"Ассамблея на Цветном" изумляет и восхищает
Московский цирк Никулина отметил свой 125-летний юбилей. К этой дате здесь поставлена программа "Ассамблея на Цветном" - почти два десятка номеров самых разных жанров, демонстрирующих лучшие достижения отечественного цирка.
После небольшого пролога, во время которого на манеж под музыку, напоминающую классику, в костюмах XVIII века выходят все участники представления, чудеса ловкости и гибкости демонстрирует обладатель множества наград и премий эквилибрист Андрей Катков. Его выступление срывает бурные аплодисменты. Вслед за этим внимание зрителей переключается на знаменитую дрессировщицу собак Асият Шюнхайт. В "Ассамблее" она представляет уникальный номер, в котором участвуют четыре пуделя и бобтейла. И чего только питомцы Асият не вытворяют: сидят на задних лапах на голове у актрисы; катаются, усевшись друг на друга; прыгают через барьер, который образуют две стоящие на задних лапах собачки! Публика еще продолжает смеяться, когда в зале гаснет свет и начинает звучать знаменитая тема из балета Прокофьева "Ромео и Джульетта". Через несколько мгновений мы видим романтичную пару виртуозов-акробатов: он - в черном костюме, она - в белом. Этот номер, который так и называется "Ромео и Джульетта", был подготовлен для международного циркового фестиваля в Париже, где поразил жюри сложнейшими трюками и необычным образным решением. А недавно он получил "золото" на международном конкурсе в Китае.
Каждый из артистов, выступающих в этот вечер на манеже, - непревзойденный мастер своего жанра, настоящая цирковая элита. Это и единственный в России дрессировщик попугаев Вениамин Игумнов, чьи питомцы исполняют уникальные, не имеющие аналогов трюки: играют в баскетбол, катаются на велосипедах и самокатах. И крутящиеся на металлической стреле-"ракете" эквилибристы Наталья и Антон Папазовы. И, конечно же, знаменитый дрессировщик Сарват Бегбуди. Семь белых и семь черных лошадей с пушистыми хвостами и гривами, которых он выводит на манеж, то несутся галопом, то разбиваются на группы по три-четыре, а под конец выступления строятся парами и начинают кружиться в вальсе. Общепризнанно, что этот номер в жанре "свободных лошадей" - один из лучших в мире.
Справедливости ради заметим все же, что программа не лишена некоторых недостатков. Во-первых, неровное музыкальное оформление. Цитаты из Прокофьева, Рахманинова, интересные стилизации под классику то и дело перемежаются с однообразными попсовыми ритмами, которые, может быть, и соответствуют динамике того или иного номера, но выпадают из общей стилистики. Есть определенные проблемы с режиссурой. Руководитель цирка Максим Никулин заявляет: "Как и все последние годы, в новом представлении мы объединили номера неким логически выстроенным сюжетом. Наша "Ассамблея" костюмно и декоративно стилизована под дворцовый бал. Цирковые артисты здесь не комедианты, которых пригласили из милости, а полноправные участники, гости и герои". Но подозреваю, мало кто из зрителей догадался, что присутствовал не просто на цирковом шоу, а на придворном бале - лейтмотив не читается; спектаклем, а не обычным дивертисментом, программу можно назвать только с определенной натяжкой. Что, впрочем, совершенно не мешает наслаждаться изумительным мастерством артистов и смеяться над клоунскими гэгами. Все-таки цирк - не театр, и, наверное, не следует ожидать от этого вида искусства чего-то большего, чем то, чему оно предназначено изначально.А именно - восхищать, изумлять, вселять надежду и радость.