Главная >> 5 >> 18 >> 3

"Полукруг" Виктора Панова

Руководителю Архангельского молодежного театра Виктору Панову 6 мая исполняется 65 лет. В преддверии юбилея мы попросили Виктора Петровича рассказать о том, как будет отмечена в Архангельске "красная дата" в жизни этого незаурядного человека, чье творчество вызывает разноречивые оценки и суждения, но никого не оставляет равнодушным. В среде городской интеллигенции Виктора Панова часто называют просто "Петрович". "Был на премьере у Петровича" - и сразу "без перевода" понятно, о ком речь. Также некогда - без имени-фамилии - поклонники говорили о короле архангельского джаза Владимире Резицком.


Время, как лучший критик, выносит более-менее объективную оценку творческой деятельности людей. Но, думается, о Панове будут спорить и в ту пору, когда в архангельских газетах к 125-летию Виктора Панова под рубрикой "История" появятся статьи-мемуары стареньких краеведов, заставших в юные годы и спектакли Панова, и разудалую уличную стихию театральных фестивалей. "Это было нечто ужасное!", "Это было восхитительно!", "Теперь, по прошествии более полувека, я смотрю на свои тогдашние впечатления несколько иными глазами..." Тем более что большое видится на расстоянии - пространственном и временном. Что касается первого, то доказательством того, что большое - это и вправду большое и значимое, служат мнения корифеев сцены и взыскательных критиков, отзывы авторитетных отечественных и зарубежных СМИ. Что касается второго: поживем - увидим, что-то пересмотрим.


Команда "Корабля комедиантов"


- Виктор Петрович, ваш 65-летний юбилей будет общегородским праздником - я имею в виду фестиваль "Европейская весна", который пройдет в Архангельске. Расскажите о нем подробнее. Какие творческие коллективы предстанут взору почтеннейшей публики?- На пресс-конференции, посвященной этому событию, я говорил: к сожалению, мы, славяне, любое явление или человека (царя, президента) сначала носим на руках, молимся на него, а потом ниспровергаем, втаптываем в грязь и забываем. Случайность, а может быть, закономерность - 30-летнее существование нашего театра. Я все больше убеждаюсь в том, что 30 лет назад правильно сделал, основав театр.


В прошлом году нам представилась возможность, пройдя большой отбор, принять участие в акции "Корабль комедиантов", приуроченной к 300-летию Санкт-Петербурга. Ее организовал Европейский совет по культуре. Как они выбрали наш театр, для меня осталось загадкой. Корабль шел из Москвы в Петербург по шлюзам и рекам через Ярославль, Череповец, останавливаясь во всех городах, где и давались представления, презентовались туристические маршруты. Финал был в Санкт-Петербурге. Наш коллектив был единственным из России.


Выступления происходили на корабле. На эти встречи приходило много людей. Я познакомился с одной из первых величин в мировом кинематографе режиссером Кшиштофом Занусси, мы с ним долго беседовали. Это подтверждено в документальном фильме, снятом об этой акции. "Я немного сумасшедший, как все художники", - сказал Кшиштоф. Тогда я спросил: "Если он сильно сойдет с ума, возможен ли его приезд в Архангельск?" Он ответил: "Почему бы и нет?" Он очень хочет увидеть Архангельск, Соловки и постарается найти возможность побывать здесь.


Было много других интересных встреч. Однажды совершенно случайно я услышал пение и музыку и, как мне потом говорили мои актеры, воскликнул: "Резицкий!" Там были уникальные коллективы. Короче, я решил пригласить их в Архангельск. При прежней власти я 15 лет был "невыездным". Теперь пишу книгу, где будут опубликованы документы об этом времени. Обком КПСС считал меня антисоветчиком, и первые мои выезды за рубеж состоялись при Горбачеве - во Францию и Польшу.


- Неожиданно вспоминается в связи с этим известная анкета Владимира Высоцкого. "Любимая страна?" - "Россия, Польша, Франция".


- Это звучит в спектакле "Памяти Высоцкого". Польша - первая страна, в которой я побывал. Это было изумительное открытие. Меня поразил польский театр. Это лучший в мире театр - Кантор, Гротовский. Когда-то мы, люди искусства из восточноевропейских стран, общались и, казалось, что много знаем друг о друге. Потом - распад СССР, Варшавского блока, демократизация...


И вдруг я поразился, услышав ансамбль чешских цыган "Кале". Это пять совершенно замечательных артистов! Как они владеют гитарами! Цыгане поют под пять гитар. Обычно звучит скрипочка, бывает бубен, а тут - только гитары и современное исполнение аутентичной цыганской музыки из Чехии.


Далее - "Моушен-трио", трое аккордеонистов из Кракова. Их надо больше видеть, чем слышать. Три виртуознейших молодых парня. Краков - город, в котором жил и работал великий Кантор. Там работает Иржи Зон - первый польский режиссер, которого я лет десять назад привез в Архангельск. Славнейший город: старинная архитектура, костелы. Музыканты из "Моушен-трио" играют Пендеревского. "Моушен" - значит "движение". Движение от классики к хэви-металл. Они работали с выдающимися рок-певцами - не буду перечислять. Если посмотреть их послужной список, тут и Чикаго, и нью-йоркский Карнеги-холл. Если ты в нем поработал - ты что-то значишь как музыкант. Выступить в Карнеги-холле для музыканта - то же, что для спортсмена выиграть кубок Стэнли. Они почти не бывают дома. Это везение, что я смог их вырвать в Архангельск!


Из Франции приглашены Жозеф Надж и Сесиль Тьеблемон со спектаклем "Время отступления". Понятие "театр танца" зародилось в семидесятые годы в Германии, потом распространилось по Европе и проникло в Россию. Сейчас это явление завоевывает мир. Руководят им не профессиональные хореографы, а художники, архитекторы. Жозеф - художник, он создал целое направление. Вытащить его в Архангельск удалось с великим трудом (на "Корабле комедиантов" его не было). Это - подарок судьбы. Его удалось сделать благодаря нашему земляку, "рыжему гению", как назван он в буклете французского культурного центра, Владимиру Тарасову.


Жозеф Надж даст два спектакля в кинокомплексе "Модерн" с джазовой музыкой Тарасова. Будет обидно, если зал окажется полупустым. Это все равно, как если бы раньше приехал Гагарин - и не прийти, не посмотреть, не потрогать его. Я обратился ко всем руководителям танцевальных коллективов за помощью. Написал в коряжемскую мэрию с просьбой направить на "Европейскую весну" театр танца из их города. Это - потрясающий театр танца! Единственный коллектив в области, достойный так называться. Один (!) театр.


Танец есть - театра нет


- Неужели больше нет достойных коллективов?


- Фестиваль танца Жени Богомолова - великий позор! Насмотрелись... У финнов сюжет: два мальчика катаются по полу, изображая страдания. Появляется девочка. Идет борьба за нее. Девочка уходит - и мальчик остается с мальчиком. Одни гомосексуальные проблемы. Или опять же скандинавы показывают "фламенко". Я 12 лет не могу вытащить в Архангельск настоящий фламенко. А тут? Три женщины - без мужчины, без живой гитары... Есть домашний танец, а театра нет.


- То есть, приглашая в Архангельск Жозефа Наджа, вы хотите показать тот уровень мастерства, к которому надо стремиться?


- Да. От великого стыда нашего. Втюхали архангелогородцам этот фестиваль, где все - ложь, начиная с афиши, которая "содрана" с санкт-петербургского буклета. В это же время там проходил Всемирный фестиваль театров танца. Там был австриец Локк. Если его нет - не надо обзывать это "фестивалем театров танца". Все остальное - от лукавого. Есть еще Николай Щетнев - вот это современное пластическое звучание и понимание театра танца.


То, что делает Женя Богомолов, - двадцать лет одни и те же танцы. Мы с ним дружим, я на него зла не держу. Но там не было и нет театра. Есть концертные номера, но нет сюжета, драматургии, языка нет. Я обращаюсь ко всем танцевальным коллективам: купите ребятам билеты на "Европейскую весну"! В этот раз у нас нет ни одного спонсора - все расходы включены в стоимость билетов. В Москве такой билет стоил бы тысяч пять, у нас - от 200 рублей до тысячи (VIР-места). К нам приедут все атташе по культуре: Катаржина Новотна (Чехия), Марек Зелиньски (Польша), ожидаются пресс-атташе или представители СМИ этих стран. Возможно, атташе по культуре посольства Франции. Я пригласил экс-министра культуры Михаила Швыдкого, он обещал приехать - если будет свободен. Именно по его рекомендации мы были на том корабле.


Там же были все министры культуры этих стран, дипломаты. Я тогда сказал: мы, к сожалению, забыли, что делается в этих странах - Польше, Чехии, Словакии - после того, как содружество распалось. Об этом же пишет в буклете Катаржина Новотна: культура снова объединяет народы - и это надо развивать. А после моего возгласа "Резицкий!" возникла идея пригласить их в Архангельск.


Пока горит свеча


- Почему именно Резицкий?


- Володя Резицкий - мой друг. С его уходом мы потеряли, можно сказать, полностью джазовый фестиваль. На каждом фестивале он обязательно открывал новые имена. Он театрализовал это дело, всегда находил что-то новое. После смерти Володи подхватил это движение его музыкант Владимир Туров - и спасибо ему за это. Но Резицкий был еще и режиссером. А Туров все делает, причем совершенно добросовестно, на филармоническом уровне. Он не дал затухнуть свече, зажженной Резицким. Я убежден, что Володя, увидев этих людей, обязательно пригласил бы их на свой фестиваль. А там ведь еще Анжела Манукян с коллективом "Волга" - музыка ХIV века в современном звучании. Там - Аникушин, внук знаменитого скульптора, создает обалденный видеоряд. Я надеюсь, раз есть первая "Весна", будет и вторая.


- То есть закладывается определенная традиция?- Да, хотя это очень трудная работа: столько переписки, столько договоров надо заключить по авторским правам. Не исключен и такой вариант: может быть, мы объединимся с фестивалем Турова.


- Вы говорили, что нынешний праздник пройдет без спонсоров. Неужели никто не откликнулся?


- А я никого и не звал - это же день рождения. Я езжу к руководителям предприятий и предлагаю им купить билеты для своих работников. Если все билеты будут проданы - тогда все в порядке. Предлагаю, например, вывезти ветеранов Приморского района и работников "Севералмаза" в ДК Рикасихи в День Победы. Ведь коллективы - из тех стран, которые мы освобождали: Польши, Чехии.


- Предыдущий ваш юбилей запомнился "судом над Пановым". А какие сюрпризы ожидаются на этот раз?


- 6 мая - открытие фестиваля в "Модерне". В этот день будут представлены все коллективы - номинально, в рекламных целях. Все, кроме Наджа - он очень занят, и его можно будет увидеть только в день спектакля. Будут все атташе по культуре. Дальнейшая программа: утром - репетиции, вечером - спектакли. Сюрпризов будет много.


Празднику и человеку


- Вы работаете над книгой воспоминаний. Что будут представлять собой ваши мемуары?


- Воспоминания - дело ответственное. Как говорила Фаина Раневская: сыграть в плохом фильме все равно что плюнуть в вечность. Так же и книги. Много таких книг выходит к юбилеям - обычно они бездарны и преследуют совсем другие цели, чем те, о которых заявлено авторами.


Свою книгу я надиктовывал давно. Затем, когда начал заниматься выборами - думскими и губернаторскими, я ее оставил. Просто было некогда. А потом вдруг понял: будучи на выборах доверенным лицом, я приобрел некий опыт, столкнувшись с предательством, отмыванием денег. Это опыт не может не пройти через книгу - и он пройдет. Ведь как поется в песне: "Ничто на земле не проходит бесследно". Я решил назвать ее "Полукруг". Почему? Это - наиболее удобная форма общения, придуманная Станиславским для репетиций, когда все равны, все видят друг друга. Все равно это книга о театре, а не о "себе любимом". Стопроцентно она выйдет к марту следующего года, когда будет отмечаться 30-летие театра. Кто-то написал: "Панов - человек-праздник". Вот это и будет подарок к празднику.


- Отрывки из "Полукруга" будут где-то публиковаться до выхода книги?


- Нет. Будет много интервью. Эпиграфом к книге я взял слова Анны Ахматовой: "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда". Это - о том, откуда я сегодняшний. В прошлый раз был "суд над Пановым", в этот раз, может быть, "Монолог". Причем сам говорить я буду мало, но в нем примут участие мои знакомые, друзья, дочери. Хотя у Лены - вал киноролей. Как раз 6 мая она занята в съемках у Сидорова (режиссер "Бригады") в одной из главных ролей - дорогие съемки, с вертолетами. Митта опять утвердил ее на главную роль в своем новом фильме. Но на сцене в этот день она будет отражена. Она сегодня очень востребована. Над формой проведения юбилея думает труппа.


Хотелось бы, чтобы в прессе был опубликован анонс: "Задайте вопрос Панову". И уже через это построить всю программу. Чтобы она была интересной, чтобы не о "себе любимом": ах, какой я добрый, хороший! - и получила отклик. Это сделать трудно. Бог дал мне прожить среди людей очень много. В 18 лет я пришел в театр и 48 лет "кувыркался" в нем. Я столько видел, что спокойно отношусь ко всем процессам в мире. У человека можно все отнять, но никто не отнимет того, что я съел и что я видел. Съел я много, видел немало, но хочется посмотреть еще.


Мастера культуры, объединяйтесь!


- Помнится, во время прошлогоднего "вечернего телефона" вы высказали намерение основать в Архангельске журнал, который профессионально освещал бы проблемы культурной жизни края. Увидим ли мы первый номер и как скоро?


- Опять же - некогда. Результат выборов показал: причина проигрыша в том, что все СМИ работали "в одну сторону". Бывшие комсомольцы плохо знают историю своей страны. Когда все СМИ славили Брежнева, появился самиздат. Опыт показывает: большинство никогда не бывает право, право всегда меньшинство. Если говорить об итогах прошедших выборов, я опять же не знаю, право ли большинство, - время покажет. Правы были писатели: если меньшинство побеждает и становится большинством, то снова должно появиться меньшинство. Всегда должна быть альтернатива впереди идущим. И журнал может появиться только как противодействие чему-то несуразному.Ведь никто не говорит, до чего мы дожили.


В культуре страны положение катастрофическое. У меня ощущение, что центральное телевидение делает из людей идиотов. Там все куплено, нет ни одной своей программы - все переделано оттуда, с Запада. Поэтому требуется сейчас журнал, который помогал бы ориентироваться в культурном пространстве. Когда кто-то говорит "Массам это не надо", я отвечаю: "Искусство - вещь элитарная. Не хочу работать на толпу". Если массы не ходят в театр, а ходят на "Пердючку" - и пусть себе ходят.


Искусство - трудная работа со стороны и художника, и зрителя. Опять же мои друзья и среднего, и старшего поколения - а среди них есть доктора наук, профессора - предлагают творческой интеллектуальной элите объединиться в клуб.


- Объединиться на базе чего? Печатного издания, какой-то общественной организации, просто круга друзей?


- На базе интеллекта. Я предложил своим коллегам-актерам: есть Союз театральных деятелей, есть названия, имена. Предложил объединиться театрам области и Северному хору для создания Ассоциации заслуженных артистов России. Может быть, создать ее при СТД.


В чем беда нашей политики? Презентация предприятий области за рубежом проходит с одним баянистом. А ведь в Европе нас знают по камерному оркестру Онуфриева, Северному хору, молодежному театру и т. д. Во время наших гастролей в Париже пришли 11 человек из мэрии французской столицы, а людей из нашей мэрии не было. Об этом говорило московское радио. Новой власти, может быть, еще года полтора будет не до культуры, но если она поймет, что это приносит доход (прямой, опосредованный, временный), что через культуру нужно делать все остальное - у нее все будет получаться. Это мировой опыт. Покупка билета за сто рублей - это тоже вклад в экономику общества.


Отражение души


- Николай Бердяев сказал: "Бог создал художника, чтобы он делал то, чего не знает Бог". В театре человек и должен увидеть то, чего не знает Бог, а не только сам человек. Иначе это не театр, а драмкружок. Он приходит на спектакль и открывает для себя что-то новое.


- Как сказал поэт: "Что не сделал Бог, за него сумел Ван Гог"?


- Если коснулись живописи, то для меня эталон - Борис Копылов. У других наших художников все известное, знакомое: лодочки, избушки и т. д. А ведь художественное произведение - это отражение души художника, замечательно сказано? Это идет от православия, нашей религиозной культуры - отражение души в сегодняшнем времени, интонации. Я сорок лет об этом говорю: только культура может двигать экономику. Выготский сказал: по уровню культуры в данном регионе можно судить об уровне экономики. Наша труппа была в Иркутском драматическом театре, восстановленном губернатором Говориным - об этом гласит мемориальная доска. Все встречи - с президентом, спикером - происходят в его стенах. Или эксперимент в Краснодаре - все театры объединены в одном театральном центре. Я еще лет 20 назад предлагал на страницах "Северного комсомольца" сделать то же в Архангельске. Статья называлась "Фантазии на тему театра".


Все встречи, конференции должны проходить в областном драмтеатре. А у нас они проходят в конференц-зале, который убивает всю интеллектуальную энергетику. Театральное искусство - самое сильное. Это - взгляд на мир с другого этажа.


- Каким, на ваш взгляд, должен быть истинный актер?


- Играя роль, актер становится другим. Он предлагает зрителю подумать о самом себе. Зритель смотрит на Раневскую и говорит: "Это же я". Художник силен своим последним произведением, а не тем, что он когда-то сделал. Когда Нина Чусова ставит "Грозу" в "Современнике", который Островского никогда не ставил, она говорит: "Дайте мне современную интонацию!" Эта интонация - в оформлении спектакля, в пластике, голосе, звуке, построении монолога. А в нашем театре имени Ломоносова играют пьесу Вампилова - и костюмы из того времени, когда она написана. Это уже не театр, а музей. Сегодняшний глаз этого не воспринимает. Хватит нас в музей водить! Я приехал из Иркутска с Вампиловского фестиваля. Там герои "Старшего сына" (постановка питерского театра имени Ленсовета) - в современных одеждах, а не в габардиновых плащах.


Искусство призвано будить совесть


- Чем нас порадует в ближайшее время театр Панова?


- Сейчас я сильно отвлекся на самое главное дело. Уже год, как я доцент кафедры актерского мастерства Санкт-Петербургской театральной академии. Буду художественным руководителем курса. Я занимаюсь отбором людей - необходимо 18-19 человек (с резервом). Курс архангельско-петербургско-французский. Будет две совместных сессии - в Санкт-Петербурге и Архангельске. Одна сессия - на Соловках, потом - в Санкт-Петербурге, с третьего курса - во Франции, школа Ариадны Мнушкиной ("французского Станиславского"). Я хочу с ребятами пройти тот нравственный путь, который прошел наш театр.


Не исключено, что до начала следующего сезона мы полностью сменим репертуар нашего театра, за исключением, может быть, самых выдающихся спектаклей. В мае - июне - "Ревизор", с современными песнями, танцами, которого я боялся выпускать во время выборов - могут принять на свой счет. Затем "Ким" Дударева - о чернобыльской аварии, пьеса очень нужная с нравственной точки зрения. Сергей Коковкин закончил инсценировку "Дюжины ножей в спину революции" Аркадия Аверченко - моя мечта двадцатилетней давности. Дальше - "Циники" Мариенгофа, обязательно доделаю "Вальпургиеву ночь" Венедикта Ерофеева и обещанного "Гамлета".


Мы - любители преимущественно уличных фестивалей. А теперь на нас посыпались заявки из Германии, США, Бразилии на спектакли в закрытых помещениях. Я сделал ряд спектаклей, но без выхода в мир, сопоставления, сравнения себя с другими течениями мы не можем жить.


- Почему руководимый вами курс назван "международным"?


- Когда мы первый раз выехали в Авиньон, оказалось, что русский артист не приучен к такому ритму работы - целый день в костюмах. Это - трудное дело. Мы будем обучать и воспитывать молодых в процессе работы. Мы - это Илья Глущенко, Евгений Шкаев, моя дочь Яна Панова и жена Наталья Малевинская.


- Какие проблемы стоят сейчас перед театром?


- Есть выражение: "Ремонт поезда без захода в депо". Сегодня у нас нет своего Дома. (Виктор Панов имел в виду застопорившийся ремонт здания театра. - А. Б.). Мы воспитаны на Абрамовском "Доме". Но "Дом" - это - не только "дом" в душе, но и дом физический. Нам на неделю дают для репетиций Дом офицеров, но ведь у них есть и свои планы работы. Искусство призвано будоражить совесть. И мне странно, что никому не стыдно за то состояние, в котором сейчас находится театр. Из всех мэров нас понимал только Владимир Герасимов. Мы находимся на территории города так же как и Северный хор, театр кукол, драмтеатр, и город обязан предусмотреть свою часть расходов бюджета, как это принято во всем мире и России. Есть же понятие "консолидированный бюджет", есть три постановления правительства, которые надо выполнять.