ВЫСТАВКА "РRО-ТЕАТР" В НОВОМ МАНЕЖЕ ПРОДЛИТСЯ ДО 28 ФЕВРАЛЯ
Вот уже не в первый раз именно в Новом Манеже попадаю на выставку, которая оставляет странное ощущение осколков красивых вещей и идей. Тот случай, когда можно тихо, потешив свое любопытство, промолчать. Но гул идет по театральной Москве, охи-ахи - мол, как это мило, как стильно и нечто про "концепцию"...
Выставка "Рrо-театр", приуроченная к 10-летию театрального фестиваля "Золотая маска", действительно интересно придумана художником Александром Боровским, построившим из стандартных фанерных листов нечто вроде лабиринта театрального мироздания. От стола с заготовками для изготовления балетных туфелек, через отсек с огромными рекламно-глянцевыми портретами Майи Плисецкой, Нины Ананиашвили, Михаила Барышникова и иных небожителей, удостоенных обложки журнала "Вог", переходишь в костюмерную, гримерную, кукольный и бутафорский цеха, осматриваешь шумовые машины.
Подсев к компьютеру, можешь нажатием "мышки" послушать, что бы мечтали поставить в миниатюрном Лилиаканском театре Евгений Гришковец, Петр Фоменко, Михаил Левитин, Нина Чусова и Александр Бакши. Режиссеры наши оказались кровожадны. Так, Александр Бакши сделал бы спектакль по знаменитому монологу из "Чайки" про людей, зверей, львов и куропаток. В момент его произнесения Треплевым (а не Ниной, как у Чехова) на сцену должны толпами, тесня и давя друг друга, устремиться из-за кулис куры, утки и прочее зверье. Пока Треплев не застрелится. А Петр Фоменко, основываясь на пушкинских "Сценах из Фауста", с удовольствием бы устроил всемирный потоп.
Завершается выставка огромным групповым портретом - на фотографии мхатовцев первого призыва лица заменены врезанными физиономиями Александра Калягина и Галины Волчек, Олега Табакова и Инны Чуриковой, Марка Захарова и Аллы Демидовой.
Путешествие в мир театра вроде бы состоялась. Но замысел то и дело себя же отвергает. Фотографии из журнала "Вог", конечно же, хороши, но куда уместнее смотрелись бы на фотовыставках. Три костюма по эскизам Михаила Шемякина к "Щелкунчику" в Мариинке естественным образом разместились рядом с его же макетом к этому спектаклю. Хотя по логике создателей выставки они должны быть в начале экспозиции - в "костюмерной", где выставлены костюмы Юбера Живанши для "Жизели" в Большом и Игоря Чапурина - к "Горю от ума" Олега Меньшикова.
Хороших, важных, уникальных вещей на выставке немного. И огромное пространство Нового Манежа, несмотря на фанерный лабиринт, еще больше подчеркивает их разность - стилевую, фактурную. Количества настоящего искусства на эти квадратные метры явно не хватает.
И все же, вольно или невольно, эта выставка отражает черты современного театра. Но... совсем не лучшие. В ней дух современных антрепризных спектаклей. Есть идея, есть несколько известных и инициативных актеров, пара стильных перчаток и йеер - разве не достаточно, чтобы сделать искусство по-быстрому?