Главная >> 5 >> 18 >> 3

За принцев принялись всерьез

Путешествие к сябрам


"Какие сказки сегодня сказывают детям на сценах детских, да и не только детских, театров?" -так примерно можно было бы сформулировать сверхзадачу VI Московского международного телевизионно-театрального фестиваля "Ожившая сказка". Вопрос, кстати, актуальный не только для детей и родителей, но и для театра тоже. Ведь часто именно на первом спектакле и решается судьба будущего театрала - станет ли театр для него "родным домом" или первое представление окажется и последним.


И тут нельзя обойтись просмотром видеокассет - нужно непременно побывать в зрительном зале, в самой гуще главных действующих лиц - детворы. Только здесь, в сущности, и выясняется, действительно ли спектакль - "встреча с прекрасным" или это, в общем, привычное дело, когда взрослые опять изображали упитанных зайцев и будто бы очень хитрых лисиц.


Ради всего этого шесть членов жюри задолго до подведения итогов фестиваля отправились в Минск (фестиваль проводят Благотворительный фонд "Маски" имени Смоктуновского, Телерадиовещательная организация Союза Беларуси и России и Правительство Москвы, а участвуют в нем театры Украины, Казахстана, Армении, Грузии, Узбекистана и других республик бывшего Союза).


***


После нашей суматошной Москвы Минск кажется патриархально спокойным и неожиданно тихим. Все здесь знакомо и "все, как прежде" ТЮЗ, куда мы направились в первый же день, по-прежнему называется ТЮЗом, находится на улице Энгельса, и так же, как в наших театрах, здесь не заметишь особых перемен. Но первое впечатление обманчиво. Стоит приглядеться поближе, и тотчас отметишь нечто новое, вернее, забытое старое... Мы смотрели сказку Петра Васюченко "Рыцарь ордена Солнца" Название говорило само за себя. То есть рыцари появлялись на нашей сцене и раньше, однако сегодня они определенно выходят на первый план. И на извечный тюзовский вопрос "Сделать бы жизнь с кого?" в нынешнем ТЮЗе отвечают иначе: "Дети, приглядитесь к рыцарям и принцам... Достойный пример для подражания, между прочим. Обратите внимание, как они красивы и стройны, какие на них великолепные костюмы и как они умеют раскланиваться (искусство, давно утраченное нами). А как они преданы своей девушке, вернее сказать, даме. Как правдивы и верны слову, как бесстрашны и вместе с тем вежливы, учтивы, как они благородны" Обо всем этом в Минском ТЮЗе говорят совершенно серьезно и без тени иронии...


Возвращение к старинной европейской рыцарской традиции сегодня знаменательно и, конечно, дорогого стоит Понятно, что на самом деле все не так просто, и возникает много разных "но"... Ну, скажем, есть опасение, как бы наши юные зрители, которых только что оторвали от телевизора с захватывающей дух погоней, очередью от живота веером и ударом каблуком в живот (надо сказать, классным ударом!), как бы они при виде нашего рыцаря не заскучали... А всем известно, как ведет себя на спектакле класс, когда ему скучно... И тогда -спасайтесь в кулисы, фрейлины! Опускай забрало, рыцарь! И делай это как можно проворнее!


Однако белорусский рыцарь был принят школьниками с любопытством, всерьез и без малейшей насмешки отторжения... Можно, пожалуй, сказать, что рыцарская прививка к нашему тюзовскому дичку принялась... по крайней мере, в Минске (как покажет наше дальнейшее путешествие, рыцари и принцы на белорусской земле совсем не диво).


Но вообще принято думать, что больше всего на свете дети любят так называемый" Спектакль-праздник" чтобы было весело и ярко. И правда, эти спектакли, затеянные "в карнавальном духе" (их встретишь сегодня и тут и там), спектакли кричащих, часто люминесцентных красок, под аккомпанемент рок-музыки, приправленные спецэффектами, заскучать не дадут... Хорошо, когда их сопровождает к тому же какая-никакая мысль...


Мюзикл "Африка" В.Кондрусевича, который мы увидели в Белорусском национальном театре имени Янки Купалы, - конечно, спектакль иного рода. Песни и танцы домашних птиц и зверей здесь на фоне превосходной, со вкусом сделанной сценографии В.Маршака, а справедливая мысль о том, что в Африке - хорошо, а дома лучше, высказана отчетливо и внятно. Детский мюзикл нынче популярен - к нему обращается и Национальный академический драматический театр им. М. юрького (пусть слово "национальный" не сбивает с толку российского читателя, это все тот же, давно знакомый Минский русский драматический театр), однако здесь "музыкальная история" совсем иного стиля. Известную сказку Джанни Родари "Джельсомино в стране лжецов" молодые актеры театра-студии Национального театра играют, в сущности, на пустой сцене, где они свободно ходят на руках, делают головокружительные прыжки и кульбиты. Притом спектакль молодого режиссера П.Харланчука провоцирует детскую сообразительность и заставляет постоянно быть начеку. Ведь действие происходит в стране лжецов, где расплачиваются исключительно фальшивыми монетами и принят даже закон, предписывающий всем непременно лгать, а если кто скажет правду, то угодит в тюрьму. Словом, спектакль рассчитан, кроме прочего, на детскую любознательность и сообразительность. Вечером едем на окраину Минска, мимо заводов, где делают известные у нас МАЗы и тракторы "Беларусь" и попадаем в типовое здание ДК. Здесь, в "Культурном центре "ЗОЛАК" где, как в лучшие времена, детвора охвачена сетью кружков самодеятельности, нас и ожидал, может быть, самый главный сюрприз. "Самодеятельный Минский детский музыкальный театр "Сказка" показывал знаменитый бродвейский мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера "Кошки"! Его играли дети всех возрастов, и зрелище было восхитительное! Не столько само "зрелище" (чтобы "одеть" прилично мюзикл, нужны средства, которых у самодеятельного театра нет), спектакль брал реванш другим: дивным и музыкально-чистым звучанием по-весеннему детских голосов, свободных от опереточных штампов, поистине самозабвенным пением. Сколько нужно было бескорыстных усилий (все ведь здесь в полном смысле на голом энтузиазме!), чтобы записать оркестровую фонограмму, сделать собственный перевод текста, разучить партии и хоры!... Это тихое подвижничество взрослых (художественный руководитель и дирижер всей этой затеи -Глеб Александров), эта самозабвенная "преданность делу" детей (сюда возвращаются и бывшие воспитанники, которые давно расстались с детством, чтобы вместе "попеть") -одно из самых глубоких впечатлений, которые сопровождали нас в Минске, а потом в городе Гродно, куда мы направились в ночь после спектакля "Кошки"


***


В Гродно поезд приходит в пять утра. Еще темно, но уже чернеют тут и там силуэты костелов. Город древний, ему более восьмисот лет. Давным-давно с того берега Немана я пытался написать тут старинный костел с терракотовой черепичной крышей и черными пробоинами от снарядов. Того костела давно нет. На его месте стоит Гродненский областной драматический театр, куда мы и направляемся с утра пораньше смотреть сказку "Волшебный дар". Молодой автор В. Соколовский (он же режиссер) варьирует мотивы классических сказок превосходным русским языком и на слух хорошими стихами. А мы снова попадаем в знакомый мир королей и принцев. Поражают костюмы детского спектакля (художник - Т.Мацевич). Откуда это богатство тканей, точность линий и силуэтов средневековых платьев, игра драгоценностей на всех этих фрейлинах, королеве и феях! Вроде бы рядовой спектакль для детей "недетского" театра, о котором мало кто слышал у нас в России.


Вот соседний театр кукол - тот в России известен. По крайней мере, в среде кукольников. Он - частый гость на российских фестивалях театров кукол.


Видимо, в этот день от принцев и фрейлин нам не уйти. У кукольников нас ожидал снова принц, правда, заколдованный. Похоже, в Белоруссии за принцев принялись всерьез.


Режиссер и автор пьесы "Красавица и чудовище" О.Жюгжда обратился к древнейшему сюжету времен Апулея, он взял, правда, за основу более поздний вариант обработанный Мари Лепренс де Бомон в XVIII веке, но пыль веков в спектакле все равно чувствуется. Мрачное подземелье заколдованного замка, где томится чудовище, не отпускает в продолжение всего спектакля (а мае уверяют что дети больше всего на свете любят яркие краски и чтобы было весело!). Только в самом конце (эффект контраста!) все озарится светом и чудовище превратится в прекрасного принца. Но это очень стильный спектакль, технически совершенный, а Жюгжда - признанный кукольных дел мастер.


Пора на вокзал и в Москву, чтобы там через положенное время на самых точных и справедливых весах измерить достоинства белорусских театральных сказок... Но как измерить незаметное, тихое подвижничество тех, кто стежку за стежкой шьет тяжелые средневековые платья музейной красоты, тех, кто, несмотря ни на что и почти что "за так", изо дня в день разучивал партии и хоры бродвейского мюзикла в детской самодеятельности на окраине Минска...


Москва - Минск - Гродно