Главная >> 5 >> 18 >> 3

КОГДА НАПОЛНИТСЯ УЛИЦА СМЕХОМ?!

Республиканский Дом народного творчества проводит большую работу по пропаганде жанров народного фольклорного искусства. Это отрадно. Однако эту деятельность можно расширить, оживив почему-то забытый жанр, когда-то очень привлекательный, интересный для народа. Речь идет о фольклорном театре. Его еще называют уличным театром.


Такой театр - очень мозаичное, театрализованное представление, где изначальная заданность действия может органически обогащаться клокочущей импровизацией. Ведь были в Дагестане уличные театры!


Во всем мире резко возрос интерес к этому театральному жанру. Регулярно проводятся фестивали различных театров. Двадцать лет назад французы увидели, что посещаемость театров ежегодно уменьшается, и представили, что может быть через несколько десятков лет. Тогда пригласили из Марселя Мишеля Креспьена и поручили создать нечто, что исправило бы положение. Он предложил программу "Театры вне стен". С тех пор во Франции ежегодно проводятся от шестисот до семисот фестивалей уличных театров. И во многих странах Европы такие театры получают дотации и поддержку от правительств.


По реанимации уличного театра определенная работа проводится и в России. Например, в рамках Чеховского международного театрального фестиваля в Москве Кирилл Лавров и Валерий Шадрин провели большую программу уличных театров. Конечно, то, что делают уличные театры, - это эпатаж. Зато зрелище - магически притягательное.


Кому-то может показаться, что осуществить уличный театр очень легко. На самом деле наоборот. Сложность организации уличного театра заключается в том, что спектакль есть переосмысление улицы, что он должен идти вне расписания, но активно, эмоционально, насыщенно. В этом чудесном зрелище уникально то, что актеры интуитивно, моментально обращаются к прохожим - останавливают их, непроизвольно вовлекают в театральное действо. А мы же привыкли жить по режиму, у нас менталитет до сих пор распределительный. Ведь фестиваль - это всегда неожиданность, нарушение привычного ритма жизни. Дело государства - отвечать за реализацию талантов. Поэтому оно обязано неустанно искать их и целенаправленно развивать. Фольклорный фестиваль будет неполноценным в жанровом отношении, если на нем не будет уличных театров. Фольклор можно познавать не как музейную ценность, а как вид народного творчества только в синтезе с современным искусством.


Уличный театр - это разумно организованная клоунада: тематически проблемно и идейно выверенная, сюжетно окультуренная. Уличный театр является одним из ярких жанров коллективной фольклорной деятельности. Это богатый кладезь народной фантазии и мудрости, и мы не должны забывать об этом. Возрождение жанра уличного театра, несомненно, станет яркой демонстрацией народного эстетического духа, его неиссякаемой творческой энергии в поисках новых жанров.


***


фото: