Главная >> 5 >> 18 >> 3

Театр О бочке и ложке

IV открытый театральный фестиваль-конкурс "Золотой Конек" завершен. Слоны, то есть кони, розданы. Гости разъехались. Самое время подвести итоги.


Прежде чем назвать тех, кто победил, скажем, кто не проиграл - по формулировке председателя областного комитета по культуре Евгения Негинского. Не проиграли тюменские зрители, которые в течение двух недель имели возможность познакомиться с двумя десятками театров из городов Урала и Сибири.


Что-то понравилось больше, что-то меньше. Но решать предстояло жюри. И оно решило, присудив премии


среди драматических театров:


"За лучший спектакль" - спектаклю "Кавказский меловой круг", поставленному режиссером Линасом Мариюсом Зайкаускасом в Республиканском академическом театре драмы Республики Башкартостан;


"За оригинальность и мастерство режиссуры" - Виктору Рыжакову за постановку спектакля "Сорок первый" в Магнитогорском драматическом театре им.А.С.Пушкина;


"За лучшую женскую роль" - Олесе Казанцевой за исполнение роли Джо в спектакле "Вкус меда" в Томском областном театре драмы;


"За лучшую мужскую роль" - Ивану Косичкину за исполнение роли Его в спектакле "Скамейка" Сургутского музыкально- драматического театра;


"За лучшую женскую роль второго плана" - Ирине Нахаевой за роль Ольги в спектакле "Моя Марусечка" Новосибирского академического молодежного театра "Глобус";


"За лучшую мужскую роль второго плана" - Сергею Басову за роль Ефрейтора в спектакле "Кавказский меловой круг" Республиканского академического театра драмы Республики Башкартостан;


"За лучшую сценографию" - Алексею Паненкову (спектакль "Ревизор" Тюменского государственного театра драмы и комедии);


"За яркое музыкальное решение спектакля" - Юрию Макарову (спектакль "Черный волк" Тюменского детского молодежного театра "Ангажемент" им.В.С.Загоруйко);


"За ансамбль" - спектаклю "Моя Марусечка" Новосибирского академического молодежного театра "Глобус" в постановке заслуженной артистки Марины Брусникиной;


специальный приз жюри "За гуманизм, красоту и искренность" - спектаклю "Захотевшие ребенка" Государственного театра юмора и сатиры Республики Саха (Якутия) в постановке Валентины Якимец.


среди театров кукол:


"Премию папы Карло" - Михаилу Яремчуку за создание спектакля "Подарок для папы" в Челябинском государственном областном театре кукол;


"Лучший спектакль" - спектаклю "Король-Олень", поставленному режиссером Алексеем Лелявским в Тюменском государственном театре кукол и масок;


"Лучшая женская роль" - Анне Жариковой за роль Цыпленка в спектакле "Подарок для папы" Челябинского государственного областного театра кукол;


"Лучшая мужская роль" - Андрею Дрыгину за роль Волка в спектакле "Подарок для папы" Челябинского государственного областного театра кукол;


"Лучший художник" - Андрею Мелентьеву (спектакль The Hamlet Муниципального театра кукол города Екатеринбурга);


специальный приз жюри "За режиссерскую дерзость" - Александру Бороку (спектакль The Hamlet Муниципального театра кукол города Екатеринбурга).


Было еще два специальных приза. Оба остались в Тюмени. Приз "Надежда" получил Дмитрий Ефимов за роль Хлестакова в спектакле "Ревизор" Тюменского государственного театра драмы и комедии. Судьбу приза "За честь и достоинство", которым обычно ведает оргкомитет фестиваля, в этом году решало жюри. Почему? Председатель жюри Ирина Мягкова объяснила: "Чтобы восстановить справедливость". Чтобы сапожник не ходил без сапог. Чтобы тяжкий труд председателя оргкомитета, инициатора и главного организатора фестиваля, был наконец должным образом вознагражден. Так что директор тюменского драмтеатра заслуженный работник культуры России Владимир Коревицкий тоже получил своего "Конька"...


Приз зрительских симпатий достался Татьяне Григорьевой за роль Груше в спектакле "Кавказский меловой круг" по одноименной пьесе Бертольда Брехта.


Жюри посчитало этот спектакль лучшим, с чем в зале согласились далеко не все. Но Ирина Мягкова уверила, что решение было принято единогласно. Потому что "этот круг оказался не замкнутым, не заколдованным, не порочным. Это был круг, открытый всем влияниям, всем культурам. В Башкортостане в русском театре постановочная группа из Польши и Литвы сделала спектакль по немецкой пьесе..." события которой, добавим, происходят в Грузии. "Кроме того, это был очень синтетический спектакль. Там отлично взаимодействовали и музыка, и пластика, и изобразительное решение, и игра актеров".


Члены жюри старались обосновать свой выбор в каждой номинации. Порой обоснования звучали весьма парадоксально. Отдавая приз "За лучшую сценографию" нашему Алексею Паненкову, Ирина Уварова призналась: "Мы любим этого художника за смещение масштабов и за полное отсутствие знания о том, что такое середина. Кроме того, его спектакли для меня всегда очень поучительны". На этот раз, посмотрев тюменского "Ревизора", Ирина Павловна узнала, что египтяне носили резиновые сапоги...


Ольга Галахова сравнила лучшего драматического режиссера Виктора Рыжакова с попугаем, который не нуждается в специальном обучении... В общем, профессора, доктора и кандидаты искусствоведения развлекали публику, как могли.


А главный редактор журнала "Театр" Валерий Семеновский, которому тоже выпало вручить несколько призов, хотя он и не принимал участия в работе жюри, отвесил комплимент хозяевам: "Если бы существовала номинация "За самую театральную, веселую и человечную церемонию закрытия", то я бы отдал бы приз этому фестивалю..."


Но пора перейти от красного словца к суровой правде.


А правда в том, что российский театр переживает ныне не самые светлые времена. В том, что фестивалю, дабы оправдать свое существование, надо измениться. И еще в том, что не всякое знакомство с театром зрителю на пользу, даже если сам он рукоплещет и ликует.


Ольга Галахова:


- Я благодарна этому фестивалю за то, что он показал мне реальный срез театра. Иногда я как театральный критик была поставлена в тупик, не зная, как анализировать тот или иной спектакль. Бывало: вокруг ревет зал, а тебе кажется, что ты увидел что-то ужасное. Театр теряет свою этическую и эстетическую привилегированность... Я не представляла, что он может так низко пасть.


Ирина Мягкова:


- В Москве очень много театров, и эти театры сейчас отчаянно борются за зрителя. Только четыре-пять из них делают это, сохраняя высокий художественный уровень. Остальные угождают публике. То есть создают коммерческие спектакли.


Бывают хорошие, качественные коммерческие спектакли. Но качество в театре все равно предполагает художественность - игры, оформления, режиссерской фантазии. А в Москве сейчас идет беспредельный чес. Не стало плохих и хороших театров - в одном и том же театре есть плохие и хорошие спектакли. Вернее, рядом с тысячью плохих спектаклей может оказаться один хороший. Это катастрофическая ситуация.


Провинциальные театры мне всегда нравились больше. Потому что они еще не пришли к такой оголтелой жажде денег. Но этот фестиваль показал, что в провинции сейчас тоже коммерческий театр, только гораздо более низкого уровня.


Зрителям он может нравиться. Но это очень опасный путь. В провинции зрителю часто не с чем сравнивать. И если его приучить к такого рода спектаклям, он будет думать, что это и есть театр.


Потому-то, считает Ирина Григорьевна, "Золотому Коньку" следует отказаться от открытости.


- Принцип кучи редко бывает конструктивным. Иногда в куче можно найти жемчужное зерно. Но остальное... Театры, которые привезли плохие спектакли, были уверены, что это спектакли хорошие. Пусть лучше кто-то заранее скажет им, что они ошибаются. Необходим отбор.


Владимир Коревицкий согласен:


- Мы взяли на вооружение лозунг "Все флаги в гости к нам", искренне полагая, что в период отсутствия гастрольной политики в нашей стране для многих, если не сказать для всех театров, фестиваль - это единственная отдушина, возможность показать свои творческие работы.


Мы искренне полагали: пусть театры привозят то, что хотят. Пусть их руководители смотрят другие спектакли - три человека от каждого театра могут оставаться в Тюмени в течение всего фестиваля за счет оргкомитета. Пусть сравнивают и делают выводы.


Повторные слабые работы натолкнули нас на мысль, что люди не всегда критично оценивают предыдущие недостатки. Поэтому и возникло желание что-то внутри фестиваля изменить.


Нам предстоит подумать о форме и принципе отбора. Об идеологии фестиваля. На сегодня она у нас отсутствует...


Нам предлагали отказаться от проведения конкурса, сделать фестиваль просто театральным праздником. Но мы пока не можем создать условия для того, чтобы к нам приезжали продюсеры, которые смотрели бы спектакли и принимали решение предложить тому или иному театру участие в международных театральных фестивалях; в гастролях или каких-то иных формах театральной деятельности.


Правда, один продюсер на фестивале все-таки побывал, очень серьезный человек из Львова, директор международного театрального фестиваля.


- Он посмотрел у нас один спектакль - "Захотевшие ребенка" якутского театра юмора и сатиры - и пригласил его на свой фестиваль в октябре.


Но это единственный случай. Поэтому мы сохраняем конкурсную систему: театры привозят спектакли, жюри называет лучших. И когда победители возвращаются домой, благосклонное начальство, областное или городское, говорит им: "Молодцы". Если же театр не привозит ничего, оно говорят: "А что ж вы ездите без толку туда-сюда, тратите бюджетные деньги?"


К несчастью, победа на прошлом фестивале не спасла театр "Наш дом" из города Озерска, или закрытого Челябинска-40.


- Этот театр финансировал Минатом. Теперь он снимает с себя заботы о социальной сфере, в том числе о театре. У города денег нет. Что будет дальше, неизвестно. Директор театра со слезами на глазах говорил мне: "Все, нас закрывают, театр умирает..."


Нынче Озерску и на фестивале не повезло. Показанный им спектакль "Иоанн Златоуст" Ирина Мягкова назвала ужасным... А вот Тобольск порадовал.


- Есть динамика. Спектакли, которые мы видели прежде, были хуже. А тут вдруг возник достаточно живой спектакль... С допуском, конечно. Но ясно, что театр сдвинулся с мертвой точки...


- Однако в целом фестиваль обнаружил, что в театре, как и в жизни, происходит все большая поляризация: богатые становятся богаче, а бедные беднее, - сетует Ольга Галахова. - Хорошие театры улучшают свою жизнь. Театры, чей уровень был чуть ниже среднего, катятся вниз. А театры, находившиеся на среднем уровне, к ним приближаются.


- Уровень театра зачастую прямо зависит от экономического развития региона, - считает Владимир Коревицкий, - от тех средств, которые вкладывает в него власть, и связанных с этим возможностей и перспектив.


- Возможно, сегодня речь надо вести не о том, кто победил, а об общем состоянии театра. Потому что в скором будущем нас ожидают очень серьезные изменения... Государство переводит учреждения культуры на вольные хлеба, не понимая, что театр - это социальный институт, который помогает власти в диалоге с народом.


Только не надо думать, что все плохо. Фестиваль, к примеру, совсем неплох. И нельзя сказать, что его нынешняя форма совсем себя изжила. Пусть иные работы повергают в дрожь многоопытных критиков...


- Мы увидели три-четыре очень интересных спектакля, - констатирует Ольга Галахова. - Больше ни на одном фестивале и не бывает. Даже на "Золотой Маске".


А с выработкой фестивальной идеологии торопиться не надо. Этот процесс требует времени. Отрадно уже то, что почти на всех спектаклях был полный зал. Это означает, что фестиваль, извините, раскручивается, становится важным событием для города. И что-либо менять сейчас надо очень осторожно...


Рано или поздно отбор станет объективной необходимостью. От этого никуда не деться.


- Фестиваль прошел этап становления, на него едут, - отмечает Юрий Барбой. - А что будет, если в следующий раз Владимир Здзиславович получит 50 заявок?


Ирина Мягкова:


- Конечно, для практиков театра просветительско- педагогический аспект фестиваля важен. Но зритель страдать не должен. Даже если он не понимает, что страдает... Уровень фестиваля снижается, престиж теряется. Ни один театральный продюсер не поедет сюда, фестиваль окажется изолированным.


Приятно, конечно, воображать тюменский фестиваль неким элитарным действом. Но у театра своя специфика. Поэма, картина, симфония могут лежать десятилетия, даже века, дожидаясь признания просвещенных потомков. Театр живет сегодня... Принцип "искусство ради искусства" здесь не срабатывает.


Ольга Галахова:


- Мне кажется, фестиваль существует прежде всего для того, чтобы внутри нашей собственной страны стимулировать интерес к театру. У нас в театр ходит 3% населения. Правда, залы все время полные. Но есть театральные города - и совершенно нетеатральные...


Мне кажется, чрезвычайно важная заслуга этого фестиваля - восстановление хотя бы части театрального пространства. И, потом, кто знает, что будет завтра? Может быть, какой-то артист второго плана, который сегодня участвовал в ужасном спектакле, потом возглавит этот театр и все изменит.


Неизвестно, где возродится Дух...