Главная >> 5 >> 18 >> 3

Радужное безумье

Детский театр?


А что это такое?


В ТЮЗе 7 мая торжественно закрывается V театральный фестиваль "Радуга". В этом году "тусовка" детских театров и вправду получилась международной. Швейцария, Сербия, Германия, Ирландия, Эстония, Австрия, Нидерланды и Россия слились в недельном творческом соревновательном экстазе не на шутку. А какие тут шутки: серьезные люди занимаются серьезным делом - поднимают престиж детского театра! Вот только куда поднимают, обычному зрителю сразу-то и не понять...


Афиша "Радуги" действительно в этом году пестрела от многоцветья флагов, но ближе "к телу" питерского театрала были все-таки родные российские спектакли.


Открылся фестиваль спектаклем Московского ТЮЗа "Алинур". Оказывается, за непонятным восточным названием была спрятана известная сказка Оскара Уайльда "Звездный мальчик". "Пряталка" оказалась столь надежной, что эстетские ссылки театра на самого Всеволода Эми-льевича как автора драматургической версии притчи никоим образом "картины мира" не прояснили. Ни от гения Уайльда, ни от новаторства Мейерхольда в спектакле ничего не осталось. По велению режиссера Аркадия Левина на сцене хаотично метались белочка, явно сбежавшая с детсадовского утренника, синерогий козел, собака в ушанке, еще несколько зверюшек, видовую принадлежность которых определить было затруднительно, и юноша-переросток в плохо подобранном белокуром парике. Сквозь снег, дождь, звездопад, хичкоковские стаи птиц и дикорастущие джунгли, создаваемые проекционным аппаратом, периодически продирались люди, пританцовывавшие что-то под национальную, но явно не английскую музыку. Оживление в зрительном зале было вызвано лишь дважды: дети порадовались яркой проекционной божьей коровке, а взрослые - моменту, когда стало ясно, что фантасмагория закончена. Слез, закономерных для подлинного сюжета о чрезмерной гордыне, жестокости и цене предательства собственной матери, никто из зрителей так и не пролил...


После такой "крутой" претензии москвичей на возрождение творческих традиций в детском театре спектакль "Ю" (режиссер Алексей Крикливый) новосибирского молодежного театра "Глобус" прошел "на ура". Пьеса Ольги Мухиной задала спектаклю атмосферу, да и основная тема была вечной и понятной всякому - любовь. Но от любви в спектакле осталась одна гигантская буква "Ю", вызывавшая художественным исполнением стойкую ассоциацию с фильмом "Лимита". Режиссерская мысль мелькнула лишь однажды. В сцене борьбы "любовного треугольника" за пистолет, после выстрела из которого ложное чувство отступает, драматургия обретает режиссерское соавторство. Увы, ненадолго: слова героини "Ты только живи!" ставят в проявлении индивидуальности постановщика жирную точку, и далее продолжается царствование атмосферности самой пьесы. В этой ситуации утешала лишь свойственная "Глобусу" актерская игра "в полную ногу" и с явным удовольствием...


Екатеринбургский ТЮЗ одарил фестиваль и зрителей очередной для Питера версией гончаровского "Обломова". Только в уральском варианте (драматургия Михаила Угарова) спектакль режиссера Егора Чернышева назывался "Облом-оff". Почему? Мне лично понять не удалось. Учитывая, что по существу спектакль сделан художником Николаем Слободяником, назвать творение стоило бы "Облом-оn", ибо очередная надежда увидеть в театральном "продукте" личность творца-режиссера "обломилась" очень скоро. Оказывается, преобладание "картинки" над содержанием - беда не только питерских театров...


Непорочно-белый рояль - символ искренности и молодости героев, омытый в первом действии звуками "Casta diva", во втором превращался в корабль, терпящий крушение. Парус-пододеяльник и во все стороны торчащая из него солома никаких иллюзий по поводу загубленной жизни Ильи Ильича не питали. Штольц и Ольга были никакими, у доктора, за исключением пары-тройки эпизодов, интерес к происходящему на сцене явно отсутствовал... Живость из главных героев, как ни странно, демонстрировал только слуга Обломова - Захар. Особливо в заключительной сцене, когда в гончаровском тексте про акции режиссер усмотрел прямую связь с современными "пирамидчиками". Пошлая ассоциативная "штамповка" вызвала в приунывшем зале смешок и подозрительно долгие аплодисменты. Словом, финал удался...


...Помпа "Радуги"-2004 заключалась в именитости экспертного совета и жюри, огромном штате "обслуги", листовках "Радужных вестей", пивных вечеринках и явном "переборе" народа на открытии фестиваля. Афиша определила возраст зрителя четко: кроме упомянутых названий она включала Пушкина, Акунина, Шекспира и современных драматургов, специализирующихся на насущных проблемах общества или проталкивающих идеи несовершенства мира. Ребенку в театре с таким репертуаром делать нечего. Но, позвольте тогда спросить, зачем же декларировать "детскость" фестиваля и его вклад в развитие театра для детей? Взрослые, опомнитесь! Кто будет ходить в драматические театры лет через десять? Зрителя-то надо воспитывать, а не шокировать или заставлять скучать, губя чувство прекрасного ложной эстетикой! Возрастные психологические особенности юных нынче учитывать никто не собирается, желания хранить верность сказочным традициям ни у кого не наблюдается... Ау, дедушка Брянцев! Ну, и где ваши идеалы? Вот и получается, что, когда мир сходит с ума, над ним вместо солнца появляется радуга.