Главная >> 5 >> 18 >> 3

Не спешите хоронить Сургутский театр

В газете "Московский комсомолец" 30 марта было опубликовано интервью с народным артистом, лауреатом Госпремии РФ Борисом Голубовским - "Рок-н-ролл с "Декамероном". В интервью Борис Гаврилович, принимавший участие в становлении Сургутского музыкально-драматического театра, негативно оценил его сегодняшнее положение:


"- Что стало с Сургутским театром без Вас?


- Его судьба - мое теперешнее горе. Его главный режиссер, мой ученик, вынужден был покинуть театр и город. Схема разрушения театра проста: бывшая директриса клуба, став директором театра, сделала главрежем своего сына. Из 26 студийцев в театре осталось семь. Театр умирает".


Корреспондент "СТ" обратился за комментарием к руководителю Сургутского музыкально-драматического театра Тамаре Лычкатой:


- Тамара Никифоровна, какова Ваша первая реакция на слова Бориса Гавриловича Голубовского о Сургутском театре?


- Сначала - шок. Потом такая острая боль, казалось, разорвется сердце. Теперь - чувство облегчения и благодарности коллективу, в первую очередь, актерской труппе, за поддержку и доверие.


Нижеследующий текст был получен "СТ" от работников Сургутского театра:


"Весь коллектив СМДТ глубоко возмущен инвективой Б. Г. Голубовского в адрес театра и его руководства, опубликованной им на страницах газеты в его интервью "Рок-н-ролл с "Декамероном" от 30.03.04 г. Резкое выступление бывшего художественного руководителя курса воспринято театральным коллективом крайне негативно.


Мы считаем, что открытое публичное свидетельство неприязни Б. Г. Голубовского к руководству театра содержит недопустимые провокационные установки в адрес театра и дискредитирует его в глазах театральной общественности и зрителя.


Художественный руководитель курса Б. Г. Голубовский спешит похоронить театр. Непонятно, какими источниками пользовался Голубовский. После выпуска курса мэтр был в Сургуте только один раз - на премьере "Ричарда III" в 2001 году, больше ни одного спектакля не видел, с руководством театра и труппой не встречался. Спектакль "Ричард III" (режиссер Гарольд Стрелков) в 2003 году на III Международном театральном фестивале-конкурсе "Золотой конек" (г. Тюмень) стал победителем в номинации "Лучший актерский ансамбль".


Действительно ли является этот педагог радетелем интересов СМДТ и что движет уважаемым мэтром, изложившим свою версию в газете? Начнем по порядку. Во-первых, нелепа сама постановка вопроса: "Что стало с Сургутским театром без Вас?". Дальнейшее развитие театра и его творческие перспективы никогда не планировались под художественного руководителя курса Б. Г. Голубовского и вместе с ним.


Сургутский театр был задуман как уникальный эксперимент по созданию в городе собственного театра. Суть эксперимента заключалась в том, чтобы в своем городе найти талантливых людей и обучить их по всем театральным специальностям: актера, режиссера, хормейстера, балетмейстера, менеджера, художника и т. д. В том числе в концепцию театра входило начало формирования будущего руководства театра в период обучения и подготовки специалистов. В связи с этим предложение руководства города директору ЦКиД "Камертон" Т. Н. Лычкатой стать директором Сургутского курса РАТИ, с перспективой возглавить будущий театр, было не случайным. Совпало все: высшее режиссерское образование, педагогический опыт, огромный опыт руководства учреждениями культуры, звание "Заслуженный работник культуры России", защита кандидатской диссертации.


ЦКиД "Камертон", которым руководила Тамара Никифоровна, стал базовой площадкой для организации учебного процесса РАТИ и становления будущего театра. "Первенцу" города встали на помощь все сформированные и созданные директором службы "Камертона".


Эксперимент есть эксперимент. В процессе обучения возникало множество организационных проблем и вопросов, связанных с качеством обучения студентов, с частой сменой и подбором педагогов курса, руководимого Голубовским. За четыре года на курсе сменилось четыре (!) преподавателя по актерскому мастерству. Одним из них был Аньсар Халилуллин, которому Б. Г. Голубовским так и не была предоставлена возможность самостоятельной режиссерской работы. Принимая во внимание возраст художественного руководителя курса и его самоустранение от решения ряда ключевых вопросов, учитывая специфику обучения студентов в Сургуте и все объективные трудности эксперимента, Тамара Никифоровна на протяжении четырех лет обучения все возникающие вопросы по координации и обеспечению учебного процесса Сургутского курса РАТИ решала целенаправленно, предметно, системно, согласовывая все действия с ректоратом академии. "Отношения с руководителем курса складывались конструктивно, профессионально, бесконфликтно не один год и не только в период обучения будущих актеров, но и в процессе становления театра", - говорит Т. Н. Лычкатая. Плодотворная работа директора Сургутского курса РАТИ была отмечена благодарственными письмами руководства РАТИ по окончании обучения студентов.


За весь период обучения Б. Г. Голубовским не было предложено ни одной кандидатуры на должность главного режиссера театра (!). Учитывая, что эта должность - одна из ключевых в творческом процессе и что Аньсар Халилуллин уже работал со студентами и знал специфику сургутского эксперимента, Тамара Никифоровна, предварительно обсудив его кандидатуру с Голубовским, пригласила Халилуллина на эту должность.


Аньсар Халилуллин дал согласие работать в театре. Приступив к обязанностям главного режиссера 3 января 2001 года, он тут же уехал в Москву продолжать работу над постановкой спектакля в Театре Советской Армии. С 1 июня 2002 года ушел в ежегодный отпуск, а с 25 июля 2002 года по 1 апреля 2003 года находился в творческом отпуске, мотивируя его опять продолжением работы над спектаклем в Театре Советской Армии, из которого в Сургутский театр так и не вернулся. Надо заметить, что Халилуллину были созданы те же условия для работы, что и другим режиссерам театра. Ему была предоставлена материальная база для создания собственного спектакля по пьесе М. Метерлинка "Чудо святого Антония", у него была молодая труппа, с которой можно было строить свой театр.


Спектакль он поставил, но, к сожалению, оказался не готов к тому, что в театре надо служить ежедневно, работая над сохранением репертуара, выстраивая репертуарную политику театра, а не отсутствовать месяцами. Борис Гаврилович сетует по поводу несложившейся судьбы своего выпускника. Странно, что Б. Г. Голубовский не видит успехов другого выпускника РАТИ В. Матийченко, который во время отсутствия Халилуллина, в силу необходимости, взял на себя обязанности главного режиссера в нелегких условиях становления молодого театра, учился и рос вместе с ним, приобретал опыт, налаживая и ведя весь репетиционный процесс, поставив два собственных спектакля. Надо заметить, что этот молодой режиссер, специально обучавшийся для работы в своем родном городе, проделал огромную профессиональную работу по возвращению в репертуар театра спектакля "Декамерон" специально к 85-летнему юбилею своего педагога.


Уважаемый мэтр считает своим "теперешним горем" то, что театр был вынужден расстаться с некоторыми актерами. К чему лукавить, кому, как не человеку, более чем полвека отдавшему театру, не знать, что это живой организм и его болезни нестабильности - специфика любого творческого коллектива. Миграция актеров из театра в театр, из мастерской в мастерскую - это вполне естественный процесс. Социологический опрос утверждает, что, как правило, ежегодно в большинстве театров происходит обновление коллектива: поиск "своего" театра, "своего" режиссера - это часть поиска "своего" творческого лица. Это естественное право и режиссера, и актера выбирать и быть выбранным. Есть и объективные причины, по которым выпускники РАТИ не работают в театре: это и ошибка в выборе профессии, и замужество, и перемена места жительства, и финансовые проблемы. В Сургутском театре были и такие, кто сразу по окончании учебы (забыв сказать даже спасибо городу за полученное образование) поехал показываться в другие театры, не проработав в своем ни дня!


И, наконец, последнее: господин Голубовский выходит за рамки своей компетенции, вынося приговор театру. Театр состоялся, дышит жизнью и новыми режиссерскими и актерскими открытиями. Приглашение в театр и сотрудничество с известными перспективными режиссерами Г. Стрелковым, А. Горбанем, системная работа молодого режиссера В. Матийченко - это правильно выстроенная перспектива творческого роста молодых актеров, режиссера и всего коллектива театра. В репертуаре "умирающего" театра - 21 спектакль, два спектакля готовятся к премьерам. За прошедший год театр победил во многих номинациях на различных фестивалях. Среди них - номинации: "За лучшее воплощение идей и образов Ф. М. Достоевского", "За лучшую режиссуру", "За лучшую женскую роль" (2003 г., VII Международный фестиваль спектаклей по произведениям Ф. М. Достоевского, г. Старая Русса, председатель жюри фестиваля - народный артист России, секретарь Союза творческих деятелей РФ Г. Тараторкин); дипломы "За концептуальный подход в организации выставочного пространства", "За энтузиазм и преданность профессии" (2003 г., г. Москва, выставка "Сцена России"). Осенью 2003 года театр с ошеломляющим успехом гастролировал на Украине в городах Львове и Ивано-Франковске, имея в гастрольной афише пять стационарных спектаклей.


Более того, не имея собственной репетиционной базы и сценической площадки, мыкаясь по нескольким городским ДК, молодой театр имеет еще и детскую студию. На первое января 2004 г. в трех возрастных группах занимаются сценической речью, вокалом, хореографией, сценическим движением более 90 учащихся. Сегодня в РАТИ, в Щукинском училище, в школе-студии МХАТ, в Гуманитарном университете профсоюзов получают специальности режиссера, актера драмы и кино, актера музыкального театра, художника-сценографа семь выпускников студии. Эти ребята - будущее театра. Кто посмел сказать, что театр умирает!


Очевидно, что "теперешняя боль" художественного руководителя курса вызвана не попечительской заботой о театре, иначе Б. Г. Голубовский уже давно бы привлек внимание общественности к бедственному положению театра в связи с отсутствием у него здания на протяжении четырех творческих сезонов. И уже, к сожалению, не вызывает сомнения, что схемы разрушения театров Борису Гавриловичу Голубовскому хорошо известны.


Коллектив СМДТ" (всего 51 подпись).