Главная >> 5 >> 18 >> 4

Да будет цирк !

135 лет назад, в 1870 году, в Туле был основан первый цирк: 16 марта саксонский подданный Эрнест Порейль обратился в губернское правление с прошением о разрешении "устроить на Киевской улице деревянный под шатром балаган для выставки восковых фигур и прочего". И получил дозволение от властей. Все выше, и выше, и выше Затем деревянный шатер переместился в район сегодняшней улицы Советской, Этот прокатный цирк принадлежал Ивану Поддубному: в то время в основном ходили посмотреть на французскую борьбу, "гвоздем" программы были сам Поддубный и его друг Иван Заикин. В начале XX века здание дважды горело: поджигали конкуренты. Был забавный случай, когда из Москвы приехала комиссия посмотреть, в каком состоянии руины, и один из клерков отправил в Главное управление цирков телеграмму: "Цирк сгорел. Все в порядке. С приветом - Имберидзе". Но - не было бы счастья, да несчастье помогло: Правительство СССР решило строить в Туле стационарный цирк, и он был открыт в сентябре 1963 года. Классическое по форме здание: высокий купол, круглое фойе, манеж диаметром тринадцать метров. Стройку вел Дмитрий Иосифович Калмыков, он же открывал цирк, который затем возглавил его сын, Александр Дмитриевич. Сейчас Калмыков-младший является заместителем генерального директора компании Мосгосцирк М. М. Запашного. Взгляд с вершины династии Так сложилось, что накануне юбилея нашего цирка в Тулу приехал сам М. М. Запашный. Эта династия тесно связана с городом оружейников - еще дед Мстислава Михайловича боролся у Поддубного, выступая под псевдонимом Орленок. Поэтому, наверное, о Туле М.М. Запашный говорит с особенным удовольствием: "Тульский цирк стал своего рода форпостом: здесь всегда готовились спектакли, которые затем показывались в Москве и за рубежом. У цирковых есть примета: если тульскому зрителю программа понравилась, значит, она сделана на должном уровне. Именно в Туле получили свое рождение такие мощные аттракционы, как "Цирк на льду" Сергея Рыжова, что живет и по сей день, "Цирк на воде" Арнольда, "Масленица" Бондарева. Здесь работали Волжанские, Филатовы, Довейко - победители цирковых фестивалей в Монте-Карло, их имена известны всему миру. И сейчас в . Туле показывают очень сильное представление, основной номер которого - белые тигры Ольги Денисовой. А зимой мы с моим первым заместителем Александром Дмитриевичем Калмыковом выпустили здесь программу "Лунное шоу" , она работает сейчас в Китае, и - судя по отзывам - с огромным успехом. Хотелось бы сказать огромное спасибо коллективу Тульского цирка, его директору, Дмитрию Васильевичу Чвырову, который свято - я не побоюсь быть высокопарным - чтит традиции, заложенные его предшественниками. Работа в цирке, как и во всех других учреждениях культуры, - подвижнический труд, зарплата никогда не бывает высокой, а рабочий день - нормированным, но Тульский цирк продолжает оставаться одним из лучших в стране". Всегда тринадцать А в цирке жизнь идет своим чередом: представления, новые программы, приезд артистов, отъезд, новые встречи. В разговоре о цирковых буднях его хозяин, Д. В. Чвыров, прежде всего называет имена тех, кто работал здесь, - словно перебирает драгоценности. "Каждый раз, когда к нам приезжают Корниловы со слонами, - это событие. Или преемник Ирины Бугримовой Борис Бирюков работал с львами - какая программа была! Сегодня он - директор Воронежского цирка. Сейчас не самые легкие времена, но те, кто влюблен в цирк, артисты или зрители, не меняются, мы ведем отсчет времени по успехам. Как не вспомнить постановку Тамары Павловны Хижняченко "Табор уходит в небо" , которая покорила Париж! А сейчас Китай рукоплещет нашей "Лунной феерии" - ведь это такое событие! Цирк - удивительное искусство, недаром кто-то назвал его притягательным и манящим, как зеленая ветка за окном. В оперетте "Мистер Икс" о цирке говорят так: "Это - особая страна, где все - игра, но все играют по правилам". В тульской "цирковой стране" в год сменяются четыре-пять программ, в активный период здесь работают до трехсот человек, в пассивный, летний, - около ста. И что интересно, есть династии не только у актеров, но и у зрителей. Те, кого когда-то приводили в цирк папа с мамой, сейчас ведут сюда своих детей: вечное искусство обладает вечной магией".