Не так уж давно закончил свою работу XI Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль, а подготовка к очередному - XII - уже началась. 9 апреля в Государственном комитете по культуре Псковской области состоялась рабочая встреча, на которой были подведены итоги этого масштабного мероприятия, а также определены перспективы его развития. Для участия в обсуждении этих и других вопросов наш город посетил лауреат Государственной премии, народный артист России, художественный руководитель Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге Владимир Рецептер. О перспективах развития Пушкинского фестиваля и не только об этом мы, пользуясь случаем, решили его расспросить.
- Владимир Эммануилович, прежде всего, несколько слов об итогах прошедшего фестиваля и участии Пушкинского центра в его подготовке.
- Все 12 лет своего существования наш центр составляет афишу фестиваля. Для этого мы отсматриваем постановки, присланный к нам видеоматериал, читаем рецензии на спектакли, спрашиваем знатоков... Прежде чем сделать выбор, советуемся с критиками. Затем обсуждаем афишу с псковичами, т.е. с
Комитетом по культуре, Министерством культуры и Союзом театральных деятелей. Сегодня в ходе встречи нами была представлена предварительная программа XII Пушкинского фестиваля. Что же касается итогов... Каждый фестиваль по-своему меняет общую картину; надеюсь так будет и дальше. Одно из свидетельств - постановки театрами пушкинских произведений специально для Псковского фестиваля.
- Подготовка Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля - это основное, но, насколько я знаю, далеко не единственное направление деятельности возглавляемого Вами центра?
- Пропаганду творчества Пушкина мы осуществляем всеми возможными способами. Работа ведется по четырем направлениям. Первое я уже назвал - фестивальное. Второе - собственно театральное. Наша программа так и называется: "Театральное собрание сочинений Пушкина". Центр поставил перед собой задачу максимально расширить границы пушкинского репертуара, ставя вещи, которые, казалось бы, и "не просились" на сцену, например, "Песни западных славян" или малоизвестная "Марья Шонинг".
Кроме этого, центр занимается издательской деятельностью. Увидели свет уникальные книги из серии "Пушкинская премьера". Вышла на двух языках книга "Притяжение "Скупого рыцаря" с прекрасными рисунками Бориса Заборова и факсимильным оттиском пушкинской рукописи, готовится "Трагедия Моцарта и Сальери", оформленная знаменитым Юрием Купером, имеет успех подготовленный в сотрудничестве с группой молодых ученых
Пушкинского дома трехтомник "Пушкин в прижизненной критике". Не говорю уже о книге "Играем Пушкина", где подводится итог восьми Пушкинских фестивалей с рецензиями известных российских и зарубежных пушкинистов, материалами творческих лабораторий, афишами фестивалей. Сегодня мы продолжаем сбор материала для следующего тома.
И, наконец, последнее четвертое направление. Центром заключен договор с Санкт-Петербургской
Академией театрального искусства о наборе актерского курса с углубленным изучением творчества Пушкина. Хочу отметить, что возникновение, так называемого, "пушкинского" курса, беспрецедентный факт в истории российского театрального образования. Вот уже третий год руководство этим курсом - моя каждодневная забота.
- Очевидно, у Пушкинского фестиваля существуют и проблемы?
- Прежде всего, хочу сказать, что за одиннадцать лет совместной работы Псков и псковичи стали для меня и коллектива Пушкинского центра родными. Вместе мы пришли к выводу о безграничности творческих возможностей Пушкинского фестиваля. А вот его материально-техническая база, безусловно, требует кардинального улучшения. Основная проблема - сцена Псковского драмтеатра. Театральное действо, особенно музыкальное, подразумевает просторную, оформленную декорациями сцену, на которой есть место для хора и оркестра. Только в этом случае можно говорить о настоящем зрелище. Скромные технические возможности псковской сцены не позволяют расширить, прежде всего, музыкальные рамки фестиваля. Об этом говорил на нашей лаборатории гениальный дирижер Евгений Колобов, завещая нам решить эту проблему... Многие театры вынуждены отказываться от участия в нем только потому, что декорации спектакля не помещаются. Олег Ефремов пошел на явный компромисс, привезя мхатовского "Бориса Годунова" с половиной декораций. Мне пришлось искать аргументы в разговоре с Кириллом Лавровым. В результате БДТ был в Пскове и оказался представлен на XI фестивале. Сцены из спектакля шли без костюмов и декораций. Это тоже был компромисс, но безусловно оправданный творческим результатом и успехом у псковичей.
- Каким Вы видите будущее Пушкинского фестиваля? Не считаете ли Вы нужным ввести премии фестиваля?
- То, что это будущее есть, сегодня не вызывает сомнений. Мы, да я уверен, что и псковичи, сделаем для этого все возможное. Знаю, что план переустройства малой сцены у Псковского драмтеатра уже есть. Количество заявок на участие в Пушкинском фестивале растет. Псковичи чрезвычайно радушны к своим гостям. Все участники увозят с собой в память о фестивале сувениры - прекрасные керамические и кованые изделия местных мастеров. По-моему, важно "не замутить воду" любой корыстью... Заметьте, здесь нет ни победителей, ни денежных премий. Это оберегает Пушкинский фестиваль от ненужных интриг.Потенциальные участники стремятся показать свою работу, почувствовать пушкинскую ауру, пообщаться и, что немаловажно, выслушать честное мнение о своем спектакле. Оно бывает самым разным...
- Существует мнение, что фестиваль не должен ограничиваться спектаклями по пушкинской тематике. Как Вы относитесь к расширению его афиши за счет талантливых постановок других авторов?
- Просто талантливый спектакль - это не критерий для такого фестиваля. Речь может идти лишь о некотором расширении рамок фестиваля в сторону постановки "родственных", известных самому Александру Сергеевичу произведений. По мне, уместно появление в фестивальной афише таких имен, как Николай Васильевич Гоголь. Хотя бы потому, что идеи "Мертвых душ" и "Ревизора" были переданы ему лично Пушкиным. Или Николай Михайлович Карамзин - старший товарищ великого поэта. "История государства Российского" была настольной книгой Пушкина.
Свое мнение было у Александра Сергеевича и о грибоедовском "Горе от ума"... Скажу больше. Такое "расширение" мы планируем внедрить уже на следующем - XII Всероссийском Пушкинском театральном фестивале в порядке эксперимента. И посмотрим, как это будет воспринято...
- Как, по-вашему, удалось ли творческой лаборатории, работающей все эти годы в рамках фестиваля, сократить "очаровательную бездну между теоретиками и практиками"?
- Это Петр Фоменко сказал одиннадцать лет назад. Уверяю вас, сегодня о бездне речь уже не идет. Между теоретиками и практиками существует естественное пространство и... наведенные мосты. Дело в том, что у каждого свои задачи. Главное, теперь деятели театра прекрасно понимают, что они существуют не сами по себе, а в атмосфере точного научного знания о Пушкине.Но театр - это живое творческое развивающееся явление, которое не всегда укладывается в рамки строгой науки. Герой пушкинского "Романа в письмах" говорит об изумительной и редкой черте своей избранницы: "Она слушает и понимает". Так вот, сейчас теоретики и практики также научились слушать и понимать друг друга. А это, поверьте, немало.
- Что сегодня, помимо всего перечисленного, занимает лично Вас? Над чем Вы работаете?
- Работаю со студентами над "Горем от ума". Редактирую свой "Гастрольный роман (Ностальгия по Японии)", который выйдет в 7 и 8 номерах московского журнала "Знамя". Готовлю к изданию повесть "Эта жизнь неисправима..." для петербургского журнала "Звезда", кажется, тоже 7-й номер. В этом году, надеюсь, выйдет сборник избранного "Сквозь прозу". Сюда вошли мои стихи за четыре десятилетия. Составитель и автор предисловия - Станислав Рассадин. Продолжаю работать над книгой прозы и сборником статей о Пушкине. Все это плюс работа в Пушкинском центре складывается в очень длинный рабочий день. Мне бы часов прибавить... к двадцати четырем еще хотя бы ... часов десять в сутки...
- Все, так или иначе, связано с именем Пушкина. Почему?
- Теперь, когда ему посвящено столько лет жизни, такой вопрос кажется странным. И все же попробую ответить. Пушкин самый умный, самый интересный и самый загадочный для меня человек. Он реформировал русскую прозу, поэзию и мечтал о театральной реформе. Сегодня можно с уверенностью сказать, что идет систематическая работа по осуществлению этой, глобальной для нашей культуры задачи - созданию театра Пушкина, новой русской театральной традиции. Великое стратегическое строительство в этом направлении началось не где-нибудь, а в Пскове и Санкт-Петербурге... И роль Пскова необыкновенно значительна. Мы, в данном случае, собратья и соратники. Работаем на одну высочайшую художественную идею. Век только начался, но кое-что можно предположить уже сейчас... Например, что Россия, христианство и Пушкин будут всегда. А поэтому и в долголетие Пушкинского фестиваля я истово верю.