Иная образная сфера
Хор театра стал открытием для москвичей
Участие спектакля "Кахым туря" в одном из самых престижных театральных фестивалей - "Золотая маска" - стало главным событием этого сезона. На премию опера выдвигалась в двух номинациях: "Лучший оперный спектакль" и "Лучшая работа дирижера". В последней и была отмечена. "Маску" получил бывший главный дирижер БГТОиБ Алексей Людмилин, выступивший как дирижер-постановщик. Спектакль был показан на сцене театра "Новая Опера". Мнения в кулуарах и в прессе были различные, однако все критики и меломаны единодушно отметили прекрасную работу нашего хора. И потому - слово главному хормейстеру, заслуженному деятелю искусств РФ и РБ, профессору Эльвире Хайретдиновне Гайфуллиной:
- В опере "Кахым туря" хор практически не уходит со сцены, и, если учесть, что сюжет оперы о войне, то особая нагрузка ложится на мужские голоса. Женский же хор появляется в картинах, где действие разворачивается в деревне. Есть и иная образная сфера, также представленная всем хором - сцена из "Войны и мира" Прокофьева, цитируемая в спектакле.
В работе над оперой, бесспорно, были свои трудности. Прежде всего, в изучении башкирского литературного языка, на котором написано либретто. В нем встречается немало слов и оборотов, отличающихся от привычного разговорного языка обилием согласных звуков, да еще сочетающихся с непростым ритмом, переменным и несимметричным размером. Во время подготовки спектаклей на национальном языке особое беспокойство возникает у меня за вокальную культуру. Задача в том, чтобы звук не приближался к народному, не был простоватым, не "горлил". Постоянно добиваюсь звучания академичного, европейского, прикрытого. В репетиционном классе все точки, как правило, расставляются по местам. А вот выход на сцену, мизансценические репетиции вносят немало корректив в динамику, что-то теряется, что-то, наоборот, приобретается. Огромная роль в том, что спектакль признали, принадлежит режиссеру Иркину Габитову. Именно он "оживил" каждого певца, не давая передышки ни на минуту, постоянно ставя актерские задачи. Хор в опере "Кахым туря" представляет собой единый организм, он максимально задействован в сценическом процессе.
Вообще спектакль получился очень качественный, добротный, компактный, яркий и живой (быть может, потому и востребованный). Вызывает давно забытое чувство патриотизма, любви к Родине. Не случайно в антракте подходили знакомые и незнакомые люди, выражали бурный восторг. Особенно звучанием хора.
Мне пришлось прочитать немало отзывов о нашем спектакле. Приведу одну цитату: "Стоящий за пультом Алексей Людмилин - один из наиболее заметных российских дирижеров - очень эффектен, а оркестр и особенно хор поражают слаженностью и мощью" (газета "Известия"). А из уст московских критиков, собравшихся на обсуждение спектакля, я услышала столько лестного в адрес хора, что меня переполняли гордость за артистов и большая радость: мы не подвели родной театр и республику.
И еще. Конечно же, сам по себе факт, что на Российский национальный театральный фестиваль "Золотая маска" повезли нашу национальную оперу - большая победа!