Чем привлекает и чем отталкивает гостей Северная столица?
В начале мая в Санкт-Петербурге стартует новый туристический сезон. Каким он будет? Специалисты уверены, что, несмотря на импульс 300-летия, туриндустрия в нашем городе так и не смогла набрать обороты.
ГЛАВНЫЙ КОЗЫРЬ БЕЗОПАСНОСТЬ
Тем не менее, по прогнозу, в этом году к нам приедет еще больше туристов, чем в прошлом. А привлечет их сюда относительная безопасность Петербурга на фоне других стран. Судите сами, например, в азиатском регионе все еще велика опасность "возвращения" атипичной пневмонии. А на Ближнем Востоке один за другим происходят теракты. С меньшей охотой туристы стали посещать и страны Средиземноморья, которые расположены слишком близко к "взрывоопасным" Ираку и Израилю. Так что теперь предпочтительнее выглядят относительно безопасные места, такие как Скандинавия и страны Балтии. Спрос на Петербург тоже постепенно растет.
ИМИДЖ НИЧТО?
По мнению вице-президента Российского союза туриндустрии Сергея Корнеева, популярность Северной столицы, конечно, поднял прошедший юбилей. Теперь Петербург занимает 8-е место в рейтинге городов мира по привлекательности для туристов. Главное сейчас - сохранить эти позиции. "К сожалению, пока Петербург за границей воспринимается как египетские пирамиды: место безусловно интересное, но вечное. Поэтому туристы, особенно молодые, не торопятся к нам ехать, предпочитая карнавал в Рио или олимпиаду в Афинах - мероприятия быстротечные и яркие", - отметил С. Корнеев. К нам же едут в основном пожилые туристы, настроенные на интеллектуальные удовольствия. Это тоже хорошо, но, как говорится, не предел мечтаний.
Еще одна проблема - Петербург воспринимается за границей только как "город белых ночей". Сейчас этот имидж доминирует. "300-летие эту ситуацию несколько изменило, показав, что мы способны принимать и бизнес-туры, и мировые конгрессы, но репутацию нужно поддерживать", - считает С. Корнеев.
О БЕДНОМ ТУРИСТЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО
Конечно, прежде чем широко рекламировать себя, нужно навести порядок в сферах "туристического быта". Сейчас нашим гостям летом просто негде жить. Не хватает гостиниц. В них может единовременно разместиться лишь 34 тысячи человек, а приезжает - в два раза больше. У нас много гостиниц класса "пять звезд" с номером от 300 долларов в сутки, но катастрофически не хватает отелей среднего и низшего звена. С другой стороны, зимой гостиницы пустуют. Такая вот "сезонность бизнеса".
Есть проблемы и с развлечениями. Конечно, белые ночи, Эрмитаж и Русский музей - это замечательно. Но молодым нужно еще что-то: аквапарк, музыкальные и театральные фестивали, спортивные соревнования высшего уровня. И билеты на все эти удовольствия не должны стоить для гостей в десять раз больше, чем для хозяев. Это интуриста тоже обижает.
ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ ЧАСТНИКИ?
Кто должен заниматься развитием туризма в Петербурге? Сейчас эта отрасль почти на 100% находится в руках частных предпринимателей. Городская администрация может лишь поощрять их инициативы, проводя конкурсы и выделяя льготы. Комитет по туризму, правда, собирается выпустить к лету 2005 года "карты гостя", которые существуют во многих европейских городах. С такой картой можно бесплатно посещать музеи, пользоваться городским транспортом, совершать обзорную экскурсию по городу на теплоходе, а также получать скидки при посещении частных питерских музеев. Стоимость карты будет на уровне европейских аналогов и, по предварительным расчетам, составит около $34 на один день.
Зато вызывает обеспокоенность предстоящая через полгода отмена лицензирования туристических фирм. Уже сейчас на рынке города работает 1,5 тысячи компаний, а после отмены лицензий этим делом смогут заняться все желающие. Велика вероятность появления фирм-однодневок, разного рода мошенников. А это тоже вред для репутации города.