" Маккартни - Леннона! "Завелись" и звездные гости: давний соратник В. Минина Владимир Федосеев продирижировал "Застольной" Свиридова и подкрепил музыкальное подношение экзотического вида бутылкой ("из самого Цюриха!"), таинственно намекнув, что ее содержимое юбиляру известно. Тему продолжила Елена Образцова, обворожительно исполнив сцену опьянения Периколы из одноименной оперетты Ж.Оффенбаха, а затем вместе с Маквалой Касрашвили "промяукав" хитовый "Дуэт кошек" Д.Россини. К месту пришлись и "Summertime" Д. Гершвина в интерпретации Е.Образцовой, и "Сказки Венского леса" в исполнении звезды "Геликон-оперы" Татьяны Куинджи, и "Аллилуйя" из "Весенней мессы" Е.Подгайца, пропетая детским хором "Весна" Удивительно, но даже приветствия высоких гостей - министра культуры РФ, представителей Патриарха Всея Руси и мэра - оказались на редкость сердечными и неофициальными. Что до виновника, то Владимир Минин был и вовсе неузнаваем. Обычно сосредоточенный и серьезный, он весело отзывался на шутки, с достоинством и грацией "мартовского кота" подыгрывал россиниевским "кошкам"
О да, зловредный критик, при желании и здесь мог бы найти за что зацепиться: например, за качающийся временами голос П.Бурчуладзе, за резковатую, "антивенскую" манеру пения Куинджи, за неточное попадание в стиль Гершвина Е .Образцовой. Но в том-то и дело, что желания нападать даже не возникало. Все мелкие шероховатости тонули в подкупающей искренности самой атмосферы концерта.
И открылась одна простая истина: можно быть раскованным оставаясь одухотворенным; можно соответствовать духу времени - не теряя достоинства и не прибегая к ныне модным уловкам шоу-бизнеса.