Уик-энд "Нашествия" в Эммаусе
Около сорока тысяч поклонников современной русской музыки уже второй год в первые выходные августа собираются под Тверью около небольшого поселка с библейским названием Эммаус, чтобы присутствовать на самом крупном в России музыкальном фестивале. В этом году "Нашествие" длилось три дня и проходило сразу на трех площадках, что позволило существенно расширить диапазон музыки в сравнении с предыдущими годами. Помимо основной программы состоялось несколько небольших тематических фестивалей, так что каждый мог найти музыку по вкусу.
Тем, кто провел хотя бы день на "Нашествии" , не нужно объяснять смысл слогана, написанного на фирменных футболках: "Я пережил Нашествие". Праздник в Эммаусе - не для слабых духом и телом. На огромном огороженном пространстве собираются несколько десятков тысяч человек. Билет дает право единожды войти на территорию, так что большинство зрителей приезжают с палатками и до окончания фестиваля не выходят за пределы забора. Уже к первому вечеру поле превращается в утоптанную зону, где лишь желтые сухие прутики напоминают о траве, выращиванию которой в этом году уделили особое внимание (и это, как видим, не помогло), а к концу второго дня и прутиков уже не было видно под слоем пустых пивных банок и прочего мусора. Укрыться от палящего солнца или дождя можно только в собственной палатке (если она есть). Сидеть - только на земле, есть и пить - в основном то, что продается на территории: любые напитки проносить запрещено, консервы и многие продукты тоже. В биотуалеты на второй день страшно зайти, а душ вообще не предусмотрен.Многие неудобства почти неизбежны в подобном проекте, но легче от этого не становится.
Однако, как показывает практика, есть ситуации, в которых отсутствие комфорта не играет решающей роли. И "Нашествие" явно относится к их числу, иначе не собирал бы этот фестиваль столько народу - и зрителей, и участников. Между двумя крупнейшими российскими летними рок-фестивалями, "Нашествием" и "Крыльями" , идет яростная гонка музыкальных вооружений. Если в прошлом году "Нашествие" проходило в течение двух дней на одной сцене, а "Крылья" - в один день, но с двумя сценами, то в нынешнем "Крылья" раскинулись уже на два дня с двумя сценами; в ответ устроители "Нашествия" замахнулись на рекорд: три дня и три сцены, причем зачастую звучащие одновременно, - в общей сложности примерно сто исполнителей и сто часов звука.
Неприкосновенные
Жесткого тематического разделения по площадкам нет, но определенная тенденция все же проглядывается. На основной сцене звучит мейнстрим, то есть группы по преимуществу известные. Несмотря на то что на "Нашествии" есть уникальная возможность получить обширную информацию о современной русской музыке и услышать чуть ли не все ее направления, от панка до фолка, народ отдает предпочтение тем, кого и так хорошо знает. Посему такие раскрученные бренды, как "Наив" , "Ва-Банкъ" , "Король и Шут" , собирали неизменно больше публики, чем их соседи на других сценах, даже в тех случаях, когда качественно им уступали. Между тем программа основной сцены за редким исключением была если не менее интересной, то на порядок более предсказуемой, чем на двух других площадках.
И все же несколько раз в центр стоило подойти - на FAQ, "Ленинград" , "Неприкасаемых" , "Ляписа Трубецкого" , ну и на "Чайф" , который не теряет своего обаяния даже в формате "старых песен о главном": Шахрин и друзья решили удивить зрителей фестиваля кавер-версиями песен "Мама - анархия" и "Рок-н-ролл мертв" , которые вышли, впрочем, не так хорошо, как в оригинале. Вообще от выступления "Чайфа" оставалось чувство, будто им нечем было занять отведенные 40 минут, поскольку свое "Ой-йо" они спели дважды - в разных ритмах, а после "Аргентины - Ямайки" долго вытягивали "Оле-оле-оле-оле".
Зато у "Агаты Кристи" - хедлайнера первого вечера - явно накопилось много чего. Несколько лет группа пребывала почти в бездействии, но в этом году братья Самойловы явно решили вернуть себе былую славу. Их концерт длился больше двух часов и включал ряд песен из последнего альбома "Триллер. Часть 1" , вживую почти не исполнявшихся. К концу выступления Самойловы несколько утомили: репертуар "Агаты Кристи" не отличается разнообразием, а слушать одну песню с вариациями два часа кряду скучно.
Зато Константин Кинчев, закрывавший фестиваль в воскресенье, наоборот, поскромничал, уложившись в полтора часа. Возможно, все дело в том, что многие зрители собирались уезжать сразу после окончания "Нашествия" и слушали "Алису" буквально сидя на чемоданах. Впрочем, это не мешало им отчаянно хлопать, скандировать "Костя-Костя" и дважды вызывать Кинчева на бис. Помимо известных песен "Алиса" сыграла кое-что из нового альбома "Изгой" , который должен выйти наконец этой осенью.
"ДДТ" , хедлайнеры субботнего дня, тоже включили в программу изрядное количество композиций из своей новой работы "Пропавший без вести" , благоразумно перемежая их песнями, давно выученными публикой наизусть.И это было мудро: мало что из новых песен "ДДТ" тянет на звание шедевра, и композицию про "Курск" , мелодия которой откровенно напоминает "Ваше благородие, госпожа удача" , действительно хотелось зажевать чем-нибудь повкуснее вроде "Осени". Впрочем, Юрию Шевчуку можно простить все: и политические "телеги" со сцены, и то, что он собственные стихи забывает, и даже то, что великую "Революцию" скомкал, исполнив только припев в качестве довеска к другой песне. Публика и прощала - подсказывали хором забытый текст, аплодировали спичам и до упора не давали уйти со сцены. После второго биса, исчерпав все заготовленные номера, сопровождавшиеся, кстати, насыщенным видеорядом, Шевчук начал просто петь, время от времени спрашивая: "Еще?" Вторая часть его выступления не походила ни на шоу, ни даже на концерт, скорее - на встречу старых приятелей, собравшихся на обшарпанной кухне попеть под гитару. Атмосфера интимности, воцарившаяся вдруг в толпе из нескольких тысяч людей с батькой Шевчуком во главе, была сродни маленькому чуду - ради одного этого часа стоило побывать в Эммаусе.
Нежнее, еще нежнее
Чуть отойдя от основной сцены, можно было попасть на северную площадку с музыкой покрепче. Здесь выступали металлисты, панки и прочие крутые ребята, чьи мощные ударные и недетские запилы зачастую почти заглушали происходящее на основной сцене. У крутых ребят, разумеется, были свои - не менее крутые - зрители, снабженные ирокезами, кожаными куртками, порой с пугающими лицами. Люди сторонние у этой сцены встречались редко, а жаль. Стереотипы играют иногда злые шутки, и разнообразный "тяжеляк" оказывается подчас мелодичнее, музыкальнее и во всех отношениях приятнее для слуха, чем мейнстрим. Взять тот же "Черный обелиск" - харизматичный вокал, умелая гитара, подлинный драйв и та исключительная нежность, которую можно услышать только в тяжелой музыке.
Другой пример - группа Tracktor Bowling, выступавшая в рамках фестиваля "Обойма" , куда Павел Филиппенко (Паштет) собрал представителей альтернативной музыки. Мощный и довольно богатый голос солистки, выводящий сложные вокальные партии на фоне тяжелого музыкального оформления, звучал весьма впечатляюще. А среди панков, щедро представленных на северной сцене, встречались и совсем веселенькие группы типа "Приключения электроников" , которые перепевают старые детские песни - "Крылатые качели" и "Прекрасное далеко". Смысл этого действа не вполне понятен, но послушать - забавно.
Танцы плюс
Тем же, кто предпочитает что-нибудь полегче, следовало от-правиться на южную сцену. Рядом с этой площадкой все непрестанно танцевали. В пятничный вечер после концерта "Агаты Кристи" здесь выплясывали под Billy's Band. В субботу - под "фестиваль дикой музыки" , которая дика только по названию, а по содержанию весела и мелодична. Хотя под Сурганову с "Оркестром" начались и впрямь дикие танцы: ноги, как говорится, сами в пляс несли.
Вопреки расхожему мнению слово "легкая" по отношению к музыке не всегда значит "попсовая". Например, выступление Пелагеи, состоявшееся в пятницу в рамках этнического фестиваля, можно назвать одним из самых ярких событий "Нашествия". В сочетании с энергичным ритмом, современной аранжировкой и множественными цитатами из популярной музыки XX века народные песни в исполнении Пелагеи звучали по-настоящему авангардно. В отличие от большинства современных музыкантов Пелагея не издевается над старой музыкой, но, напротив, вносит в нее дополнительные смыслы, дает ей новую жизнь. Не ограничивая себя русским фольклором, Пелагея вводит в репертуар любопытные миксы из музыки разных народов, вплоть до африканской, моделируя голос под национальную манеру. Ее голос обладает поистине нечеловеческими возможностями, и Пелагея использует их на всю катушку. В ее исполнении даже самые известные песни, будь то "Пелагея" , "Порюшка-Параня" или "Валенки" , звучат незнакомо и необычно. Так что почти не удивительно, когда толпа рокеров начинает хором подпевать: "Валенки, валенки, да не подшиты стареньки".
На той же сцене в ту же пятницу, но уже глубоко ночью, дала концерт еще одна группа, достойная прозвания авангардной, - "Трепанга". То, что делают молодые ребята из "Трепанги" , также почти не имеет аналогов в современной русской музыке. Если их можно с кем-то сравнить, то скорее всего с приезжавшим недавно в Москву Fantomas. Как Пелагея экспериментирует с голосом, так "Трепанга" - со всеми возможными звуками, создавая поистине невообразимый гармонический и мелодический ряд. На южной сцене "Нашествия" они устроили целое театрализованное представление: занавес, костюмы, грим и даже гроб на сцене. Несмотря на поздний час, их концерт собрал настоящую толпу, которая на первых песнях не могла опомниться от изумления (видимо, никогда такого не слышали), а затем вошла в раж и не выходила из него до самого конца мини-концерта.
Woodstock a la russe
При всем богатстве музыкального ряда "Нашествие" - это все же не только музыка, но и культовое действо в самом широком смысле этого слова. С самого начала то и дело возникали параллели с всемирно известным Вудстоком. То Two Siberians, больше известные под названием "Белый острог" , сыграют композицию, посвященную Джими Хендриксу, то из динамиков вдруг раздастся голос Дженис Джоплин, а то выйдет на сцену Леонид Парфенов и назовет без обиняков "Нашествие" русским Вудстоком. После этой отмашки рефреном зазвучало в публике и со сцен: Вудсток, любовь, свобода.
В музыкальном плане фестивали несравнимы: в Эммаусе не было и не могло быть исполнителей масштаба Хендрикса, Джоплин или The Who. По уровню стихийности "Нашествию" тоже далеко до Вудстока, на котором организаторам пришлось убрать заграждения, поскольку вместо ожидаемых 150 тысяч на фестиваль приехали 450 тысяч человек, после чего из хорошо спланированного мероприятия Вудсток превратился в настоящий кошмар.
И все же общего между фестивалями хватает - как раз не в форме (форма может быть любой), а в глубинном содержании. Если к Вудстоку так органично присоединить love, то и с "Нашествием" слово "любовь" прекрасно сочетается. Здесь артисты постоянно кричат со сцены: "Я люблю вас!" , а публика отвечает им надписями на футболках. Любовь к Родине, особенно ярко представленная в творчестве "Алисы"; свободная любовь, о которую спотыкаешься здесь на каждом шагу; и даже любовь милиции к народу. Кстати, люди, обеспечивавшие безопасность, заслуживают отдельных комплиментов, поскольку, против ожиданий, действительно обеспечили безопасность - и не более того, - в остальном же позволяли народу отрываться по полной: напиваться в хлам, валяться лицом в грязи и чинить всякие непотребства.
Как ни странно, поводов для вмешательства охраны собравшиеся почти не давали. На "Нашествии" царили мир, любовь и согласие. Где еще можно увидеть прилично одетую девочку, которая делится пивом и сигаретами со страшного вида незнакомым панком - не из страха, а с улыбкой? За три дня, проведенных на территории фестиваля, мы не увидели ни одной драки, ни разу не столкнулись с хамством и вообще не заметили, чтобы кто-либо вел себя злобно, агрессивно или хотя бы невежливо. У любви много разных лиц, и - что бы ни говорили - "Нашествие" в этом году явило одно из них.