Юбилейные дни Владимира Спивакова
Тройной юбилей отмечает нынче выдающийся русский музыкант: 60-летие со дня рождения, 25-летие камерного оркестра "Виртуозы Москвы"
- своего любимого детища
- и 10-летие Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, снискавшего большое признание в России и за рубежом.
К юбилею знаменитого скрипача, дирижера, общественного деятеля и мецената музыкальный обозреватель "Родной газеты" Тамара Грум-Гржимайло подготовила книгу "Спиваков на грани веков. События, размышления и диалоги". Фрагмент заключительной главы издательство "Агар" и автор эксклюзивно предоставили "Родной газете".
...Он едва достиг 33-х... И не было еще ни "Виртуозов Москвы", ни первых опытов симфонического дирижирования, ни знаменитого Международного музыкального фестиваля во французском Кольмаре, ни благотворительного фонда Владимира Спивакова... Но уже был редкий успех сольного концертирования в самых престижных залах мира, артистическая слава вдохновенного музыканта, о чем в особых тонах писала зарубежная пресса: "Искусство Владимира Спивакова передает послание братства... Немногие скрипачи несут на кончике своего смычка столько сияния, блеска, солнца" ("Ле Фигаро").
"Ты - на Олимпе", - говорил Спивакову Леонард Бернстайн после первого их совместного концерта в Зальцбурге. И, как мы помним, подарил скрипачу свою дирижерскую палочку, словно пророча будущее музыканта-универсала. А Владимир действительно был на Олимпе, получая приглашения от самых именитых дирижеров мира - будь то Евгений Мравинский или Евгений Светланов, Лорин Маазель, Клаудио Аббадо или сэр Георг Шолти. Для советского скрипача в годы "холодной войны" (70-е - начало 80-х) это был редкий успех.
Но самую неожиданную и громкую славу стойкого бойца в этой "холодной войне" принес Спивакову случай, который произошел в 1977 году на его сольном концерте в нью-йоркском Карнеги-холле. Скрипачу пришлось "принять на себя" пластиковую бомбу с красной краской, брошенную в него хулиганом-террористом, когда Владимир играл "Чакону" Баха. Весь эффект заключался в том, что тысячеголосый зал ахнул от ужаса, а Спиваков, облитый краской, прервавшись лишь на мгновение от удара в солнечное сплетение, продолжал играть "Чакону" - и доиграл до самого конца! Весь зал встал, чтобы выразить скрипачу свой восторг и восхищение. И все радиостанции мира разнесли весть о необыкновенной стойкости и мужестве советского артиста. А высокопоставленный политик США Генри Киссинджер передал через СМИ извинения советскому скрипачу Владимиру Спивакову. Этот судьбоносный эпизод надолго приковал внимание к артисту-атлету, способному музыкой ответить на физическое насилие. В сущности, он явил миру яркий, своевольный характер музыканта и человека, который в свои шестьдесят не только не сдал прежних позиций, но умножил многократно.
В канун своего "юбилейного", 2004 года Владимир Спиваков стал первым президентом Московского международного дома музыки - крупнейшего концертного комплекса России, который успешно разворачивает свою неординарную филармоническую деятельность. А в биографии Спивакова-дирижера открылась новая блестящая страница: он стал создателем, художественным руководителем и главным дирижером Национального филармонического оркестра России, которому была предоставлена честь открыть первый сезон в Московском международном доме музыки. И вот уже дважды прошел в столице России новый международный музыкальный фестиваль "Владимир Спиваков приглашает..." с участием звезд классического исполнительского искусства первой величины...
Спиваков - на новых переломах судьбы. Спиваков - на грани веков. "Я был в движении, - говорит он о себе. - Никакого восхищения собой нет, никакой конечной точки не назову". Наверное, права Сати Спивакова, говоря о супруге: "Володя - как ураган! Это вечно мятущаяся, ищущая душа"... А сам он признается в своей idee fixe: "Для меня важно объединить общество, гармонизовать его..."