Главная >> 5 >> 18 >> 3

Чтобы радостно жить

В предновогодние дни меня пригласили на школьный концерт. Признаюсь, пошел неохотно: что уж шибко интересного может быть в самодеятельности детей и учителей...


Но то, что я увидел и услышал, перевернуло мои представления о возможностях детей и педагогов, о влиянии музыки и искусства на воспитание и образование школьников. Здесь было много интересного и необычного.


Главное, что я увидел на сцене и в зале, - счастливые лица детей, детей необычных, на которых без слез смотреть нельзя, ведь многие из них - инвалиды, а концерт проходил в казанской коррекционной школе N142 для детей с умственным и физическим отставанием в развитии.


Это был творческий отчет - юбилей коллектива "Родничок", забивший десять лет назад, в 1993 году. В "Родничке" ребята с увлечением танцуют и поют, разыгрывают сценки из школьной и домашней жизни, проводят театральные фестивали и даже - фестивали сказок.


Всем этим ребячьим коллективом руководит музыкальный педагог, искренне любящий детей и преданный им, - неутомимая, молодая и симпатичная Ольга Алексеева. После концерта она обстоятельно и со вкусом рассказала мне о своих питомцах:


- Дети у нас - необычные, гиперактивные, сложные, порой агрессивные: "вспыхивают" как спички. У многих нарушены речь, двигательная моторика. В основном эти дети - из неблагополучных семей, где пьют родители. В какой-то мере - это и расплата за нарушение экологии, за химизацию и урбанизацию всего и вся.


Наша школа призвана корректировать, "сглаживать" многие дефекты развития таких детей, а мы с коллегами еще и "лечим", воспитываем их с помощью... музыки. Уроки музыки и занятия ансамбля (учитывая специфику школы) стараемся строить в форме игры - так проще и доходчивее: дети сами становятся активными участниками процесса обучения.


Вот вы видели, как уверенно, без нот играл на фортепьяно Айрат - наша "звездочка". Ведь, правда, здорово играет? Занимается он у нас уже три года, но недавно я случайно заметила, что он сам подбирает мелодию, причем интонационно чисто, и посоветовала ему подготовиться и выступить на сцене. Так что не зря прошли для него наши уроки музыки. Они как бы исподволь развили его природные задатки, и его "прорвало", он заиграл.


Или вот еще одна наша "звездочка" - Маша. Девочка с очень сложным характером. Но в то же время она творческая, по-своему одаренная девочка - сама придумывает танцы, помогает нам, педагогам.


С ансамблем девочек (а с ними работать сложнее) мне помогает Юлия Игоревна Акиншина. Вместе с ней мы поставили новый танец - с зонтиками. Недавно выучили, и вся школа запела песни из фильма "Мэри Поппинс". Поем и песню "Я пушистый маленький котенок", и татарские частушки "Уфа-Челебэ", и "Кострому" фольклорного ансамбля старушек "Коляда" (тут наши девочки в самодельных нарядах поют и весело приплясывают).


Мы тщательно подбираем репертуар и считаем, что песни должны обязательно нести добро, мечту, романтику, радость, наконец.


- Наверное, в свой ансамбль вы берете только лучших? - спрашиваю я Ольгу Михайловну.


- Нет, что вы, в наш ансамбль мы берем всех! Даже неспособных и трудных, ведь наша задача - не столько выступления и концерты, сколько помочь детям правильно физически и психически развиваться, социально адаптироваться, стать в дальнейшем полноценными людьми. Кроме школы, мы выступаем на районных и городских конкурсах "Салават купере", на республиканском конкурсе для детей-инвалидов.


Но конкурсы проходят редко, а нам, нашим детям из "Родничка", хочется выступать чаще, ведь каждое выступление это и экзамен, и опыт, а для детей - самоутверждение, чего так не хватает нашим питомцам, ведь им хочется быть такими как все.


Работаем мы постоянно, репетируем регулярно, но о нас, к сожалению, вспоминают редко - только в дни инвалидов. Вон, посмотрите, техника наша вся старенькая, допотопная: магнитофоны и проигрыватели принесли из дома. Много ли на них поработаешь?


От себя добавлю, что не только технику, зачастую и призы для конкурсов и игр педагоги покупают "на свои". А когда хороших песен не хватает, то Ольга Михайловна пишет их... сама. Среди ее песен, что поют ученики школы, есть песни об учителе, о первокласснике, о Новом годе, о Первом сентября и другие.


Я покидал гостеприимную школу с чувством удовлетворения, что есть такие учителя, как Ольга Алексеева, которые дарят Богом обиженным ребятам радость детства и помогают им найти свою дорогу в нашей непростой жизни.


Долго еще перед моими глазами были лица ребят, а в памяти звучали строки их общешкольной песни:


"Мы на свет родились,


чтобы радостно жить,


чтоб улыбки друг другу


и песни дарить..."