Празднование 145-летия Русского музыкального общества прошло в минувшие выходные в Константиновском дворце, расположенном в Стрельне под Санкт-Петербургом. Место было выбрано отнюдь не случайно. Именно в Константиновском дворце проходили вечера Русского музыкального общества, учрежденного в 1859 году великой княгиней Еленой Павловной. Впоследствии ее на этом посту поочередно сменяли великий князь Константин Николаевич (брат Александра II), его супруга Александра Иосифовна и их сын Константин Константинович, поэт, писавший под инициалами К. Р.
Именно благодаря Русскому музыкальному обществу в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и других крупных городах Российской империи возникли первые консерватории. В городах поменьше - Саратове, Нижнем Новгороде, Казани, Одессе, Тобольске - по инициативе великого князя Константина Константиновича были открыты общедоступные музыкальные классы, которые впоследствии были преобразованы в училища и консерватории.
Императорское Русское музыкальное общество просуществовало вплоть до 1915 года. В конце 2004-го на базе государственного комплекса "Дворец Конгрессов" (он же - Константиновский дворец) была предпринята попытка возродить эту достойную организацию. Продолжать традиции ИРМО будет Державное общество поддержки российской культуры. Его главой стала народная артистка России Светлана Безродная, художественный руководитель Российского государственного академического камерного "Вивальди-оркестра" А Попечительский совет общества возглавит Управляющий делами Президента РФ В.Кожин.
В планах Державного общества поддержки российской культуры -привлечение отечественных и зарубежных меценатов, организация музыкальных концертов, которые будут проходить под девизом "Константиновский дворец представляет" выявление молодых музыкальных дарований на специальных конкурсах, патронат детских домов, благотворительные концерты в пользу ветеранов и пенсионеров и многое другое. Наряду с этим Державное общество поддержки российской культуры собирается проводить ежегодные музыкальные фестивали. В Константиновском дворце будут проходить фестивали "Зимняя сказка" и "Пленительный аромат петербургской весны" а в концертных залах Петербурга - фестиваль женских камерных оркестров "Александра" фестиваль "Возвращение Штрауса" и циклы благотворительных концертов "Связь времен"
Рассказывая перед началом концерта о планах новой организации, Светлана Безродная заметила, что многое из намеченного уже осуществляется "Вивальди-оркестром" В частности, все пятнадцать лет своего существования этот коллектив проводит благотворительные акции в поддержку слабовидящих и инвалидов афганской и чеченской воин, которые также включены в планы общества. По словам С.Безродной, российская культура нуждается в поддержке, а не в возрождении, ибо "она будет, есть и была всегда, задолго до того, как мы с вами появились на свет".
Программа прошедшего в Константиновском дворце музыкального вечера включала в себя не только творчество российских музыкальных классиков. Наряду с произведениями
Чайковского, Глинки и Глазунова "Вивальди-оркестр" который приобрел теперь статус Державного оркестра Константиновского дворца, исполнил также несколько работ, написанных великой княгиней Александрой Иосифовной. Кроме того, в программу вошли полька "В Павловском лесу" и кадриль "На террасах Стрельны" написанные Иоганном Штраусом во время своего пребывания в этих краях. В концерте также приняли участие вокалисты Санкт-Петербурга.
В этот вечер Светлана Безродная стала не только главой Державного общества поддержки российской культуры, но и кавалером ордена Петра Великого первой степени, который был ей вручен Академией проблем безопасности, обороны и правопорядка.
Каково же было удивление руководителя Державного оркестра Константиновского дворца и кавалерственной дамы Светланы Безродной, когда, вернувшись в Москву, она узнала, что возглавляемый ею Российский государственный академический камерный "Вивальди-оркестр" без всякого предуведомления из государственного превратился в муниципальный (см. "Из центра - на периферию" на стр. 2 этого номера).
Парадоксы жизни? Или просто одна рука не ведает, что творит другая?