Под крышей Театра имени Моссовета обнаружился "Бог"
Кинокритики всего мира не раз писали про театральность фильмов Вуди Аллена. Множество остроумных диалогов и минимум действия - хоть сейчас бери да переноси на сцену. Но отчего-то к текстам Аллена отечественный театр обращается редко. Режиссер Виктор Шамиров взялся восполнить этот досадный пробел - на сцене "Под крышей" Театра имени Моссовета сыграли пьесу Вуди Аллена "Бог".
Вуди Аллен - это такая витаминка. Каждый пожиратель голливудской продукции должен регулярно принимать ее, если не хочет, конечно, чтобы мозги его со временем покрылись толстым-толстым слоем шоколада. Надо отдать должное отечественному кинопрокату - он скармливает зрителю витамин под названием Вуди Аллен примерно раз в полугодие. Посмотришь, к примеру, "Голливудский финал" - и твой организм на два квартала вперед зарядился здоровой долей скепсиса, позволяющей и далее безболезненно потреблять голливудское кино.
Каждая страна должна иметь собственного Вуди Аллена - иначе не выжить. Должен же кто-нибудь (назови его хоть шутом, хоть Вуди Алленом) регулярно ставить подножку многозначительным истинам, рутинным аксиомам и забубенным штампам в искусстве. И того, и другого, и третьего у нас в избытке. Из-за этого негласный конкурс на замещение вакантной должности Вуди Аллена в русском театре тянется уже давно. Причем конкурс, надо сказать, весьма приличный - человек пять-шесть на место, не меньше. Имен называть не буду - они, возможно, и сами догадаются. Но Виктор Шамиров, конечно, - один из главных участников конкурса под названием "Быть Вуди Алленом".
Спародировать высокое, чтобы заменить его будничным, низменным, даже презренным - весьма последовательное кредо Шамирова. Таким макаром он, к примеру, когда-то обошелся с лермонтовским "Маскарадом" в театре имени Станиславского. Зрителю казалось, что, перед тем как перенести пьесу на сцену, ее сдавали в химчистку с единственной целью - вытравить оттуда всяческий романтизм, чтобы и духу от него, проклятого, не осталось. Правда, вместе с романтизмом из шамировского "Маскарада" был жестоко вычищен и сам Михаил Юрьевич, но, кажется, режиссера это тогда не слишком заботило.
В "Боге" ("Древнегреческий домашний спектакль" - так он прописан в программке) Шамиров снова обращается к своей любимой теме: чудесное превращение высокого в низкое. К счастью, для этой цели Шамиров взял не "Орестею" и не "Царя Эдипа" (иначе получилось бы как с Лермонтовым), а выбрал себе прекрасного ироничного посредника в виде Вуди Аллена. Некий древнегреческий режиссер, исполняемый господином Шамировым, ставит самую что ни на есть древнегреческую трагедию, желая получить наконец-то главную премию на афинском театральном фестивале. Точно и смешно спародированы повадки среднестатистического режиссера и среднестатистического актера (в этой роли - Гоша Куценко) и их такая будничная, такая знакомая низость в рассуждениях о высоком.
В спектакле, проходящем под неумолчный хохот публики, могут принять участие и свалившийся с высоты deus ex machina, долженствующий обеспечить финал спектакля (а заодно и главную премию тщеславному режиссеру), и первая подвернувшая под руку зрительница (Динара Нурмухаметова из Алупки в исполнении Яны Львовой). Посреди спектакля на сцену, не чинясь, выходит и сам древнегреческий домашний бог (Александр Яцко), который с принижающими интонациями немедленно начинает зачитывать написанную в высоком штиле оду Державина "Бог".
"Я царь - я раб, я червь - я бог!", - говорят нам, прихлебывая винцо, древние греки, одомашненные режиссером. Не зазнаваясь, Виктор Шамиров отказывается от роли царя и бога, которая чаще всего приписывается всяким творцам вообще и режиссерскому племени в частности. "Мы - рабы! Рабы - мы!" - гордо сообщают нам актеры. Бог из машины ломает себе шею на наших глазах, но к трагедии о смерти бога это не имеет никакого отношения. Бог умер, но это ужасно смешно.