Главная >> 5 >> 18 >> 3

Искусство сопереживания

Вчера закончилась юбилейная неделя, посвященная 70-летию Архангельского областного театра кукол. Каждый спектакль праздничной программы оказался там не случайно. Все они - знаковые для театра в том смысле, что подчеркивают ту или иную грань творческого багажа коллектива. Подробнее об этом рассказывает заведующая литературной частью кукольного театра Светлана Логинова.


Первый спектакль "Бармалей" был показан в рамках традиционной для нас студенческой пятницы. В зале собрались молодые люди, чья будущая профессия подразумевает педагогическую деятельность. Это еще не те взрослые, которые устали от жизни и ничего не воспринимают, кроме своих проблем, но уже и не дети, не способные оценить взрослый юмор постановки и особые отношения между актерами. По традиции после спектакля состоялась беседа. Ведь "Бармалей" хоть и простенький, но неоднозначный, как и все творчество Чуковского. В частности, это повод поговорить на тему страшного для ребенка. Корней Иванович фактически играет с огнем: ведь до убиения детей в "Бармалее" всего один шаг. Ребенок обязательно должен пережить этот страх, как бы стоя на краю пропасти. И если уж шок неизбежен, надо сделать все, чтобы он не травмировал. Это возможно только в стихии игры, наиболее близкой маленьким зрителям. Отсюда сложнейшая задача, стоящая перед актерами. Недаром в спектакле заняты заслуженные артисты РФ Ростислав Киселев и Вера Никитинская, а также опытные актеры Татьяна Горшенина, Ирина Воронина и молодой, но уже сыгравший во многих спектаклях театра Вячеслав Зоболев.


"Медвежонок Рим-тим-ти" из тех спектаклей, которые живут долго и с возрастом становятся все многослойней и интересней. Поставил его выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства Дмитрий Вихрецкий в качестве своей дипломной работы. "Медвежонок" рождался в муках совместного творчества режиссера и актеров. Наверное, поэтому спектакль так любим ими. К тому же все занятые в нем - добрые по своей натуре люди, любящие детей просто за то, что они - дети. И это чувствуется. "Медвежонок" искренен и открыт, поэтому мы рекомендуем его для самых маленьких зрителей.


Субботним вечером - один из главных, событийных спектаклей последних лет "Хамлет, датский принц". О нем уже было сказано очень много. Спектакль стал этапным как в плане работы с драматургией, так и для актеров: соединить фарс, трагедию и перевести их на "язык" кукол - сложная задача. Несколько лет мы работали над пьесой, больше года репетировали. Спектакль, как вы знаете, получил Национальную театральную премию "Золотая Маска" за лучшую актерскую работу (заслуженная артистка РФ Светлана Михайлова в роли Хертруды). Кстати, когда он вышел, публика, особенно интеллектуальная, недоумевала: можно ли так с Шекспиром? Дело в том, что кукла не в состоянии однозначно передать человеческие чувства, поэтому мы написали свою пьесу по мотивам Шекспира, где актеры-куклы, считающие себя людьми, разыгрывают всемирно известный сюжет.


В этой постановке задействовано на редкость много актеров - девять, и это при том, что режиссер "Хамлета" Дмитрий Лохов всегда тяготел к камерным формам. Интересно смотреть, как спектакль "набирает" с каждым разом. Ведь премьера, по сути, еще сырой, не "обкатанный" на зрителе спектакль. С опытом "Хамлет" становится все богаче, тоньше, многограннее.


В воскресенье утром состоялась "Шальная сказка" для нашего знаменитого клуба "ТОЛК", которому скоро исполнится 20 лет. "Шальная сказка" - режиссерский дебют актера нашего театра Максима Эля - шумный, экстравертный, можно сказать, шебутной спектакль. Отсюда и его название. Кстати, оно было согласовано с детьми, заявившими: "Значит, там можно шалить". Постановка интересна еще и тем, что в ней заняты три актера разных поколений: Ростислав Киселев, Нина Туманова и Вячеслав Зоболев. В 2000 году "Шальная сказка" получила приз театрального фестиваля "Вологодская потеха" за самый игровой спектакль. Ее неоднозначно принимают зрители, привыкшие к более мягким, лирическим постановкам нашего театра, особенно родители. Зато дети, что называется, "отрываются".


А вечером этого дня состоялся "Вертеп", ставший в 1996 году среди кукольных спектаклей первым обладателем Национальной театральной премии "Золотая Маска". С ним мы побывали на множестве фестивалей, его высоко оценили как обычные зрители, так и профессиональные кукольники. "Вертеп" очень неоднозначен: вроде бы смеешься на протяжении всего спектакля, а финал такой, что становится не по себе... Поразительно, как через сказочный материал, пронизанный озорством, юмором, режиссер Дмитрий Лохов доносит до зрителей глубину своего мировосприятия, свою философию жизни... В полном соответствии с давней традицией вертепных театров мы играем спектакль целиком - с рождественской первой частью - строго раз в году, на православное Рождество.


Состоявшийся в понедельник утром "Заяц, Лиса и Петух" - спектакль санкт-петербургского режиссера Николая Боровкова. Ставился он в рекордно короткие сроки. Перед актерами стояла нелегкая задача - быстро найти общий язык с незнакомым режиссером и, что называется, "выдать результат". Для них это была хорошая школа. А у Нины Тумановой родился один из ее самых ярких сценических образов - тетя Муся. Эксцентричная, буффонная манера игры очень близка Нине, получившей за эту роль приз Санкт-Петербургского фестиваля "Серебряный Пьеро". "Заяц, Лица и Петух" из тех спектаклей, которые при внешней простоте представляют огромную сложность для актеров, которые разыгрывают более чем часовую клоунаду...


Вечерний "Мой маленький креольчик" задумывался как постановка в рамках литературно-театральной гостиной нашего театра, которая была создана специально для реализации самостоятельных творческих проектов наших актеров. Постановщик спектакля Михаил Логинов привлек к работе над ним нескольких человек "со стороны" - художника из Ярославля Вячеслава Борисова, архангельского художника-стилиста Николая Терюхина, хореографа Елену Панову... А Александр Яничек не только аранжировал песни Вертинского, но и принял участие в спектакле как актер. Я бы сравнила "Креольчика" с букетом изысканного вина, настолько удачно выражена там атмосфера эпохи модерна.


Во вторник утром - сказка для театра "Машенька и Медведь". Это внешне неброский спектакль, но очень тонкий, с особой внутренней атмосферой. По признанию Дмитрия Лохова, он ставил сказку об одиночестве - именно страх одиночества заставляет Медведя удерживать у себя Машеньку. Это чувство по-своему знакомо и большим, и маленьким зрителям, поэтому между актерами и залом возникают доверительные отношения, ведь театр - это прежде всего искусство сопереживания.


***


Ну вот, осталось рассказать всего об одном спектакле, а Светлана Витальевна покинула меня ради юбилейного вечера. Что ж, это святое. Придется заканчивать своими силами.


"Любовь к золотому апельсину" - это дипломный спектакль молодежной студии DUR ("Мажор") при театре кукол, но в нем заняты и актеры старших поколений. Спектакль поставлен по мотивам пьес Карло Гоцци... По-моему, это красивая, добрая, яркая сказка о непобедимой силе настоящей любви, о том, как мы не замечаем самого ценного и дорогого вблизи, гоняясь за далекими миражами. С юбилеем, любимый театр!