Главная >> 5 >> 18 >> 3

СНОВА О "НОРМЕ", И НЕ ТОЛЬКО

У многих наших соотечественников в Москве еще в памяти прошлогодние гастроли Ереванского театра оперы и балета, показавшего на новой сцене Большого театра наиболее яркую свою работу последних лет - оперу Беллини "Норма". Не менее памятно и досадное фиаско с участием в самом престижном российском театральном фестивале "Золотая маска", на котором спектакль армянских мастеров был номинирован сразу по 5 категориям - случай практически небывалый. Московские газеты тогда были полны лестных отзывов о российско-армянском культурном проекте, маститые музыкальные критики называли ереванскую "Норму" "сенсацией сезона", "диковиной", "значительным театральным событием в культурной жизни столицы".


Сразу после московских гастролей режиссер-постановщик спектакля Борис Айрапетян получил предложение Министерства культуры РФ снять фильм-оперу "Норма". Мы попросили г-на Айрапетяна рассказать о том, на какой стадии находится эта работа, а также поделиться творческими планами.


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА.


БОРИС АЙРАПЕТЯН - российский кинорежиссер, сценарист, продюсер. Уроженец Еревана, выпускник МГУ и режиссерского факультета ВГИКа. Лауреат международных конкурсов, фильмы которого удостаивались премий Американской академии телеискусств "ЭММИ" и Чикагской киноассоциации ("Мост"), главной премии форума Европарламента в Брюсселе ("Там, где небо лежит на земле"), Экуменического приза (Мюнхен, фильм "Убийца") и др. С 1993г. - президент Национальных премий России "Св. Анна".


- Борис, не откажу себе в удовольствии еще раз вспомнить высокие оценки, которые были даны вашей работе известными театральными деятелями России. Члены Экспертного совета фестиваля "Золотая маска" охарактеризовали спектакль как "яркое новаторское событие", "грандиозный российско-армянский проект". В письме, подписанном президентом и гендиректором Ассоциации "Золотая маска" Г. Тараторкиным и Э. Бояковым, "Норма" названа спектаклем, "единодушно признанном экспертами как яркое и значительное театральное событие прошедшего сезона". А генеральный директор Большого театра А. Иксанов считает, что эта работа армянского театра "является знаком нового этапа в его творческом развитии". И как закономерный финал такого признания - фильм-опера.


- Прежде всего, надо отметить, что подобный фильм снимается по заказу Министерства культуры России впервые после распада СССР, и нам, конечно, очень лестно, что выбор пал именно на наш спектакль. Случай действительно уникальный: на российские деньги снимается армянский фильм-опера. Съемки проходили в Армении, а декорациями служили природные ландшафты страны. Работа близится к завершению, и, надеюсь, в сентябре в Москве состоится премьерный показ картины. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто помогал нам в процессе съемок, в том числе - Министерство культуры Армении.


На мой взгляд, речь идет о беспрецедентном культурном проекте, который в очередной раз свидетельствует о высоком уровне взаимоотношений между Россией и Арменией. Добавлю, кстати, что российский телеканал "Культура" запросил у нас право на повторный показ спектакля в этом году.


- Станет ли "Норма" действительно точкой отсчета нового этапа в развитии оперного искусства Армении? И чего ожидать дальше - есть ли новые проекты?


- Большинство музыкальных критиков обеих стран оценивают нашу работу именно как концептуальную. Что касается планов и предложений - они есть и в России, и в Армении. С художественным руководителем Большого театра господином Ведерниковым мы обдумываем постановку совместного спектакля на этой прославленной сцене - пока не могу назвать какого именно. Не теряю надежды, что наша "Норма" все-таки будет показана на сцене Мариинского театра в сопровождении оркестра под руководством Валерия Гергиева, разговоры об этом идут давно.


Что касается Армении, то хотел бы в первую очередь подчеркнуть, что у меня нет амбиций быть оперным режиссером. Однако мне было сделано лестное предложение со стороны руководителя Симфонического оркестра Армении Эдуарда Топчяна - поставить оперу Верди "Симон Бокканегро". Это очень сложное и редко исполняемое произведение. С другой стороны, по тематике опера весьма актуальна, в том числе и для армянской действительности. В основе либретто - извечное противоборство сословий: нового прогрессивного начала со старыми отжившими устоями. Вначале я очень обрадовался этому предложению и даже набросал эскизы декораций. Потом все-таки задумался...


- Как всегда, нет денег?


- Как раз финансирование обеспечено спонсорами, в этом плане все вроде нормально. Но я сильно сомневаюсь - стоит ли мне ставить еще один спектакль в Ереване. Дело в том, что в отсутствии репертуарного театра авторская постановка вызывает определенное непонимание. Даже в случае успеха мне не хочется вновь вызывать нездоровый ажиотаж и шум, особенно учитывая те условия, в которых находится сегодня опера в Армении. Не хочется, чтобы снова задавались вопросы: почему именно такой спектакль, на какого зрителя рассчитан стиль минимализма, который так же трудноуловим, как и любая другая работа концептуального характера? Кроме того, я считаю, что в нынешней ситуации необходимо заниматься прежде всего репертуарным театром, попробовать "заразить" оперой как можно больше армянских зрителей. А приехать, пошуметь и вновь быть оцененным только профессионалами... Стоит ли повторять этот опыт?


- Но ведь одно другому не должно мешать - концептуальные, авторские работы в любом виде искусства всегда служили своеобразным локомотивом, ориентиром. И у таких спектаклей всегда находится свой зритель.


- Чтобы быть правильно понятым, приведу конкретные примеры из истории той же "Нормы". Ведь выяснилось, что даже люди с музыкальным образованием, которые могли бы по достоинству оценить нашу работу, оказались не в состоянии сделать это. Скорее всего, они просто не в курсе мировых оперных тенденций, не отслеживают развитие этого вида музыкального искусства, который, конечно же, не стоит на месте. К примеру, бывший ректор Ереванской консерватории, бывший министр культуры, а ныне - посол РА в РФ Армен Смбатян, который вроде бы должен разбираться в оперном искусстве, в недавнем интервью "Голосу Армении" заявил, дескать, "Норма" не заслуживала быть представленной на фестивале "Золотая маска".


Не хотелось бы выглядеть нескромным, но вы сами видели статьи, где наша работа высоко оценивается известными критиками и музыковедами, и процитировали высказывания авторитетных деятелей. Подобные комплименты, уверяю вас, искушенная музыкальная элита Москвы просто так не раздает. По мнению г-на Смбатяна, единственным участником спектакля, достойным уровня фестиваля, является только Гегам Григорян, который, однако, не был номинирован на получение премии "Золотая маска" (ничуть не умаляя достоинств нашего выдающегося тенора, надо учесть, что он выступал в Москве больным, с высокой температурой), в то время как в целом постановка была представлена в пяти номинациях, в том числе - как лучший спектакль сезона, а на лучшую мужскую роль был выдвинут А. Тамазян. Вот вам и критерий: если таков уровень специалистов в Армении, то каковым может быть отношение рядовых слушателей?


Между прочим, г-н посол заявляет, что посольство, мол, не банк и не могло финансировать поездку театра в Санкт-Петербург. Естественно, никто и не ждал от него денежной помощи: мы, московские армяне, отлично знаем, в каком бедственном состоянии находится посольство РА в РФ, и часто оказывали ему финансовую поддержку из личных средств. Задача посла заключалась в том, чтобы мобилизовать соответствующие госструктуры Армении на организацию поездки коллектива, тем более что Союз армян России согласился оплатить дорожные расходы.


Кстати, не получив поддержки от посольства, организаторы фестиваля обратились непосредственно к Роберту Кочаряну, и, к чести президентской администрации, ее сотрудники срочно начали предпринимать меры, но было уже слишком поздно.


- Обидно, конечно, что вместо чувства гордости за редкие нынче достижения отечественной культуры отдельные наши деятели высказываются прямо противоположно. Но ведь спектакли делаются для широкой публики, которая восторженно оценила вашу работу как в Ереване, так и в Москве.


- Возможно, вы правы. Но тот факт, что сегодня спектакль не идет в силу разных причин и не прикладываются усилия к тому, чтобы восстановить его, заставляет задуматься: для чего тогда идти на новую сложную постановку? Поверьте, я сам первый критик любой своей работы - будь то режиссерская, продюсерская или другая. Однако история нашей "Нормы" - хороший повод для обсуждения ситуации, в которой находится сегодня армянская музыкальная культура в целом.


Мне кажется, что, помимо объективных причин общего упадка культурного уровня, есть и субъективные причины сложившегося положения. Люди, которые могут повлиять на процесс, нередко оказываются невежественными и даже циничными, а это неизбежно влияет на талантливых деятелей. К примеру, такой выдающийся певец, как Гегам Григорян, обладающий к тому же недюжинными педагогическими способностями, оказался в недостойном себя чиновничьем окружении, и это часто мешает ему правильно ориентироваться в работе. В свое время он проявил творческую смелость, пригласив меня, кинорежиссера, дебютировать в опере. Но, посмотрите, что произошло дальше, после московских гастролей? Провал с поездкой на "Золотую маску", затем - компания против "Нормы" в "желтой" прессе Армении, где появились критические, подчеркну - заказные статьи о спектакле. А происходит все это на фоне профессионального обсуждения нашей работы широко известными в России специалистами, где общий тон разговора был более чем доброжелательный. Эта компания против спектакля сегодня, по сути дела, оказалась поддержана такими деятелями, как г-н Смбатян, который не может не сознавать, что в данном случае его мнение выходит за рамки частного. В подобных условиях, согласитесь, тот же Гегам сильно призадумается, прежде чем снова пригласить Бориса Айрапетяна ставить спектакль.


Могу с уверенностью сказать, что я не одинок в своих опасениях: многие наши соотечественники побаиваются делать что-то значительное и неординарное в Армении и работают в России и в других странах мира. К сожалению, сегодня в культуре страны при наличии отдельных профессионалов преобладает общий серый фон, формирующий отнюдь не способствующую творчеству нездоровую и дезориентирующую атмосферу.


- И что же, идти на поводу у серости?


- Вы знаете, я все-таки склонен принять приглашение и поставить "Симона Бокканегро". Эдуард Топчян - человек высокой культуры, обладатель энциклопедических знаний в области оперы, и мне бы очень хотелось оправдать его доверие.


Кстати, пользуясь случаем, не могу не затронуть вопрос в целом о политике государства в области музыкального воспитания молодежи, потому что речь по большому счету идет о завтрашнем дне армянской культуры. Конечно, это тема для серьезного и большого разговора, но не могу коротко не сказать о наболевшем и буду очень рад, если спровоцирую дискуссию.


Очень больно и обидно, что в Армении до сих пор нет оперных постановок для детей. Да, в стране существует множество острых проблем, которые могут показаться гораздо более актуальными. Но я глубоко убежден в том, что музыкальные, в том числе - оперные постановки для детей необходимы, потому что восполнить этот пробел в культурном воспитании в дальнейшем будет крайне трудно, если вообще возможно. И тем более обидно, что речь идет о нации, которая обладает богатейшими традициями в сфере искусства. Эти традиции оказались сегодня под угрозой, потому что будущие поколения армян лишены возможности получать культурное воспитание и знания в области классического искусства, прикоснуться к духовным ценностям - и не только национального, но и мирового масштаба.


Я не знаю, когда наша страна достигнет экономического процветания - дай Бог, чтобы это произошло как можно раньше. Но нельзя сидеть и ждать экономического чуда, чтобы потом заниматься культурой и образованием. Время не простит нам этого перерыва "по объективным причинам". Надо добиться принятия государственной, если хотите - стратегической программы, нацеленной на культурное и духовное воспитание подрастающего поколения. Это необходимо для страны, для нации, если мы действительно задумываемся о своем будущем.